Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности. Практическая работа: исследовательская работа с текстом Вспомните исторический контекст создания стих-ия. Предположите, как еще можно понять образ «мрачные пропасти земли». Обобщение: Относительно смысла заключительной строки стихотворения в литературе утвердилась трактовка, приписывающая фразе «в мрачных пропастях земли» конкретный злободневно-политический подтекст. Под мрачными пропастями земли принято понимать сибирские рудники, в которых работали осужденные на каторгу декабристы из числа лицейских соучеников Пушкина (таковыми называют И. И. Пущина и В. К. Кюхельбекера). Аналитическое задание: сравните, что пишут о стихотворении «19 октября 1827» (и специально о его последней строке) разные литературоведы. Сформулируйте вывод = работа в парах с раздаточным материалом 1) Ю. Г. Оксман и М. А. Цявловский: «[...] в последнем стихе имеются в виду лицейские товарищи Пушкина, приговоренные к каторжным работам декабристы И. И. Пущин и В. К. Кюхельбекер». 2) И. И. Замотин: «В стихотворении "19 октября 1827 г." [...] Пушкин, обращаясь с приветом к своим товарищам по Лицею, разбросанным по разным местам и переживающим неодинаковую участь, вспоминает и декабристов его лицейского выпуска, томящихся на каторге в далекой Сибири». 3) Э.Э. Найдич: «Стихотворение Пушкина "19 октября 1827" [...] в последней своей строке содержит привет его товарищам-декабристам, находившимся в сибирской ссылке». 4) Б. Мейлах: «В написанном к лицейской годовщине стихотворении "19 октября 1827" вспоминаются друзья, находившиеся на каторге — "в мрачных пропастях земли"». 5) В.Г. Костин: «В двух четверостишиях дана яркая характеристика того положения, в котором находились друзья по лицею в годы реакции. Здесь сказано и о тех, в судьбе которых ничего не изменилось: они находились в обычных "заботах жизни, царской службы"; и о тех, которые за свою революционную деятельность были жестоко наказаны, томились в застенках и каторжных рудниках — "в мрачных пропастях земли". К последним относились декабристы Пущин и Кюхельбекер.» 6) Д. Благой: «[…]стихотворение "19 октября 1827", заканчивающееся, в прямой перекличке с посланием в Сибирь, новым задушевным приветом тем друзьям-декабристам, кто томится "в мрачных пропастях земли"». 7) Я.Л. Левкович: «[...] к каждой строке стихотворения может быть дан реальный комментарий. "В краю чужом" (в первоначальном варианте "в стране чужой") в это время были Ломоносов и Горчаков, в «пустынном море» — Матюшкин, который осенью 1827 г. завершил кругосветное плавание на шлюпе "Кроткий", "в мрачных пропастях земли" — Пущин и Кюхельбекер». 8) И. Ю. Юрьева: «[...] этой стихотворной молитвы за друзей-лицеистов, среди которых были и декабристы, заточенные "в мрачных пропастях земли"». Творческое задание: словарная работа в парах с последующим обсуждением Подберите словарный ряд по теме урока с учетом направления развития темы: свобода. Аналитическое задание = в группах с последующим обсуждением, взаимодополнением Задания: - расскажите кратко о судьбе декабристов после восстания 1812 г. (см. дополнительный материал) - дайте краткий пересказ романа «Северная повесть» Роман «Северная повесть» написан в трех частях. Описание начинается с периода восстания декабристов. Морской офицер Бестужев живет на Камчатке, в ссылке, у смотрителя маяка. Он познакомился с его дочерью Анной, а через некоторое время влюбился в нее. На праздновании очередного мероприятия, командир подразделения Киселев оскорбляет Анну. Бестужева такой поступок выводит из себя. Он вызывает на дуэль Киселева. Во время дуэли офицер погибает от руки своего командира. Возлюбленная нашла письмо, где Бестужев писал о своих чувствах к ней и просил прощения за то, что не предупредил о дуэли. Во второй главе, события разворачиваются через 90 лет. Александр Щедрин – выпускник морского института. Прибывает на Аландские острова. Знакомится с местным рыбаком Петером и его женой Мартой. Однажды за разговором они выясняют интересную историю. В те времена дед Петера помог дедушке Александра Николаю Щедрину пересечь границу. Этим человеком оказался Павел Бестужев, невеста которого Анна родила мальчика, отца Петера. У рыбака сохранилось даже письмо, которое написал его дед, незадолго до гибели, невесте Анне. Третья часть повествует о художнике Тихонове. Однажды он участвовал в культурном мероприятии по открытию художественных академий. На праздничное событие были приглашены несколько поколений моряков. Приехал Щедрин с дочерью Петера и Марты – Мари Якобсон. За разговором узнается еще одна подробность. Оказывается, дед художника Тихонова был похоронен в одной могиле с Бестужевым в 1826 году. В своей повести Паустовский показал три семьи, судьбы которых переплелись через многие года. А представители этих семей совершенно случайно встретились в один день, на праздничном мероприятии. Эта замечательная повесть учит читателя настоящей любви, без предвзятого отношения, чести, доблести и достоинстве. - обратитесь к эпизодам романа Паустовского из части 1 (см. дополнит. материал): Встреча Солдат Семен Тихонов с обессиленным офицером матросом («спасаемся от царской петли») Наказание шпицрутенами Тихонова Эпизод дуэли Бесстужева и Киселева Письмо Бесстужева Анне Какие традиции русской классики в изображении героев продолжает К.Паустовский; какие литературные ассоциации вызывают? 1 – гуманизм 2 – толстовский р. «После бала»: наказание татарина 3 – Пушкин, Лермонтов: эпизоды дуэли 4 – Пушкин |