С 4 по 9 Февраля в нашей школе проводится неделя химии
Химия-это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)
Зачем нам нужна эта химия?
Что же полезного в ней?
Ведь алгебра, геометрия, физика
Намного, наверно, важней.
Но химия – тоже важная
Эта - наука нам очень нужна
Откуда у нас напитки?
Откуда посуда, еда?
Откуда у нас лекарства,
Косметика, мыло, духи,
Ткани, квартиры, убранство?
Всем химии обязаны мы.
Она интересна, загадочна,
Но нужно ее учить,
Зачем же нужна эта химия?
Нужна она нам чтобы жить!
Пояснительная записка
Одной из форм деятельности школы, ориентированной на развитие личности обучающегося, его познавательных и творческих способностей, являются ежегодно проводимые недели предметов естественно-научного цикла. Познавательный интерес к химии формируется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, предполагающей использование самых разнообразных видов деятельности учащихся (игровых, творческих, исследовательских и т.п.). Предметные недели – это цикл мероприятий, пронизанных духом сотворчества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.
Цель недели химии : развитие интереса школьников к химии как науке, через разнообразные формы деятельности.
Задачи.
1. Привлечь к участию в предметной неделе наибольшее число участников учебного процесса.
2. Предоставить всем обучающимся возможность активного участия в каждом мероприятии в соответствии с их способностями, склонностями и интересами.
3. Дать возможность обучающимся увидеть и оценить результаты своей деятельности, так и деятельности других участников предметной недели.
Этапы проведения предметной недели
I. Подготовительный этап. План недели и подбор конкурсных вопросов, заданий, мероприятий, оформление стенда.
На данном этапе желательно подключить обучающихся, проявляющих интерес к химии, для помощи в организации и проведении мероприятий, подведении итогов.
II. Объявление о начале недели.
Задача этого этапа – заинтересовать, привлечь участников – решается через красочное оформление стенда, посвященного проведению недели.
III. Основной этап.
План мероприятий:
№ п/п | День недели | Название мероприятия | Ответственные за проведение |
1 | Понедельник | Торжественное открытие недели химии. Конкурс кроссвордов, шарад, викторин на заданную тему «В Химическом царстве» Принимают участие обучающиеся 7-9 классов. | Учитель химии, обучающиеся 7 класса |
2 | Вторник | Игра « Химические элементы» (7,8 класс по ПСХЭ Д.И.Менделеева). Открытый урок. Химические свойства кислот (8 класс) | Учитель химии Шульга И.А. |
3 | Среда | Открытый урок. Производство «Серной кислоты» (9 классы). Викторина о великих ученых – химиках (7-9 классы). | Учитель химии Шульга И.А. |
4 | Четверг | Устный журнал «Антиреклама курения». (7класс) Практикум для обучающихся (2-4 классы) | Учитель химии Шульга И.А., 7класс |
5 | Пятница | Турнир «Смекалистых» для учащихся 7-10 классов. | Учителя химии Шульга И.А. |
6 | Суббота | Подведение итогов, награждение участников. | Учителя химии Шульга И.А. |
IV. Подведение итогов, награждение.
ПРИЛОЖЕНИЕ (СЦЕНАРИИ)
Игра « Химические элементы». (7,8 классы)
Оформление и оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Задачи мероприятия: расширить знания учащихся о химических элементах, развивать творческие способности и интерес к предмету, учить применять полученные знания в нестандартных условиях.
Методы и приемы: словесно – наглядный.
1) Какие химические элементы включают в себя названия других элементов? (Протактиний – актиний, иттербий – тербий, нильсборий – бор).
2) На какую букву алфавита начинается больше всего названий химических элементов? (На букву «к» начинаются названия 11 элементов).
3) На какую букву алфавита заканчивается больше всего названий химических элементов? (На букву «й» заканчиваются 62 названия элементов).
4) Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород).
5) Какой металл используют для защиты от рентгеновского излучения? (Свинец).
6) Какой элемент всегда рад? (Радон).
7) Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
8) Какой неметалл является лесом? (Бор).
9) Какой химический элемент состоит из названий двух животных? (Мышьяк).
10) Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).
11) Названия каких химических элементов начинаются и заканчиваются одной и той же буквой? (Неон, олово).
12) Названия каких химических элементов состоят из одинаковых букв? (Тербий – иттербий, тантал – лантан).
13) Назовите химический элемент, в названии которого три буквы из пяти одинаковые? (Олово).
14) В названии каких химических элементов:
а) три буквы «и»; б) три буквы «е» в) три буквы «о»; г) три буквы «й». а) иридий, б) менделевий, в) водород, золото, олово, г) эйнштейний.
15) Названия каких химических элементов состоят всего из трех букв? (Бор, йод).
16) Какой химический элемент имеет самое длинное название?
(Протактиний).
17) В названиях каких химических элементов первые четыре буквы одинаковые? (Калий, калифорний).
18) В названия каких химических элементов входят названия десертных блюд? (Кремний – крем, железо – желе).
