Урок №
Тема: Наземно-воздушная среда жизни.
Цели:
образовательные:сформировать представление об отличительных особенностях наземно-воздушной среды обитания и приспособленности организмов к жизни в этой среде
развивающие: развивать самостоятельную деятельность; умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
воспитательные:прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает;
развивать уважительное отношение к живым организмам, природе.
УУД:
ЛичностныеУУД:формирование мотивации учения, познания, понимают значение знаний для человека,формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире
Регулятивные УУД:самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности;умение организовать выполнение заданий учителя
Коммуникативные УУД:сотрудничество с учителем и сверстниками; умение слушать друг друга; умение воспринимать информацию на слух, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Познавательные УУД:извлечение информации из прослушанного материала, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу.
Планируемые результаты:
называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде; выделять характерные черты организмов, обитающих в разных условиях наземно-воздушной среды, описывать приспособления.
Метапредметные:развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников; приобрести навыки сотрудничества; приобрести умение слушать, задавать вопросы;
Личностные:умение составлять алгоритм действий; ставить перед собой учебную задачу; прогнозировать результат; выполнять задания по плану; умение работать с различными источниками информации.
Основные понятия урока:среда обитания: водная среда обитания, гидробионты
Оборудование:компьютер, проектор, презентация «Водная среда обитания.», электронное приложение учебника
Технологии:ИКТ, системно- деятельностный подход
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка д/з
1. Беседа с классом
1) Что понимают под средой обитания?
2) Каковы условия жизни в водной среде. Охарактеризуйте водную среду.
3)Как называются водные живые организмы?
4)Какие приспособления у животных к водной среде обитания?
2. Индивидуальная работа по электронному тренажеру
3.Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)
А) Птицы, медузы, моллюски, рыбы (наземно-воздушная среда)
Б) Ламинария, клевер, ряска, кувшинка (наземно-воздушная среда)
В) Карп, осьминог, дельфин, олень (наземно-воздушная среда)
- Что общего между выделенными названиями?
- Каким организмам будет посвящена тема урока? Приведите свои примеры.
4.Формулировка темы урока, постановка целей
- Какова тема урока?
- Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель урока. Что сегодня предстоит нам изучить?
5.Изучение нового материала
1. Понятие о наземно-воздушной среде обитания.
Составление схемы:
Температура
Абиотические условия наземно-воздушной среды
Влажность
Воздух
Ветер
Освещенность
Работа с учебником с.22, заполнение таблицы
Факторы среды | Наземно-воздушная |
Воздух | много |
Освещенность | много |
Влажность | мало |
Температура | разнообразна |
Ветер | есть |
2.Приспособление живых организмов к наземно-воздушной среде.
- Какие живые организмы обитают в наземно-воздушной среде?
Приспособления:
1)Животные должны иметь либо крылья, либо конечности, приспособленные для передвижения по твердой поверхности.
2)Наружные покровы приспосабливаются к изменениям температуры.
3)У растений должны быть хорошо развиты органы (корень, стебель, листья, цветки, плоды)
4)Наличие яркой окраски, аромата, приспособления для хранения влаги
- Какое влияние оказывает температура на живые организмы (работа с учебником)?
| Высокие температуры | Низкие температуры |
Животные | Поведенческие маневры | Пуховой и перьевой у птиц, шерстный у зверей, перелет птиц, спячка у некоторых животных |
Растения | Переход в состояние летнего покоя; спец.приспособления | Накопление сахаров и жиров; листопад |
5.Физминутка (электроннаяфизминутка для глаз)
6.Закрепление нового материала
1.С какой средой познакомились?
- Назовите особенности наземно – воздушной среды обитания?
- Каковы приспособления к высоким и низким температурам у животных и растений?
2.Вставьте пропущенные слова
Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
Пропущенные слова: достаточным, земле, кактус, влаги, температуры, птицы
7. Рефлексия учебной деятельности
Продолжите предложения:
-Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме?
- Достигнуты ли цель и задачи урока?
Дополните предложение высказав своё мнение об уроке
Сегодня на уроке ….
Я узнал….
Я научился….
Эти знания я могу использовать в..
8.Д/з: проработать с.22-23, с. 25 №1 (устно); творческое задание: выбрать организм и описать приспособления к наземно-воздушной среде