Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение:
«Детский сад №2»
«Назад в прошлое»
Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе комбинированной направленности на основе народного фольклора, с использованием ИКТ.
Подготовила: музыкальный
руководитель Подрядова О.М.
г. Миасс, 2022 г.
Тема: «Назад в прошлое»
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие
Цель: Расширение представлений детей об истории России и культурных ценностях русского народа.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления о Родине – России, о событиях, происходящих в нашей стране;
Приобщать к музыкальному искусству России.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, обогащению словарного запаса;
Способствовать развитию ритмического, динамического, звуко-высотного, тембрального слуха;
Способствовать развитию певческих и интонационных навыков;
Способствовать развитию умения передавать в движении образ музыкального произведения;
Способствовать развитию творческой активности детей.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за свою страну;
Воспитывать умение выражать свои чувства;
Воспитывать интерес и уважение к культурным ценностям, традициям русского народа.
Предварительная работа:
Разучивание стихов и песен, русских народных хороводов, хороводных игр;
Работа с ритмическими карточками;
Игра на музыкальных инструментах (деревянных ложках);
Инсценирование песен.
Оборудование: музыкальный инструмент, музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, деревянные ложки, русские народные костюмы.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, задания, словесный рассказ;
Наглядные: иллюстрации, презентация;
Практические: музыкальные игры и хороводы, творческие задания.
Репертуар:
«На горе-то калина» р.н.п.
Слово на ладошке» муз. Е.Попляновой, сл. Н.Пикулевой
«Долговязый журавель» р.н.п.
Танец с ложками «Травушка-муравушка» р.н.м.
«Плетень» р.н.м.
«А мы просо сеяли» р.н.п.
«Катюша» муз. М.Блантера, сл. М.Блантера, сл. М.Исаковского
«Моя Россия» муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой
Ход НОД:
Вводная часть
Слайд №1 Титульный.
Организационный момент.
Дети под р.н.п. «На горе-то калина» заходят в музыкальный зал, встают полукругом.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы и добры молодцы, доброе утро дорогие взрослые.
Распевка «Доброе утро»
Музыкальный руководитель: Для начала, давайте познакомимся с нашими гостями.
Е.Поплянова «Слово на ладошке» (дети пропевают свои имена, темп от медленного до быстрого)
После распевки дети под р.н.п. садятся на стулья.
II. Основная часть
Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да!) Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по нашей родной стране. Ребята, а как называется наша страна?
Ответ детей: Россия!
Музыкальный руководитель: Правильно! Только мы сегодня отправимся с вами в далекое-далекое прошлое. Вы согласны? (Да!) Но в путешествие я возьму с собой только самых смелых, веселых, активных и музыкальных. Ответьте мне на вопрос, ребята: вы такие? Самые музыкальные и смелые?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: А на чем же мы отправимся в прошлое? Придумала! Предлагаю вам отправиться туда на волшебном звездолете, как когда-то давно отправился в первый полет в космос Ю.А.Гагарин. Готовы? Тогда повторяйте за мной:
Наш волшебный звездолет отправляется в полет!
Слайд №2 Полет 1.
Слайд №3 Русская деревня.
Музыкальный руководитель (показывает на экран): Ребята, представьте себе, что когда-то еще не было электричества, машин, самолетов, вертолетов. Люди жили в деревянных избах, девочки и девушки носили русские сарафаны, а мальчики и юноши косоворотки. Такие же костюмы надеты сегодня на вас. Правда? Люди работали в поле, собирали урожай, разводили скот. А после трудовых будней люди отдыхали. А на отдыхе люди пели песни и танцевали. Такие песни и танцы называют русскими народными. Ребята, а как вы думаете: Почему?
Ответы детей: потому что ее придумал народ, у нее нет определенного автора.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Мы с вами на музыкальных занятиях тоже поем русские народные песни. Предлагаю вам спеть песню «Долговязый…»
Дети: Журавель!
Слайд №4 Журавель
Дети выходят и встают полукругом.
Р.н. песня «Долговязый журавель»
Садятся на стулья.
Музыкальный руководитель (Музыкальный руководитель берет ложки): Ребята, давным-давно люди не только пели песни и танцевали, но и играли на музыкальных инструментах. Как вы думаете, когда появились деревянные ложки?
Ответы детей: давно, на Руси.
