СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Назывные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 8-м классе

Просмотр содержимого документа
«Назывные предложения»

Восемнадцатое декабря.  Классная работа.

Восемнадцатое декабря. Классная работа.

«Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень много, не зная самого нужного»  Л.Н.Толстой

«Важно не количество знаний,

а их качество. Можно

знать очень много,

не зная самого нужного»

Л.Н.Толстой

Блиц-опрос - Что мы называем главными членами предложения? - Что мы называем грамматической основой предложения? - Что такое подлежащее? - Что такое сказуемое? - Как мы называем предложение, которое состоит из подлежащего и сказуемого? - Могут ли существовать предложения без одного из них? Не мешает ли это пониманию смысла? - Как мы называем такие предложения? - Какие предложения называются односоставными? - На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?

Блиц-опрос

  • - Что мы называем главными членами предложения?
  • - Что мы называем грамматической основой предложения?
  • - Что такое подлежащее?
  • - Что такое сказуемое?
  • - Как мы называем предложение, которое состоит из подлежащего и сказуемого?
  • - Могут ли существовать предложения без одного из них? Не мешает ли это пониманию смысла?
  • - Как мы называем такие предложения?
  • - Какие предложения называются односоставными?
  • - На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?

Односоставные предложения с главным членом подлежащим с главным членом сказуемым определённо- личные назывные неопределённо- личные безличные

Односоставные предложения

с главным членом

подлежащим

с главным членом

сказуемым

определённо-

личные

назывные

неопределённо-

личные

безличные

  Дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ.   1.Брожу по набережной снова. 2.Повеет полем, первой бороздой. 3.Его везли из крепости, из Бреста. 4.В лесу держался запах прелой травы.  5.В Сибири не любят горячку и спешку. 6.Поет зима, аукает.  7.Положи книгу на стол. 8.Горит восток зарею новой.

Дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ.

1.Брожу по набережной снова.

2.Повеет полем, первой бороздой.

3.Его везли из крепости, из Бреста.

4.В лесу держался запах прелой травы.

5.В Сибири не любят горячку и спешку.

6.Поет зима, аукает.

7.Положи книгу на стол.

8.Горит восток зарею новой.

  Проверим себя!   1. односоставное 2. односоставное 3. односоставное 4. двусоставное 5. односоставное 6. двусоставное 7. односоставное 8. двусоставное  + справился с заданием ± есть ошибки ! не справился с заданием

Проверим себя!

1. односоставное

2. односоставное

3. односоставное

4. двусоставное

5. односоставное

6. двусоставное

7. односоставное

8. двусоставное

+ справился с заданием

± есть ошибки

! не справился с заданием

Вставьте пропущенные буквы Ветре..ый день, оч...рование осени, бе..вку́сный, подошел на ц..почках, чу..ство долга, стена покраше..а, без..мянный, пр..спокойный

Вставьте пропущенные буквы

  • Ветре..ый день, оч...рование осени, бе..вку́сный, подошел на ц..почках, чу..ство долга, стена покраше..а, без..мянный, пр..спокойный
Ветре. н .ый день, оч. а ..рование осени, бе. з .вку́сный, подошел на ц. ы .почках, чу. в .ство долга, стена покраше. н .а, без. ы .мянный, пр. е .спокойный
  • Ветре. н .ый день, оч. а ..рование осени, бе. з .вку́сный, подошел на ц. ы .почках, чу. в .ство долга, стена покраше. н .а, без. ы .мянный, пр. е .спокойный
Назывные предложения

Назывные предложения

-Находить назывные предложения. -Отличать их от других видов односоставных предложений. -Определять роль назывных предложений в художественной литературе

-Находить назывные предложения.

-Отличать их от других видов односоставных предложений.

-Определять роль назывных предложений в художественной литературе

Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Они восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира.  «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»

Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Они восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»

Односоставные  предложения, в которых главный член выражен существительным или местоимением в именительном падеже , называют  назывными. напоминает подлежащее  Лес . Тишина . Безлюдье . Вот и  он !

Односоставные предложения, в которых главный член

выражен существительным или местоимением в именительном падеже , называют назывными.

напоминает

подлежащее

Лес .

Тишина .

