СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова АК-74

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова АК-74»

Приложение 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова АК-74»

10 класс

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ СЦЕНАРНОГО ПЛАНА

ФИО разработчика (введите свои ФИО):

Хаблиев Олег Джабраилович

Место работы/регалии разработчика (введите свои место работы и/или регалии):

МБОУ СОШ №6 г.Беслана. учитель ОБЗР

Дата (введите дату заполнения разработчиком данного описания):

08.09.2024

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Предмет (укажите название учебного предмета):

ОБЗР

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10 класс

Номер урока (укажите номер урока согласно УТК):

17

Тема урока (укажите тему урока согласно УТК):

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова АК-74

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

Адаптация для детей с ОВЗ (выберите «да» или «нет» из списка. Для варианта «да» укажите дополнительно вид ОВЗ)

НЕТ

Планируемые результаты:

Для учителя

Для ученика

Развитие личностных, духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;


- готовность к служению Отечеству, его защите.

Ты узнаешь:

- тактика технические характеристики АК-74 и её модификации;

- какие неисправности возникают при стрельбе из АК-74;

- способы применения и целесообразность применения в различных условиях боя.

Ты научишься:

- проводить неполную разборку и сборку после напольной разборки АК-74 для чистки или устранения неисправностей;

- правильно чистить АК-74


Развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


- формирование умений взаимодействовать с окружающими;


-развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Автомат, Личное оружие солдата, скорострельность

Базовые понятия, единые для школьного образования (укажите одно или несколько соответствующих понятий - при их наличии):

квалификация

воспитание

обучение

обучающийся

Краткое описание (введите аннотацию к уроку):

Первенство в создании автомата - индивидуального самозаряжающегося

стрелкового автоматического оружия - принадлежит нашей Родине. Его в 1916 г.

создал выдающийся русский оружейник В.Г. Федоров. Большой вклад в развитие

автоматического оружия внесли ассистент Федорова с 1906 г. В.А. Дегтярев и

ученик - Г.С. Шпагин.

В 1947 г. неизвестный молодой конструктор Михаил Калашников, опередив

именитых оружейников, выиграл творческий конкурс по созданию стрелковой

системы под патрон 7,62 х

39 мм образца 1943 г. Автомат Калашникова стал одним

из лучших образцов стрелкового оружия, в 1960-е гг. его конструкции начали

триумфальное шествие по миру. В 1961 г. на вооружение приняты ручной пулемет

РПК, РПКС (со складным прикладом) и пулемет под более мощный винтовочный

патрон 7,62 53 мм - ПК/ПКС (пулемет Калашникова /ПК станковый). На его основе

разработан ПКТ, использовавшийся спаренным с пушкой на танках и БМП, с

крупнокалиберным пулеметом - на БТР, а также ПКБ для бортовых установок БТР и

вертолетов. В 1963 г. начато производство модернизированного АКМ, АКМС (со

складным прикладом). В начале 1970-х гг. принят на вооружение

модернизированный пулемет -ПКМ/ПКМС.

С 1974 г. производится АК-74. Уменьшение калибра с 7,62 до 5,45 мм

благоприятно повлияло на меткость и кучность стрельбы.

Ныне выпускается оружие Калашникова третьего поколения - АК-74М, его

версии - АК-101 и АК-102 под натовский патрон калибра 5,56 мм, АК-103 и АК-104

под патрон 7,62 мм, новый компактный АК-105 под патрон 5,45 мм и другие.

Автоматы Калашникова находятся на вооружении армий более 50 стран. В 18

странах в 1950— 1970 гг. было организовано лицензионное производство оружия

Калашникова, а безлицензионный выпуск ведется во многих странах. Шесть

государств украсили изображением его автомата свои национальные гербы. Всего

по разным оценкам выпущено от 50 до 90 млн (по данным РИА «Новости» и

американского Центра оборонной информации - более 100 млн) АК.

В 2006 г. в рейтинге экспертов США и Великобритании АК-47 признан лучшим

стрелковым оружием мира за 100 лет по точности огня, боевой эффективности,

оригинальности конструкции, удобству обслуживания и продолжительности

службы. Автомат Калашникова неофициально признан мировым изобретением века.