Слайд №5 Ложки
Музыкальный руководитель: Сначала ложки были из камня. А потом люди научились обрабатывать дерево. Так появились деревянные ложки, которые использовались для еды. Кто и когда первый додумался превратить их в музыкальный ударный инструмент неизвестно. Известно, что в 18 веке они очень были распространены среди бедных людей – крестьян. Во время праздничных гуляний люди брали в руки ложки, сковородки, кастрюли, печные заслонки и играли на них, сопровождая танец.
Слайд №6 Скоморохи
На ложках играли бродячие музыканты – скоморохи. Их ложки были украшены бубенцами. На ярмарках или праздниках скоморохи пели песни, частушки и подыгрывали себе на ложках.
Предлагаю вам исполнить танец с ложками под русскую народную мелодию «Травушка-муравушка».
Слайд №7 Танец
Дети берут ложки, встают в круг парами.
Танец с ложками «Травушка-муравушка».
Дети садятся на стулья, ложки убирают.
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы любите играть? (Да!) Только сегодня мы будем играть в игры, в которые играли давным-давно. Собирайся детвора, ждет нас русская игра!
Тень-тень-потетень,
Выше города…
Дети: Плетень!
Слайд № 8 Плетень
Дети встают в две шеренги напротив друг друга.
Игра «Плетень»
После игры:
Девочки: А мы быстрее вас!
Мальчики: А мы обгоним вас сейчас!
Слайд № 9 Просо сеяли
Игра «А мы просо сеяли» (начинают мальчики)
После игры дети садятся на стулья.
Музыкальный руководитель: Предлагаю вам, ребята, отправиться дальше в полет. Готовы? Тогда повторяйте за мной:
Наш волшебный звездолет отправляется в полет!
Слайд № 10 Полет 2
Слайд № 11 ВОВ
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами оказались в прошлом веке, 20-м. Это век ваших прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек, ваших мам и пап. Все из вас наверное знают про Великую Отечественную войну. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. За годы войны погибло более 27 миллионов человек. В эти тяжелые годы солдаты и обычные жители совершали героические поступки, спасая чужие жизни и приближая Великую Победу. А помогала нашему народу в боях песня. Как вы думаете, ребята, что это за песня?
Ответ детей: Катюша!
Слайд № 12 Катюша
Музыкальный руководитель: Песня «Катюша» всем знакома и любима, и кажется что эта песня военной поры. Но на самом деле песня написана раньше за три года до начала Великой Отечественной войны. Создателями легендарной песни являются композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский. Лидия Русланова, знаменитая певица, приезжала на фронт и исполняла песню перед бойцами.
Песня «Катюша» помогала выживать в невероятно трудных условиях, и громить врага и восстанавливать разрушенное хозяйство.
В 1945 году «Катюша» гремела по всей Европе, став одним из запоминающихся символов нашей Победы.
«Катюша» переведена на многие языки мира и французский и греческий и итальянский, японский и другие. Она является визитной карточкой России.
Исполнителями песни являются самые известные, любимые певцы и артисты. На празднике Победы 9 мая она звучит повсюду. Поёт её весь народ. Песня является поистине народной. Предлагаю и вам ее сегодня исполнить.
Дети выходят и встают полукругом.
Песня «Катюша».
Садятся на стулья.
Музыкальный руководитель: Предлагаю вам, ребята, отправиться дальше в полет. Готовы? Тогда повторяйте за мной:
Наш волшебный звездолет отправляется в полет!
Заключительная часть
Слайд № 13 Полет 3
Слайд № 14 Моя Россия
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами возвратились обратно в настоящее время, в нашу страну – Россию. Ребята, а какая наша страна?
Ответы детей: Самая большая, богатая, дружная, смелая, мирная,
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Я думаю, что среди вас нет таких, кто бы не гордился своей страной и не любил бы ее. Правда! Ребята, предлагаю вам исполнить песню «Моя Россия»!
Дети выходят и встают полукругом.
Песня «Моя Россия».
Садятся на стулья.
Слайд №15 До новых встреч!
Музыкальный руководитель: Ребята, наше путешествие подходит к концу.
Песни, танцы в нашем зале
Сегодня долго не смолкали,
Но пришла пора проститься,
А вам, ребята, петушками угоститься!
Музыкальный руководитель отдает воспитателю корзинку с петушками-леденцами.
Музыкальный руководитель: До свидания.
Дети пропевают «До свидания» и под музыку выходят из музыкального зала.