Безлюдье .

Вот и он !

Запомнить!     Назывные предложения могут быть распространенными  и нераспространенными.   Вечер. – Тихий вечер.  Шепот. – Робкое дыханье.   Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений  (согласованные и несогласованные).

Запомнить!

Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Вечер. – Тихий вечер.

Шепот. – Робкое дыханье.

Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

В чем состоит смысл назывных предложений? Утверждаем бытие и реальность! здесь и сейчас

В чем состоит смысл назывных предложений?

Утверждаем бытие

и реальность!

здесь и сейчас

Особенности назывных предложений Один  момент,  один  кадр,  одно  мгновение. Летняя  тишина . Полуденное  безмолвие . Птичья возня . Трава ,  устало склонившаяся к воде.

Особенности назывных предложений

Один момент, один кадр, одно мгновение.

Летняя тишина .

Полуденное безмолвие .

Птичья возня .

Трава , устало склонившаяся к воде.

Употребление назывных предложений в речи . Назывные предложения чаще употребляются в художественной литературе, в газетных и журнальных статьях.  С их помощью лаконично и точно рисуется место и время действия, пейзаж, обстановка.

Употребление назывных предложений в речи .

Назывные предложения чаще употребляются в художественной литературе, в газетных и журнальных статьях.

С их помощью лаконично и точно рисуется место и время действия, пейзаж, обстановка.

Цифровой диктант 1. Зимний лес. 2. Занесенная снегом избушка. 3. Идет снег. 4. Вечереет. 5. По темному небу плывут облака. 6. Тоскливо. 7. Изредка птицы ночные кричат. 8. Тишина. 9. Величавые ели. 10. Засыпает страна Снежной королевы .

Цифровой диктант

  • 1. Зимний лес.
  • 2. Занесенная снегом избушка.
  • 3. Идет снег.
  • 4. Вечереет.
  • 5. По темному небу плывут облака.
  • 6. Тоскливо.
  • 7. Изредка птицы ночные кричат.
  • 8. Тишина.
  • 9. Величавые ели.
  • 10. Засыпает страна Снежной королевы .

Взаимопроверка 1, 2, 8, 9 + справился с заданием ± есть ошибки ! Не справился с заданием

Взаимопроверка

1, 2, 8, 9

+ справился с заданием

± есть ошибки

! Не справился с заданием

Запишите назывные предложения В хорошую погоду не сидишь дома. В лесу потемнело. Слезами горю не поможешь. Укутанные инеем, притихшие леса. Светлые дали. Ясный день. Пахнет прибитой дождём пылью. Мне не работалось.  Я не работал. Первый звонок.

Запишите назывные предложения

  • В хорошую погоду не сидишь дома.
  • В лесу потемнело.
  • Слезами горю не поможешь.
  • Укутанные инеем, притихшие леса.
  • Светлые дали.
  • Ясный день.
  • Пахнет прибитой дождём пылью.
  • Мне не работалось.
  • Я не работал.
  • Первый звонок.
Взаимопроверка 4.Укутанные инеем, притихшие леса. 5.Светлые дали. 6.Ясный день. 10.Первый звонок. + справился с заданием ± есть ошибки ! Не справился с заданием

Взаимопроверка

4.Укутанные инеем, притихшие леса.

5.Светлые дали.

6.Ясный день.

10.Первый звонок.

+ справился с заданием

± есть ошибки

! Не справился с заданием

Какие знаки препинания ставятся в конце назывных предложений? точка Весна. Обновление. Жизнь. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Долина роз! Самые эти слова меня волновали. восклицательный знак А какая  вода ? А какой  отдых ? А  грибочки, грибочки ? вопросительный знак многоточие Испания…  Туда стремилось мое сердце .

Какие знаки препинания ставятся в конце назывных предложений?

точка

Весна. Обновление. Жизнь.

Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!

Долина роз! Самые эти слова меня волновали.

восклицательный знак

А какая вода ? А какой отдых ? А грибочки, грибочки ?

вопросительный знак

многоточие

Испания… Туда стремилось мое сердце .

