Дата: 14.04.2023г.
Учитель начальных классов: Вольхина Юлия Викторовна
Тема урока: «Название компонентов и результата деления».
Цели урока:
Познавательная: создать условия для ознакомления с названием компонентов и результатом действия деления, расширить представление о конкретном смысле действия деления через решение задач на деление по содержанию и на равные части.
Коммуникативная: создать условия для формирования умения работать в парах, группах; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; воспитывать у учащихся взаимопомощь, взаимовыручку.
Регулятивная: создать условия для формирования планировать учебную задачу, выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать свою деятельность.
Личностная: создать условия для развития вычислительных навыков, логического мышления, интереса к математике, формирования познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Планируемые результаты:
- личностные:
формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; формирование ценностных отношений друг к другу;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений ;
формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание.
-метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
организация учебной деятельности, планирования,
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты.
-предметные:
усвоить понятия «компоненты и результат действия деления», использоватьматематическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия деление, находить понятия относящиеся к действию деления среди других предлагаемых компонентов.
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы каждого обучающегося, индивидуальные полоски-стикеры(средства обратной связи).
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, исследовательские, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока:
I этап.Организация класса. Включение в учебную деятельность с помощью доброй беседы, девиза.
Учитель:
Прозвенел долгожданный звонок, начинается урок.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть, желаю хорошего настроения и успехов.
Вы готовы преодолевать трудности на пути к знаниям? А для того, чтобы вы справились с любыми трудностями, которые будут вам встречаться на сегодняшнем уроке, мне бы очень хотелось, чтобы вашими спутниками, я бы даже сказала помощниками, были внимание, активность, смекалка, терпение, аккуратность. Ну и конечно же дисциплина.
-Давайте ребята учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните дети, без точного счета
Не сдвинется с места любая работа
IIэтап.Устная работа:
Учитель:
-Что такое умножение?
- Как называются числа при умножении?
-На что указывает первый множитель?
-Второй множитель?
- Как называются числа при сложении ?
- Что значит уменьшить число на несколько единиц?
- Как называются числа при вычитании ?
- Что значит увеличить число на несколько единиц?
- Как называется математическое выражение с «+»?, с «-»?
- Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
-Как найти неизвестное слагаемое, если известна сумма и другое слагаемое?
-Как найти уменьшаемое, если известна разность и вычитаемое?
Математический диктант: (дети записывают значения выражений в строчку, 1 человек за доской).
Учитель:
- Ребята, а сейчас математический диктант.
-Значения математических выражений, которые я буду говорить, вы, будете записывать в строчку. (1 человек за доской)
-1 множитель5, 2 множитель 2, найти произведение(5х2=10)
- 20 уменьшить на 7(20-7=13)
-1 слагаемое 9, 2 слагаемое 2, найти сумму(9+2=11)
-уменьшаемое 24, вычитаемое 10, найти разность(24-10=14)
-10 увеличить на 2(10+2=12)
-по 5 взять 3 раза(5х3-15)
-разность 33и 20(33-20=13)
10, 13, 11, 14, 12, 15,13,16, 14, 17, 15
Учитель:
- А теперь ребята, поменяйтесь с соседом по парте и у кого верный ответ ставите «+» над ним, неверный «-».
Учитель:
- Поднимите руку, у кого все верно – значит, ставите соседу отметку «5».
-У кого 1,2 ошибки? Ставите «4».
- 3-5 ошибок? Ставите «3».
- И более 5 ошибок – «2».
-Я проверю потом объективность ваших оценок и если буду согласна обведу в кружочек красной пастой, если не буду согласна- поставлю свою оценку.
- Возвращайте тетради соседу по парте.
- Можно ли данные числа объединить в одну группу? По какому признаку (они все двузначные).
-Докажите. Назовите разряды, из которых состоят двузначные числа? (единицы десятки)
- Какое число лишнее? (10- в разряде единиц стоит 0, 11- в этом числе одинаковое число единиц и десятков)
- Посмотрите, пожалуйста, на данный ряд чисел и попытайтесь найти закономерность в записи данного ряда чисел (уменьшается на 3, затем увеличивается на 2)
-Продолжим ряд чисел по этому же правилу
III. Готовность к новому способу действия: актуализация опорных знаний (коллективная и индивидуальная формы работы).
Учитель пишет на доске обучающимся математические равенства
6х2=12 6+2=8 6-2=4 6:2=3
Учитель:
-Чем похожи данные математические равенства? (При записи их компонентов используются одинаковые числа)
-Чем отличаются? (Знаками действий и числами, которые используются для записи результатов данных выражений)
-Прочитайте, данные равенства , используя названия их компонентов и результатов:
6х2=12( 1 множитель6 2 множитель 2, произведение 12)
6+2=8 (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма)
6-2=4(уменьшаемое, вычитаемое, разность)
VI. Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи
(цели урока).
Учитель:
-С каким новым математическим действием мы с вами недавно познакомились? (делением)
-А можете ли вы прочитать данное математическое равенство, используя название чисел при делении?
6:2=3
-Хотите научиться? Значит, что нового вы должны сегодня узнать на уроке? (Узнать, как называются компоненты и результат действия деления)
Вывешивается на доске данная запись-цель урока) и тема нашего урока звучит так: «Название компонентов и результата деления.»
