Русский родной язык
4 класс
Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака
«Школьнику на память».
Доскажите слово
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно …
учись!
Ты думал: школа не вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет …
ждать.
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.
Не отправится охотник
Без ружья стрелять гусей,
Не оставит дома плотник
Молотка или гвоздей.
Ты не должен оставлять
Дома книжку и …
тетрадь.
В нашей школе есть закон:
Вход неряхам …
запрещён!
Любит летчик самолет.
Пулеметчик – пулемет.
Как стекло, светло и чисто
Блещет мастера станок.
У бойца-кавалериста
Серебром горит клинок.
Содержи и ты в порядке
Парту, книги и …
тетрадки.
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней …
лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно,
На уроках не болтай,
Как заморский …
попугай.
Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит …
в класс!
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит, сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку …
подними.
Обязан каждый ученик
Держать в порядке свой дневник,
Показывать родителям,
Что задано …
учителем.
Определите тему стихотворения.
Это стихотворение о школе.
Какова его главная мысль?
Чтобы
учиться хорошо, надо соблюдать школьные правила, стараться.
Прочитайте текст. Какие необычные школьные принадлежности в своем стихотворении упоминает Юнна Мориц?
Расскажите что вы о них знаете .
В начале осенней поры
Проснитесь-ка, будьте добры!
Вскочите, как ранние птички!
Беру я цветные шары
Давайте пригладим вихры
И в школу влетаю,
И в ленты нарядим косички.
Пишу и читаю, -
Потише-ка, будьте добры!
С цветами толпа детворы
По утренней мчится прохладе.
Точить на уроках балясы,
Проказничать,
Пожалуйста, будьте бодры,
В портфель собирая тетради!
Строить гримасы,
Валять дурака,
В начале осенней поры,
Отвечать с потолка -
Не вздумайте, будьте добры!
Пожалуйста, будьте добры
Не спать на ходу, как тетеря,
А школьные вычистить перья!
Заправьте чернилами ручки,
Пожалуйста, будьте добры!
Внимание!
Ведь мы набарахтались в речке,
Входит учитель -
Нажарились в солнечной печке, -
Мечтатель,
Пожалуйста, будьте бодры
В начале осенней поры!
А также мыслитель.
Всем-
Ушки держать на макушке!
Пожалуйста, будьте бодры!
Гусиное перо использовали в качестве письменного инструмента на протяжении VII—XIX веков, вплоть до изобретения металлического пера. После того как в 1803 году было запатентовано металлическое перо для ручки, гусиное перо начало постепенно сдавать свои позиции, и к концу XIX века ручки с металлическим пером полностью вытеснили недолговечные и требующие частой замены гусиные перья. При этом в ряде европейских языков ручка для письма унаследовала название от своего предшественника — например, в чешском, словацком, словенском и сербском языках она называется перо/pero .
Выпишите из текста все фразеологизмы.
Точить балясы, валять дурака, отвечать с потолка,
ушки держать на макушке, спать на ходу.
Точить балясы- попусту болтать, много разговаривать о пустяках.
Валять дурака – дурачится, потешать выходками .
Отвечать с потолка – наобум, без достаточных оснований.
Ушки держать на макушке – быть внимательным и готовым к чему - либо непредвиденному и неожиданному.
Спать на ходу —так говорят об усталом и не выспавшемся человеке или о человеке, вялом, нетрудолюбивом, медлительном, которому ничего не интересно.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значений слова урок .
Урок
1. Учебная работа, заданная учителем учащемуся для приготовления к следующему занятию.
Урок
2. Учебный час(или иной период времени), посвященный отдельному предмету (в школе или в домашнем обучении).
Урок
3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.
К каждому толкованию значения слова подберите соответствующий пример. Запишите в тетрадь третье толкование с подобранными к нему примерами.
А. Через несколько дней Коля задорно читал нам замечательное стихотворение, в котором он преподал урок доброты, милосердия читателям будущих времён.(В.Астафьев «Затеси»)
1. Урок- учебная работа, заданная учителем учащемуся для приготовления к следующему занятию.
Б. « Я бы желал, - сказал Алёша,- чтобы, не учившись я всегда знал урок свой, какой бы мне ни задали»(А. Погорельский «Чёрная курица»)
2.Урок- учебный час(или иной период времени), посвященный отдельному предмету (в школе или в домашнем обучении).
В. Начался последний урок. (А. Алексин «Мой брат играет на кларнете»)
Г. Я учусь хорошо. Не только без страха ожидаю учителей, но даже чувствую некоторое удовольствие в классе. Мне весело — ясно и отчётливо сказать выученный урок.
3.Урок- нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.
Д. Не пошли ему впрок ни уроки прошлого, ни упрёки собственной совести...
Е. Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок .
Прочитай фрагмент книги «Занимательная Греция». Почему у текста такой заголовок?
« Логии», «графии», «метрии»
Биология -совокупность наук о живой природе, о закономерностях органической жизни.
Биография - описание
География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с её природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.
Геология -наука о строении, составе, истории Земли, земной коры, размещении в ней полезных ископаемых и методах их изыскания.
Геометрия - раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.
чьей-нибудь жизни .
Прочитав текст М. Л. Гаспарова из упражнения 3, ученик «перевёл» некоторые слова с греческими корнями на русский язык. Восстановите слова, которые он переводил, запишите их в тетрадь .
1 ) дально-писатель
2) дально-звучатель
3) звуко-писатель
.
телеграф
.
телефон
фонограф
Слова для справок: tele (теле-) — далеко, phone (фон-) — звук.
Запиши слова в тетрадь.
Добавь к каждому ряду 2-3 слова.
- биология, психология,…
- фотография, типография,…
- термометр, барометр,…
зоология, геология
.
биография, география
тонометр, хронометр