Изобретатель американской автоматической винтовки М-16 Юджин Стоунэр

признался, что в бою предпочел бы автомат Калашникова. Известный американский

исследователь оружия Эдвард Клинтон Изелл утверждает: «Ничего лучше, чем

автоматы Калашникова, в мире не появится до 2025 года». Думается, к этому сроку

в России последователи Калашникова создадут новые автоматы, которые удержат

мировое первенство.


БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

В зависимости от специфики предметной области, типа урока и других факторов разработчик может использовать все или некоторые из предложенных блоков, а также все или отдельные из предложенных модулей в рамках блоков.

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Модуль 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

1.1 краткий рассказ об огневой подготовке в армии и истории автоматического оружия

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):

Приняв доклад, провожу осмотр внешнего вида обучаемых-учащихся, объявляю тему и цель занятия.

Учесть недостатки при их наличии и устранить к следующему уроку

Модуль 1.2. Актуализация опорных знаний

1.2 Цель огневой подготовки - научить применять оружие в бою. Она включает

изучение материальной части оружия, приемов и правил ухода за ним, мер

безопасности, способов разведки целей и определения дальностей до них, основ,

приемов и правил стрельбы, метания ручных гранат.

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):

      1. 1. Первый учебный опрос.

Назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы АК-74

Первый учебный вопрос (12 мин.) - следует начать с назначения АК-74.

Это индивидуальное оружие, предназначенное для уничтожения живой силы и огневых средств противника.

Слагаемые превосходства АК над аналогичным оружием других стран:

высокие боевые и эксплуатационные качества;

феноменальная надежность;

малая чувствительность к загрязнениям, в том числе - грязной воде, пыли, мелкому песку (удары, падения, попадание в воду, запыление не влияют на работоспособность АК);

отличная работоспособность в любых климатических условиях;

стрельба одиночными (ОД) и основной вид огня - автоматический (АВ);

различные модификации АК под патроны трех калибров - 5,45 мм образца 1974 г., распространенные в мире 7,62-мм советского образца 1943 г. и натовские 5,56 мм;

простота конструкции;

технологичность и дешевизна в производстве.

АК-74 может использоваться с:

подствольным гранатометом (ГП-25, ГП-30);

оптическими и ночными прицелами.

Штык-нож для рукопашного боя может присоединяться к АК или использоваться отдельно.

Тактико-технические характеристики АК-74

Длина:

без штык-ножа / с примкнутым штык-ножом - 940/1089 мм;

канала ствола - 415 мм. Масса:

без магазина и штык-ножа / со снаряженным магазином - 3,07/3,6 кг;

штык-ножа - 0, 45 кг.

Дальность:

а) стрельбы:

прицельная - 1000 м;

эффективная - 600 м;

б) прямого выстрела:

по грудной фигуре - 440 м;

по ростовой фигуре - 525 м;

г) убойного действия пули - 1350 м;

в) предельная -3150м.

Темп стрельбы - 600 выстрелов в минуту.

Боевая (практическая) скорострельность (выстрелов в минуту):

очередями - до 100;

одиночными - до 40.

Магазин - коробчатый на 30 патронов.

Патрон - 5,45 х

39 мм образца 1974 г.

Начальная скорость пули - 900 м/с.

Дульная энергия - 1377 дж.

Пули - обыкновенные (со стальным сердечником) и трассирующие.

АК-74 состоит из следующих основных частей и механизмов:

ствол со ствольной коробкой, прицельным приспособлением, прикладом и

пистолетной рукояткой;

крышка ствольной коробки;

затворная рама с газовым поршнем;

затвор;

возвратный механизм;

газовая трубка со ствольной накладкой;

ударно-спусковой механизм;

цевье;

дульный тормоз-компенсатор;

магазин.

В комплект входят:

штык-нож;

пенал с принадлежностью (протирка, ершик, отвертка, выколотка,

шпилька);

ремень;

сумка для магазинов.

Принцип и схема работы автоматики АК-74 традиционна для оружия

Калашникова, основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из

канала ствола, к газовому поршню затворной рамы. При выстреле часть пороховых

газов через верхнее отверстие в стенке канала ствола попадает в газовую камору и,

воздействуя на газовый поршень, отбрасывает назад затворную раму. Затем она под

действием возвратного механизма перемещается в исходное положение,

перезаряжая автомат. Этот цикл занимает 0,1 секунды и определяет темп стрельбы -

600 выстрелов в минуту.