V.«Открытие» детьми нового знания. Выявление закономерности, вывод правила.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, как может называться число, которое мы делим? (Вывешивается карточка со словом делимое)
-Число, которое на которое мы делим? (Вывешивается карточка со словом делитель)
-Результат действия деления?
(Вывешивается карточка со словом частное)
Итак, повторяем еще раз:
- Число, на которое мы делим получило в математике название делитель
-Результат действия деления получил название-частное.
-Само выражение при делении получило название- частное
-Прочитайте равенство , используя названия компонентов и результата действия деления( Делимое 6, делитель 2, частное равно 3)
-Прочитайте равентво, используя названия выражения и результата действия деления(Частное 6и 2 равно3)
Физкультминутка
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
VI. Первичное закрепление на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух.
Страница учебника 62
Читаем объяснение по учебнику.
№1 1 человек у доски, остальные в тетради .
1) Делимое 6, делитель 3 .Найти частное.(1 множитель 6, 2 множитнль 3, частное равно 2)
2) Найти частное чисел 12 и 6.
Нарисовать рисунок, записать и прочитать по-разному (1.Используя названия компонентов и результата действия деления. –Например 1 множитель 6, 2 множитель 3, частное равно 2, аналогично 2 равенство)
2. Используя названия выражения и результата действия, деления- например, Частное 6 и 3 равно 2
000/000 000000/000000
VII. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
№2 стр. 62
Учитель:
-Прочитаем вслух обе задачи.
1)Юля посадила 18 луковиц, в 3 ряда поровну. Сколько луковиц в каждом ряду?
2)Вера посадила 18 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?
-Чем они похожи? (Здесь говорится о луковицах, числовые данные одинаковые)
-Чем они отличаются? (Условия и вопросы разные)
-Выполним рисунок к первой задаче
-Сколько всего луковиц посадил Юра? (18- рисуем 18 кругов или овалов)
000000000000000000
-Как он их сажал? (В 3 ряда)
000000 /000000/000000
1.000000
2.000000
3.000000
-Что нужно узнать? (Сколько луковиц в одном ряду)
-Выполним рисунок ко второй задаче.
-Сколько всего луковиц посадил Юра? (18- рисуем 18 кругов или овалов)
000000000000000000
-Как он их сажал? ( По 3 луковицы в ряд)
000/000/000/000/000/000
-Что надо узнать? (Сколько получилось рядов)
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель:
-Запишите решение задачи самостоятельно, в скобках обязательно пишите наименование!!!!Задание выполняем в парах (на больших листочках, затем листочки вывесить на доску) - смотреть по времени
18:3=6(л.) – в каждом ряду 18:3=6(р.)-получилось
(Проверка на доске -вывешиваются листочки А4).
-Прочитайте равенства, используя названия компонентов и результата действия деления(Делимое 18, делитель 3, частное равно 6)
-Прочитайте равентва, используя названия выражения и результата действия деления(Частное 18и 3 равно 6)
-Что новое сегодня вы узнаете на уроке?
-Что означает в 1 и во2 равенстве число 18(количество луковиц)
-В первом и во втором число3.( В первом 3 ряда, во втором по 3 луковицы в ряд посадили).
-В первом и во втором число6(В первом количество луковиц в каждом ряду)
-Ребята, что вы заметили при решении задач?(Условия задач и вопросы разные, а решения одинаковые)
VIII: Включение знаний в систему знаний и повторение Составьте 2 задачи по их решению, похожие на предыдущие:12:2
Учитель:
-Прочитайте равенства, используя названия компонентов и результата действия деления(Делимое 12, делитель 2, частное нужно найти-Прочитайте равентва, используя названия выражения и результата действия деления(Частное12и 2)
-Я предлагаю вам решить по вариантам следующие задачи
Например,:
1) Ребята посадили 12 саженцев вишни, в 2 ряда поровну. Сколько саженцев в каждом в каждом ряду?(12:2=6(С.))
000000000000
1.000000
2.000000
2)Ребята посадили12 саженцев вишни, по 2 саженца в ряд. Сколько получилось рядов?(12:2=6(р.))
00/00/00/00/00/00
Учитель:
-Чем похожи и чем отличаются задачи? (Условия задач и вопросы разные, а решения одинаковые)
№6 стр. 62
Решить уравнения:
Х-9=7 х+30=70
Учитель:
-Ваши сверстники вот как решили уравнения:
Х=9-7 х=70+30
Х=2 х=100
-Что нужно было узнать в 1 уравнении?(уменьшаемое)
-Как его найти?( к разности + вычитаемое)
-Что нужно было узнать во 2 уравнении?(неизвестное 1 слагаемое)
-Как его найти?( Из суммы вычесть известное слагаемое)
IX. Итог урока
Учитель: - что нового узнали сегодня на уроке? Давайте каждый из вас попытается подвести итог урока, используя следующие фразы( на доске:
- Вы все очень хорошо работали, молодцы! Но особенно мне хотелось бы отметить:
X.Домашнее задание:
№3 страница 62, страница 62 правило.
XI. Рефлексия: Возьмите стикеры и приклейте их на ту ступеньку, на которой в данный момент, по вашему мнению, каждый из вас находится по умению выполнять письменные вычисления примеров нового вида.
Пока испытываю трудности
Хорошо, но могу лучше
Я молодец!