19) В названия каких химических элементов входят названия женских и мужских имен? (Кюрий – Юрий, палладий – Алла, менделеевий – Лев, германий – Герман, франций – Франц, самарий – Мари, нильсборий – Нильс, диспрозий – Рози, лоуренсий – Енс, полоний – Пол, вольфрам – Вольф, рутений – Рут, платина – Тина, никель – Ник, плутоний – Тони).
20) Какие мужские имена полностью идентичны названиям химических элементов? (Радий, гелий).
21) В названия каких мужских имен входят названия химических элементов? (Серафим – сера, Борис – бор).
22) Названия каких химических элементов имеют еще ряд значений, различных по смыслу? (Бор – а) фамилия датского ученого, б) сосновый лес, в) род злаков, г) стальное сверло в бормашине, д) город в Новгородской области, е) город в Судане.
Титан – а) спутник планеты Сатурн; б) в древнегреческой мифологии гигант, вступивший в борьбу с богами; в) выдаю-щийся человек, имеющий исключительно широкий размах деятель-ности; г) прибор для нагревания воды).
23) Назовите химические элементы, при чтении которых слева направо, начиная с любой буквы, можно получить наибольшее число слов, имеющих самостоятельное значение? (Протактиний – рот, рота, такт, акт, актиний. Нильсборий – Нильс, Нил, ил, сбор, бор).
24) Название какого химического элемента спрятано в словосочетании: «Периодическая система»? (Йод).
25) Назовите химический элемент, который дал название музыкальному инструменту? (Хром – хромка (двурядная гармонь)).
26) Какой элемент- металл самый тяжёлый? (Осмий)
27) В фамилию какого известного физика и химика, лауреата Нобелевской премии, входит название химического элемента? (Сиборг – бор).
28) Название какого химического элемента будет читаться по-прежнему, даже если его перевернуть вверх ногами? (Неон).
29) Какой химический элемент в виде простых веществ может быть и очень твердым, и очень мягким? (Углерод – алмаз – графит).
30) Какой металл может «кричать»? (Олово. При сгибании оловянной палочки слышится характерный треск, получивший название «крик олова». По-видимому, этот факт обусловлен трением и разрушением кристаллов при деформации).
31) Какой расплавленный металл может заморозить воду? (Ртуть. Вода замерзает при 0 0С, ртуть же становится твердой лишь при температуре менее – 39 0С, если при температуре– 20 0С ртуть погрузить в воду, то этого будет вполне достаточно, чтобы превратить воду в лед).
32) Какие элементы в научно-популярной литературе называют элементами жизни и смерти? (Азот и фосфор. Эти элементы крайне необходимы для нормальной жизнедеятельности живых организмов, но в то же время они входят в состав многих взрывчатых веществ).
33) Какие химические элементы образуют больше всего соединений? (Водород и углерод).
34) Как превратить олово в порошок, не прибегая ни к каким инструментам? (Охладить до – 25 0С )
35) Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).
36) Какие химические элементы утверждают, что могут «рождать другие вещества»? (Водород, кислород).
37) В название какого металла входит название дерева? (Никель).
38) Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина).
39) Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото).
40) В названия каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов? (Бром, хром).
41) От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного и человека? (Серебро).
42) Какая вода мутится от дыхания? (Известковая вода).
43) Как обуглить дерево без огня? (Конц. H2SO4).
44) Какие простые вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром, ртуть).
45) Какой металл плавится в руке? (Галлий).
46) Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (Серебро).
47) Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (А.П. Бородин).
48) Недостаток какого химического элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? (Фтор).
49) Где впервые был изобретен фарфор? Где родина фарфора?
(В Китае. В Европу фарфор завез Марко Поло, но секрет его изготовления узнать так и не удалось).
50) Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон? (Мышьяк).
Назовите эту великолепную семерку. (Солнце – золото, Юпитер – олово; Луна – серебро, Марс – железо, Меркурий – ртуть, Сатурн – свинец, Венера – медь).
Здесь загадки и шарады! За отгадку – две награды!
Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, имеющих самостоятельное значение.
1) Название какого неметалла говорит о радостном состоянии человека. (Радон – Рад он).
2) Первые два слога элемента являются также первыми в названии важнейшего класса органических соединений, широко распространенных в природе; последние три буквы имеются также в названии самого легкого газа; в целом – это название химического элемента, составляющего главную часть всех органических веществ. (Углеводы, водород – углерод).
3) Первый слог названия вещества – это первые две буквы названия производных аммиака, в молекуле которых один или несколько атомов водорода защищены органическими радикалами; второй слог – нота; последний – первый слог названия атома (иона) или группы атомов, принимающих электроны и образующих химическую связь за счет свободной орбитали и неподеленной пары электронов донора; в целом – это бесцветный газ с резким характерным запахом, почти в два раза легче воздуха (амины, ми, акцептор – аммиак).
