СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Назначение и устройство слесарной ножовки. Резание металла слесарной ножовкой 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка уроков № 27-28 по технологии "Назначение и устройство слесарной ножовки. Резание металла слесарной ножовкой".

При обработке металлического сортового проката возникает необходимость вручную резать материал на части. Тонколистовой металл режут ножницами по металлу. С приемами работы ножницами вы познакомились в 5 классе. Сортовой прокат из-за толщины невозможно резать ножницами. Для этих целей применяют слесарную ножовку.

 

Просмотр содержимого документа
«Назначение и устройство слесарной ножовки. Резание металла слесарной ножовкой 6 класс.»

Конспект урока № 27-28

ТЕМА: Назначение и устройство слесарной ножовки. Резание металла слесарной ножовкой.

Задачи: 1.Ознакомить учеников с устройством слесарной ножовки. 2.Научить приемам резания слесарной ножовкой. 3.Развивать политехнический кругозор. Воспитывать аккуратность в работе.

Тип урока: комбинированный, практическая работа № 12 «Резание металла слесарной ножовкой».

Инвентарь и оборудование: учебники, тетради, слесарные ножовки, ножовочные полотна, масленки, таблица «Резание ножовкой».

Оформление доски: тема урока, новые слова (ножовочное полотно, хвостик).

Дата проведения: 2 четверть.



ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

2 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка)

II этап: Проверка домашнее задания

15 мин

1.УСТНЫЙ ОТВЕТ ПО КАРТОЧКЕ.

1.Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:

-- Как разрабатываются технологические карты изготовления изделия?

2.Для этого вспомни:

  • Рабочее место.

  • Этапы технологического процесса.

  • Правила безопасного труда.

3.Сделай вывод.


2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ.

В парах провести сравнение технологических карт.


Отвечает один ученик.








Обсуждают технологические карты.


III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

2 мин

Тема сегодняшнего урока «Назначение и устройство слесарной ножовки. Резание металла слесарной ножовкой».


При обработке металлического сортового проката возникает необходимость вручную резать материал на части. Тонколистовой металл режут ножницами по металлу. С приемами работы ножницами вы познакомились в 5 классе. Сортовой прокат из-за толщины невозможно резать ножницами. Для этих целей применяют слесарную ножовку.


План:

  1. Устройство и применение слесарной ножовки.

  2. Приемы работы слесарной ножовкой.

  3. Правила безопасной работы ножовкой.


Запись в тетради даты и темы урока.



IV этап: Изучение нового материала

25 мин

1.РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ СЛЕСАРНОЙ НОЖОВКИ.

В объеме учебника: § 20 стр. 88-89

Ручная ножовка применяется для разрезания толстого листового, полосового, круглого и профильного металла, а также для прорезания пазов, шлицев в головках винтов, обрезки заготовки по контуру.

Ножовка состоит из станка (рамки) и ножовочного головка. На станке с одной стороны закреплена неподвижная головка с хвостиком и ручкой, на другой стороне – подвижная головка с винтом для натяжения полотна.


2.ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ УСТАНОВКИ НОЖОВОЧНОГО ПОЛОТНА.

Ножовочное полотно – тонкая узкая стальная пластина с зубьями на одном или двух ребрах. Зубья на полотне имеют развод для уменьшения трения при пилении. От свойств обрабатываемого материала зависят число и размер зубьев полотна.

Полотно устанавливается на штифты головок таким образом, чтобы наклон зубьев шел от рукоятки. Для распиливания длинных заготовок полотно может быть закреплено под углом 90 °. Полотно в станке должно быть натянуто.

Ножовочное полотно для резки детали выбирают в зависимости от её твердости, формы и размеров.

При этом длинные пропилы требуют полотен с крупным шагом зубьев, короткие пропилы – полотен с более мелким шагом зубьев.

Тугое натяжение полотна исключает его вибрацию в процессе резания. Однако перетяг может привести к разрушению полотна в зонах отверстий.

Слабое натяжение полотна приводит к поломке при отклонении рамки от направления реза. Регулировка натяжения полотна осуществляется закручиванием гайки. Но если обычную гайку вращают ключом или плоскогубцами, все время, пробуя прогибаемость полотна, то гайку-барашек разрешается завинчивать лишь пальцами.


3.ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ РАБОТЫ СЛЕСАРНОЙ НОЖОВКОЙ.

При работе ножовкой по металлу требуется особое внимание к надежности крепления детали, которая будет распилена. Полотна ножовок по металлу намного тоньше полотен ножовок по дереву. Малейшее невнимание – и сдвиг детали приведет к поломке хрупкого полотна. Поэтому необходимо использовать тиски в процессе распиливания.

