СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Не заставить, а увлечь - обучения дошкольника чтению»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто родители начинают учить ребёнка чтению слишком рано и слишком настойчиво. Оптимальный возраст для обучения чтению 4,5 – 5,5 лет.   Главное в этом деле – не заставить ребёнка, а увлечь.

 

Просмотр содержимого документа
««Не заставить, а увлечь - обучения дошкольника чтению»»

«Не заставить, а увлечь - обучения дошкольника чтению»

Обычно ситуация с обучением чтению выглядит так: родители активно начинают заниматься с ребёнком - покупают всевозможные буквари, «говорящие» азбуки, кубики и пособия, учат с ребёнком буквы, но дальше дело никак не продвигается. Ребёнку совершенно неинтересно сидеть за книгами, бесконечно повторяя одно и то же. Да и родителям домашние уроки не приносят никакого удовольствия.

Если у Вас похожая ситуация - не спешите отчаиваться! С ней можно справиться довольно легко – главное понять, на каком этапе обучения чтению Вы «застряли» и как его преодолеть.

Итак, какие же ошибки совершают родители в процессе обучения ребёнка чтению. Часто родители начинают учить ребёнка слишком рано и слишком настойчиво. Принцип «чем раньше, тем лучше» в этом случае не работает. Более того, результат такого обучения может быть прямо противоположным. Помните, ребёнок должен психологически созреть для того, чтобы начать читать. Оптимальный возраст для обучения чтению 4,5 – 5,5 лет. Разумеется, если Ваш трёхлетний малыш сам несёт Вам азбуку, легко запоминает буквы, пытается складывать их в слоги – не стоит откладывать обучение. Но если к пяти с половиной годам интерес к чтению у дошкольника так и не просыпается - то уже стоит всерьёз задуматься о том, как его пробудить. Главное в этом деле – не заставить ребёнка, а увлечь.

Важно с самого начала учить ребёнка произносить буквы правильно –

[К], [Л], [М], а не [КЭ], [ЭЛ], [ЭМ], т.е. учим произносить не буквы, а звуки – так, как мы их будем потом читать в словах. Иначе при складывании букв в слоги у ребёнка возникнут проблемы: например, слог ПА он будет читать как [ПЭА], а слово ПАПА будет звучать как [ПЭА-ПЭА]. Если простые слова ещё можно «угадать», читая, таким образом, то чтение более длинных слов будет точно Вашему малышу не под силу.

Помните, переучивать ребёнка называть буквы очень сложно, особенно если он учит их очень давно. Этот навык очень стойкий, и на его исправление у Вас могут уйти месяцы, поэтому важно на самом первом этапе начинать обучение правильно.

В случае с обучением дошкольников чтению важно не то, как долго Вы занимаетесь, а насколько часто, регулярно Вы это делаете.

Лучше заниматься по 5-10 минут каждый день, чем раз в неделю сидеть над азбукой целый час. Тем более что занятие можно организовать где угодно. Учите буквы по пути в детский сад ли на прогулках, разглядывая их на вывесках, на номерах машин, на листовках, рисуя их мелом на асфальте, прутиком на песке. Пластилин, тесто, зубная паста любые подручные материалы Вы можете использовать, чтобы познакомить ребёнка с буквой и сделать это интересно. Если ребёнок только выучил буквы и пока с трудом складывает две буквы в слог - не торопитесь читать слова. Отработайте сложение букв в слоги как следует. Конечно, постоянно повторять цепочки слогов МА-МО-МУ-МЫ-МИ и т.д. очень скучно. Чтобы ребёнок мог хорошо закрепить этот навык и не потерять интерес к чтению – больше играйте на занятиях.

Как же можно научить складывать слоги в игровой форме? Вариантов – масса!

Игры-бродилки.

Возьмите готовое игровое поле и на каждом кружке напишите слог (чаще используйте те слоги, которые даются ребёнку с трудом). Далее играйте как обычно: кидайте кубик, ходите фишками, читая каждый слог, который вы проходите. Ребёнок даже не заметит, как прочитает длинные цепочки слогов, а заодно послушает – как читаете их Вы.

Слоговое лото.

Его очень легко сделать самим: подготовьте несколько карточек с картинками (по 6 картинок на каждой клеточке). На небольших картонных квадратиках напишите первые слоги этих слов. Пусть ребёнок вытягивает и читает их. Выигрывает тот, кто закроет первым свои картинки на карточке.

Наращивайте темп обучения постепенно. Если ребёнок неплохо читает слоги, это не значит, что он с такой же лёгкостью прочитает и поймёт целое слово из тех же самых слогов. Поэтому переходите от этапа к этапу постепенно, убедившись, что ребёнок освоил предыдущий материал.

Итак, какие же последовательные этапы в обучении чтению можно выделить?

  1. чтение закрытых [АМ, АП, АС, АР] и открытых [МА, ПА, СА, РА] слогов;

  2. чтение 3-х буквенных слов [МАК, МИР, ПАР, КОТ, ЛЕС];

  3. чтение слов из двух открытых слогов – сначала пусть это будут слова с повторяющимися слогами [БАБА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ], потом слова с двумя одинаковыми гласными [КАША, ЖАРА, ЛАПА, ДАЧА], затем уже с двумя разными гласными [ЛЕТО, ЗИМА, ПЕРО, МЫЛО];

  4. чтение слов из 4-5 букв с двумя последовательными согласными: [КРОТ, ДРУГ, ПОРТ, ЛИФТ, СПОРТ];

  5. чтение слов из 3-х открытых слогов: [РАДУГА, БУМАГА, КАЧЕЛИ];

  6. чтение простых предложений из двух-трёх слов [ВОТ МАМА. У МАМЫ РОЗЫ]

  7. чтение предложений из 4-5 простых слов

У ТЁТИ МАШИ ЛЕЙКА. ОНА ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ.

КОШКА МУСЯ ЛЕЖИТ НА ДИВАНЕ. Я ЛЮБЛЮ С НЕЙ ИГРАТЬ.

  1. чтение сложных слов и предложений;

  2. чтение целых текстов.

Если видите, что ребёнок, который до этого отлично справлялся с заданиями, на следующем этапе «забуксовал», стал забывать даже то, что уже хорошо умел - вернитесь к более простым заданиям, темп усвоения материала должен задавать ребёнок.

Прислушивайтесь к нему - и увидите результат Ваших занятий.