СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наземно-воздушная среда жизни

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Наземно-воздушная среда жизни" для обучающихся 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Наземно-воздушная среда жизни»

Урок №

Тема: Наземно-воздушная среда жизни.

Цели:

  • образовательные:сформировать представление об отличительных особенностях наземно-воздушной среды обитания и приспособленности организмов к жизни в этой среде

  • развивающие: развивать самостоятельную деятельность; умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

  • воспитательные:прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает;

развивать уважительное отношение к живым организмам, природе.

УУД:

  • ЛичностныеУУД:формирование мотивации учения, познания, понимают значение знаний для человека,формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире

  • Регулятивные УУД:самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности;умение организовать выполнение заданий учителя

  • Коммуникативные УУД:сотрудничество с учителем и сверстниками; умение слушать друг друга; умение воспринимать информацию на слух, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

  • Познавательные УУД:извлечение информации из прослушанного материала, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять ре­зультаты работы классу.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде; выделять характерные черты организмов, обитающих в разных условиях наземно-воздушной среды, описывать приспособления.

  • Метапредметные:развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников; приобрести навыки сотрудничества; приобрести умение слушать, задавать вопросы;

  • Личностные:умение составлять алгоритм действий; ставить перед собой учебную задачу; прогнозировать результат; выполнять задания по плану; умение работать с различными источниками информации.

Основные понятия урока:среда обитания: водная среда обитания, гидробионты

Оборудование:компьютер, проектор, презентация «Водная среда обитания.», электронное приложение учебника

Технологии:ИКТ, системно- деятельностный подход

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка д/з

1. Беседа с классом

1) Что понимают под средой обитания?

2) Каковы условия жизни в водной среде. Охарактеризуйте водную среду.

3)Как называются водные живые организмы?

4)Какие приспособления у животных к водной среде обитания?


2. Индивидуальная работа по электронному тренажеру

3.Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)

А) Птицы, медузы, моллюски, рыбы (наземно-воздушная среда)

Б) Ламинария, клевер, ряска, кувшинка (наземно-воздушная среда)

В) Карп, осьминог, дельфин, олень (наземно-воздушная среда)


- Что общего между выделенными названиями?

- Каким организмам будет посвящена тема урока? Приведите свои примеры.


4.Формулировка темы урока, постановка целей

- Какова тема урока?

- Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель урока. Что сегодня предстоит нам изучить?

5.Изучение нового материала

1. Понятие о наземно-воздушной среде обитания.

Составление схемы:


Температура




Абиотические условия наземно-воздушной среды

Влажность

Воздух





Ветер

Освещенность




Работа с учебником с.22, заполнение таблицы

Факторы среды

Наземно-воздушная

Воздух

много

Освещенность

много

Влажность

мало

Температура

разнообразна

Ветер

есть



2.Приспособление живых организмов к наземно-воздушной среде.

- Какие живые организмы обитают в наземно-воздушной среде?

Приспособления:

1)Животные должны иметь либо крылья, либо конечности, приспособленные для передвижения по твердой поверхности.

2)Наружные покровы приспосабливаются к изменениям температуры.

3)У растений должны быть хорошо развиты органы (корень, стебель, листья, цветки, плоды)

4)Наличие яркой окраски, аромата, приспособления для хранения влаги



- Какое влияние оказывает температура на живые организмы (работа с учебником)?


Высокие температуры

Низкие температуры

Животные

Поведенческие маневры

Пуховой и перьевой у птиц, шерстный у зверей, перелет птиц, спячка у некоторых животных

Растения

Переход в состояние летнего покоя; спец.приспособления

Накопление сахаров и жиров; листопад


5.Физминутка (электроннаяфизминутка для глаз)

6.Закрепление нового материала

1.С какой средой познакомились?

- Назовите особенности наземно – воздушной среды обитания?

- Каковы приспособления к высоким и низким температурам у животных и растений?

2.Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

Пропущенные слова: доста­точным, земле, кактус, влаги, температуры, птицы


7. Рефлексия учебной деятельности

Продолжите предложения:

-Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме?

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал….

Я научился….

Эти знания  я  могу  использовать в..

8.Д/з: проработать с.22-23, с. 25 №1 (устно); творческое задание: выбрать организм и описать приспособления к наземно-воздушной среде