1) Положение корпуса и ног работающего ножовкой:

Действуя ножовкой, необходимо соблюдать правильное положение корпуса по отношению к месту распила, что в значительной степени определяет степень утомляемости работающего. Угол сгиба руки в локтевом суставе составляет 90° в начале процесса разрезания детали. Корпус работающего вместе со ступнями повернут приблизительно на 45° по отношению к оси тисков. Сами ступни несколько развернуты.

2) Положение рук при работе ножовкой:

Рукоятку ножовки берут правой рукой. При этом большой палец кладут вдоль рукоятки, которая упирается в ладонь. Остальные пальцы обхватывают рукоятку без особых усилий. Левая рука протянута и сжимает гайку-барашек и вертикальную часть колена цельной рамки или угольник раздвижной рамки. Пальцы левой руки лучше убирать с гайки-барашка по мере приближения их к разрезаемой детали и тискам. Пальцы должны обхватывать только вертикальную часть рамки. Но и в этом случае возможны травмы, если слишком сильно нажать на рамку в момент окончания разрезания – ножовка стремительно проваливается вниз.

3) Место разрезания должно быть расположено как можно ближе к тискам.

4) На заготовку наносят разметочные риски: ребром напильника делают углубление.

5) При пилении металла надо следить за тем, чтобы линии разметки остались на детали.

6) При работе ножовку держат двумя руками:

Двигают её плавно, без рывков. Скорость движения – 30-60 двойных ходов в минуту. Возвратно-поступательные движения ножовкой совершают плавно, равномерно, без рывков и ударов о деталь или какой-то другой предмет. Определена зависимость темпа работы ножовкой при распиловке металла от его твердости.

Металл

Число двойных ходов в минуту

Твердый

30-40

Средней твердости

40-50

Мягкий

50-60


7) Полотно ножовки режет только при движении вперед. Для уменьшения трения о разрезаемый материал полотно периодически смазывают маслом.

8) Наклон полотна допускается от плоскости к ребру заготовки. Начинать пиление с острого ребра нельзя.

9) При резании необходимо использовать всю длину ножовочного полотна.


4.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА.

Прочитайте правила безопасной работы слесарной ножовкой стр.91.

  • Надежно закреплять заготовку в тисках.

  • Работать плавно, без рывков.

  • Ручка ножовки должна быть исправной и плотно насаженной на хвостик.

  • Заканчивая резание, необходимо ослабить нажим на ножовку, поддержать часть заготовки, которую отрезаем.

  • Нельзя сметать металлическую стружку или опилки рукой. Нужно пользоваться специальной щеткой.


5.КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ.


6.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА.

Прочитайте § 20 стр. 88-90 и ответьте на вопрос: « Как пилить слесарной ножовкой тонколистовой металл?».

Полосовой металл легче пилится по узкой стороне. Если толщина меньше расстояния между тремя зубьями, зубья при пилении ломаются. В этом случае заготовку из листового металла закрепляется между двумя деревянными брусками. Пиление производится вместе с брусками.





Слушают учителя.








Смотрят за демонстрацией и слушают учителя.













Смотрят за демонстрацией и слушают учителя




























Самостоятельно читают текст.









Читают текст и отвечают на вопрос.


V этап: Практическая работа


30 мин

Практическая работа № 12

«Резание металла слесарной ножовкой».

1.Вводный инструктаж.

  • Подготовка рабочего места.

  • Выбор ножовочного полотна и его установка.

  • Пиление заготовки слесарной ножовкой.


2.Текущий инструктаж.

Корректировка хода практической работы.


3.Заключительный инструктаж.






Выполняют практическую работу.

VI этап: Первичное закрепление знаний

10 мин

Контрольные вопросы:

  1. Для чего применяется слесарная ножовка?

  2. Из каких основных частей состоит слесарная ножовка?

  3. Для чего место пропила смазывают маслом?

  4. Что представляет собой ножовочное полотно?



Отвечают на поставленные вопросы.

VII этап: Итог урока

3 мин

Учитель указывает ученикам на успехи в работе и недостатки, объясняет их причины и пути преодоления. Объявляет ученикам оценки. Называет лучших учеников.


Задают вопросы по теме учителю.

VII этап: Домашнее задание

2 мин

Прочитать § 20 стр. 88-91.


Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

-- Как резать заготовки слесарной ножовкой?


Записывают в дневник и тетрадь