СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НЕ с существительными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«НЕ с существительными.»

Тема урока. НЕ с существительными.

Цель урока. Познакомить с правописанием НЕ с существительными, уметь определять условия выбора написания, различать приставку не-, частицу не, не – часть корня, развивать стремление выработки положительных черт характера, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование. Компьютерная презентация, карточки, диск «Фраза».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

1.Зачитать сочинение на тему: «Первый раз в музее ( в гостях, в театре, школе…)

2. Рецензия на сочинение.

11. Работа над новым материалом.

1.Открытие презентации (Тема урока. П. 43. Не с существительными.)

Материал для наблюдения:

- В каком предложении НЕ является приставкой, а в каком – частью слова?

А) Нерешительность вратаря привела к проигрышу команды.

Б) Ненастье задержало наш отъезд.

В) Не силой борются, а умением.

- Назвать однородные члены в третьем предложении.

-Каким союзом связаны?

2.Обозначение орфограммы № 32.» (кадр № 2).

1. Ненастье (не употр. без не), небрежность.

Слитно: 2. Неправда (ложь),

Несчастье (горе).

Раздельно: Не друг, а враг.

  1. Чтение правила, стр. 100.

  2. Чтение стихотворения Б. Заходера (Ученица читает наизусть)

- Найти неточность.

Побывал я однажды в стране, где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением: что за лепое положение!

Но кругом было тихо – тихо, и кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки голубые цвели забудки.

И погода стояла настная, и гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже, пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха шёл умытый причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей шли суразный Дотёпа и Вежа.

И навстречу всем утром рано улыбалась Царевна – Смеяна.

Очень жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ.

5.Работа по учебнику. Упр. №215. Подбор синонимов.

111. Закрепление материала.

1.Работа со словарём С. И. Ожегова.

Подобрать существительные по лексическому значению:

- Грубый невоспитанный человек (невежа)

- Человек, которому не сидится на месте (непоседа)

- Недоучившийся человек (недоучка)

- Неуклюжий, неловкий человек (недотёпа).

- Что объединяет записанные слова? (Сущ. общего рода)

2. Кадр презентации. Цифровой диктант.

1 вариант. Пишутся слитно – (1, 3).

2 вариант. Пишутся раздельно- (2, 4).

  1. (Не)счастье состарило его за один год.

  2. (Не) везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в учении.

  3. Бабушка рассказала много (не)былиц.

  4. Глупость (не) порок, а беда.

3. Индивидуальная работа у компьютера.

Диск «Фраза», (2- 3 человека).

4. Кадр презентации. Самостоятельная работа.

- Перепишите, заменяя выделенные слова сходными по смыслу с приставкой НЕ_.

Ложь не поможет. Новая атака противника была отбита. Враги распространяли о нём всякие выдумки.

Слова для справок: неприятель, неправда, недруг, небылицы.

5.Работа по карточкам. Объясни пословицу:

(Не) место красит человека, а человек место.

(Не)правдой (не) проживёшь.

(Не)друг поддакивает, а друг спорит.

6. Кадр презентации. - Отгадай загадку:

(Не) дерево, а с листочками, (не) рубашка, а сшита, (не) человек, а рассказывает.

Трещит, а (не) кузнечик, летит, а (не) птица, везёт, а (не) лошадь.

(Не) море, (не) земля, а кораблям плавать нельзя.

Обобщение. Кадр презентации.

- С какой темой мы сегодня познакомились?

- Когда НЕ с существительными пишется слитно?

- Когда НЕ пишется раздельно?

4. Задание на дом. Параграф 43. Упр. №242.

Придумать сказку про частицу НЕ и приставку НЕ-