Запишите назывные предложения Синее бездонное небо. После драки кулаками не машут. Ярмарка. Крещенский мороз. От пруда потянуло холодом. И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, подумать, помечтать... После дождя нам дышится особенно легко. Хохот, шум, неразбериха... Читаешь книгу о далеких странах, и хочется увидеть весь мир.  Приятная прохлада. Повеяло теплым ветром. Мы не увидимся больше. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Минут через пять они впустили Мишку. Работницы несут в сетках желто-красные яблоки. По радио передавали классическую музыку. Мне нездоровилось.

Запишите назывные предложения

  • Синее бездонное небо.
  • После драки кулаками не машут.
  • Ярмарка. Крещенский мороз.
  • От пруда потянуло холодом.
  • И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, подумать, помечтать...
  • После дождя нам дышится особенно легко.
  • Хохот, шум, неразбериха...
  • Читаешь книгу о далеких странах, и хочется увидеть весь мир. 
  • Приятная прохлада.
  • Повеяло теплым ветром.
  • Мы не увидимся больше.
  • Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
  • Минут через пять они впустили Мишку.
  • Работницы несут в сетках желто-красные яблоки.
  • По радио передавали классическую музыку.
  • Мне нездоровилось.
Взаимопроверка 1.Синее бездонное небо. 3.Ярмарка. Крещенский мороз. 7.Хохот, шум, неразбериха... 9.Приятная прохлада. 12.Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.  + справился с заданием ± есть ошибки ! Не справился с заданием

Взаимопроверка

1.Синее бездонное небо.

3.Ярмарка. Крещенский мороз.

7.Хохот, шум, неразбериха...

9.Приятная прохлада.

12.Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

+ справился с заданием

± есть ошибки

! Не справился с заданием

Подведем итоги  1.Назывные – односоставные предложения?  2.Может ли назывное предложение быть распространённым?   3.Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным?   4.Правда ли, что назывные предложения распространяются обстоятельствами?   5.Могут ли входить в состав назывных предложений частицы  ну и, что за, вот, какой ?   6.Правда ли, что назывные предложения обозначают, что предмет или явление существует в настоящем времени?  да да да нет да да

Подведем итоги

1.Назывные – односоставные предложения?

2.Может ли назывное предложение быть распространённым? 

3.Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? 

4.Правда ли, что назывные предложения распространяются обстоятельствами? 

5.Могут ли входить в состав назывных предложений частицы  ну и, что за, вот, какой

6.Правда ли, что назывные предложения обозначают, что предмет или явление существует в настоящем времени? 

да

да

да

нет

да

да

Составьте и запишите назывные предложения + справился с заданием ± есть ошибки ! Не справился с заданием

Составьте и запишите назывные предложения

+ справился с заданием

± есть ошибки

! Не справился с заданием

Запомни! Назывное предложение – это предложение, в котором главный член выражен существительным или местоимением в именительном падеже .  Назывные предложения могут быть как нераспространенными , так и  распространенными . Назывные предложения отражают один момент настоящего .

Запомни!

  • Назывное предложениеэто предложение, в котором главный член выражен существительным или местоимением в именительном падеже .
  • Назывные предложения могут быть как нераспространенными , так и распространенными .
  • Назывные предложения отражают один момент настоящего .
Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс...    (А. Пушкин)

Шум, хохот,

беготня,

поклоны, галоп,

мазурка, вальс... (А. Пушкин)

           Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая березовая роща,  Редкий лес на берегу реки.  (Д.Кедрин)

Глушь да топь, коряги да пеньки.

Старая березовая роща,

Редкий лес на берегу реки.

(Д.Кедрин)

 Вечер. Взморье. Вздохи ветра.  Величавый возглас волн.  Близко буря. В берег бьется  Чуждый чарам черный челн.  К. Бальмонт ЧАРЫ – волшебство, колдовство)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

К. Бальмонт

ЧАРЫ – волшебство, колдовство)

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет.  Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. А.А.Блок

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

А.А.Блок

Домашнее задание Придумайте небольшой текст (стихотворный или прозаический), используя назывные предложения, на тему:  «Школьная перемена».

Домашнее задание

Придумайте небольшой текст (стихотворный или прозаический), используя назывные предложения, на тему:

«Школьная перемена».

рефлексия

рефлексия

Урок закончен !

Урок закончен !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!