Довести до обучающихся информацию, разъяснить тем кто плохо усваивает

Делать пометки, и при необходимости задавать вопросы

1.2.2 Второй учебный вопрос

Неполная разборка и сборка АК-74

Второй учебный вопрос (15 мин.) учитель начинает с разъяснения того, что разборка автомата может быть:

неполная - для чистки, смазки и осмотра автомата;

полная - для ремонта, чистки при сильном загрязнении или перехода на новую смазку.

Правила разборки и сборки:

производить на столе или чистой подстилке;

части и механизмы класть в порядке разборки;

обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую, не применять излишних усилий и резких ударов;

при сборке сличить номера на частях (номеру на ствольной коробке должны соответствовать номера на газовой трубке, затворной раме, затворе, крышке ствольной коробки).

Порядок неполной разборки и сборки:

1. Отделить магазин.

2. Проверить: нет ли патрона в патроннике.

3. Вынуть пенал с принадлежностью из гнезда приклада (у АКС-74 - со

складывающимся прикладом - пенал размещается в кармане сумки для магазинов).

Затем отделить:

4. Шомпол.

5. Дульный тормоз-компенсатор.

6. Крышку ствольной коробки.

7. Возвратный механизм.

8. Затворную раму с затвором.

9. Затвор от затворной рамы.

10. Газовую трубку со ствольной накладкой.

Сборка АК-74 производится в обратном порядке.

Показывать на макете АК-74

Самостоятельно разобрать и собрать АК-74

Модуль 1.3. Целеполагание

1.3 научить применять оружие в бою. Она включает изучение материальной части оружия, приемов и правил ухода за ним, мер безопасности, способов разведки целей и определения дальностей до них, основ, приемов и правил стрельбы, метания ручных гранат.

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):

Показ и рассказ

Изучить в интернете как в дополнительном источнике информации

БЛОК 2. Освоение нового материала

Модуль 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

2.1 Для закрепления знаний целесообразно опросить двух-трех воспитанников

по вопросам:

1. Назначение АК.

2. Боевые свойства.

3. Общее устройство.

4. Принцип работы автоматики.

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):

2.2

1. Для чего нужен АК-74? 2. Какова дальность учебной стрельбы? 3. Как устроен АК-74? 4. ПО какому принципу работает АК-74

вопросы


2.3 Неполная разборка и сборка после неполной разборки

  1. Помощь и указание на ошибки

Внимательно и аккуратно тренировать навык

Модуль 2.2. Проверка первичного усвоения

2.2 разборка и сборка после неполной разборки с указанием названий частей и деталей АК-74

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):

Контроль правильности разборки и наименований

Изучение правильности разборки и названий частей и деталей АК-74

БЛОК 3. Применение изученного материала

Модуль 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

3.1.1 разборка и сборка после неполной разборки АК-74 на время

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):


Секундомер и листик для отметки

Знание норматива по сборке и разборке АК-74

3.1.2.



3.1.3




Модуль 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

3.2 рассчитать возможность попадания из АК-74 в мишень если противник находиться в 1200 метрах

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):


Предоставить доску с визуализацией задания

Изучить ТТХ АК-74

3.2.1




3.2.2





БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

В заключение преподаватель предлагает воспитанникам назвать части и механизмы автомата, 3-4 воспитанника выполняют неполную разборку и сборку автомата, объясняя свои действия.

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):

Предоставить АК-74

Совершенствовать технологию сборки и разборки поле неполной разборки







БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Модуль 5.1. Самооценивание, рефлексия

5.1. Беглый опрос и самопроверка учениками

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):

опрос

ответы

Модуль 5.2. Домашнее задание

5.2 Изучить ТТХ АК-74; совершенствовать технику неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа дома):

Нормативы неполной разборки оружия

Условие выполнения: оружие с присоединенным магазином на плащ-палатке, обучаемый находится у оружия. Оценка по времени: «отлично» - 15 с; «хорошо» - 17 с; «удовлетворительно» - 21 с.

Нормативы сборки оружия после неполной разборки

Условие выполнения: оружие разобрано, части и механизмы аккуратно разложены на плащ-палатке, обучаемый находится у оружия. Оценка по времени: «отлично» - 27 с; «хорошо» - 30 с; «удовлетворительно» - 36 с.



Правильность разборки

Тренировка норматива