4) Первые четыре буквы обозначают официальную эмблему государства, изображаемую на печатях, денежных знаках и т.п.; затем следует первая буква химического элемента, образующего при нагревании пары фиолетового цвета; следующие две буквы – первые в названии металла, соединения которого обладают амфотерными свойствами; последняя буква является первой в названии популярной молекулы; в целом – это препарат для борьбы с сорной растительностью (герб, йод, цинк, диполь – гербицид).
5) Первые четыре буквы обозначают орган зрения человека, позвоночных и многих беспозвоночных животных; следующие две буквы являются первыми в названии радиоактивного элемента группы актиноидов; изотопы которого используются как источник энергии в ядерном оружии; последняя буква является также последней в названии блестящего жидкого металла; в целом – это стекловидный слой на керамических изделиях (глаз, уран, ртуть-глазурь).
6) Первые два слога – женское имя, следующие две буквы являются первыми в названии частицы дисперсной фазы золь, окруженной слоем молекул или ионов дисперсионной среды; последняя буква является первой в названии одного из городов Молдавии; в целом – это взрывчатое вещество, содержащее значительное количество нитроглицерина. (Дина, мицелла, Тирасполь – динамит).
7) Первый слог является первым в названии полярной молекулы; второй слог – название галогена; третий – предельный углеводород; в целом – это органический растворитель (диполь, хлор, этан – дихлорэтан).
8) Первые две буквы являются первыми в фамилии советского разведчика, который, находясь в качестве немецкого журналиста в Германии, Китае и Японии, добывал ценную разведывательную информацию в 30 – 40х гг; последние два слога обозначают игру; в целом – это благородный металл желтого цвета. (Зорге, лото- золото).
9) Первый слог обозначает коллоидный раствор синтетических или естественных смол в органических растворителях; последние три буквы являются первыми в названии устойчивых ветров, направление которых резко меняется на противоположное или близкое противоположному два раза в год; в целом – это красящее вещество, добываемое из некоторых лишайников и применяемое как индикатор для определения реакции среды (лак, муссоны – лакмус).
10) Первый слог является первым в названии класса сложных неорганических веществ; последние пять букв обозначают однолетнее овощное растение семейства сложноцветных; в целом – это соль щавелевой кислоты. (Оксиды, салат – оксалат)
11) Первый слог обозначает класс сложных неорганических веществ; 2-й и 3-й слоги – слабо уплотненная масса перепутанных волокон, очищенных от примесей; следующие две буквы являются первыми в названии металла, соединения которого проявляют амфотерные свойства; последняя буква является первой в названии ископаемой смолы хвойных растений третичного периода; в целом – это электростатическое взаимодействие между частицами (ионами, молекулами) растворенного вещества и растворителя (соль, вата, цинк, янтарь – сольватация).
12) Слог мой первый метлой выметают.
Слогом вторым информатор считает.
В целом скажу, дорогие друзья,
Для многих больных вместо сахара я. (Сорбит).
13) Первый слог – предлог известный.
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву «Й».
Чтобы целое узнать,
Нужно вам металл назвать.
(Натрий).
14) Нота
Плюс женское имя,
В целом напишем …
(Резина).
15) Я – газ, простое вещество,
Двузначен номер мой.
А слог мой первый – божество,
Река – вот слог второй.
(Ра – Дон).
16) К предлогу и ноте
Время года добавьте,
Из полученных букв
Лантаноид составьте.
(Празеодим).
17) Первый мой слог означает крушение,
Крохотен слог мой второй.
Рождаюсь лишь только в зеленых растениях.
Подумайте, кто я такой?
(Крахмал).
18) Основа моя – сухая трава,
С обоих концов – согласные.
В целом я – газ, дорогие друзья,
И кто я, думаю, ясно вам.
(Ксенон)
19)
Первый слог мой – повозка большая.
Моральная сила – слог мой второй.
В целом, важнейшую роль выполняя,
Хоть и невидим, всегда я с тобой.
(Воздух).
20) Слог мой первый – предлог.
Слог второй – сообщение.
Чтоб назвать меня смог,
Вспомни соединение.
(Известь).
21) Напиши, как зовут великана из сказки,
А рядом – названье реки.
Букву поставь между ними для связки –
Диена названье прочти.
(Дивинил).
22)
Найдите две ноты в начале октавы;
Участок, где выросли сочные травы.
Из букв этих слов элемента название,
Подумав, попробуйте сами составить.
Чудесными свойствами он обладает:
То ярко сверкает, то черным бывает.
(Углерод).
23) Первый слог мой – отрицанье
Слог второй – местоименье,
Отгадай мое названье,
Поскорей, я жду решенья!
(Не – он).
24) То, что в облаке сгустится,
Да балканская столица,
Меж собой соединяясь,
Образуют целый класс.
(Парафины).
25) Мы первым подзовем кота,
Вторым измерим толщу вод,
Союз на третье нам пойдет.
А целым станет
(Кислота).
26) Слог первый мой – провала лик,
Но со вторым – страх не велик.
А в целом – я собою горд,
Как всякий важный углевод.
(Крахмал).
Метаграммой называют задачу, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое слово.
1) Из названия какого химического элемента, заменяя первую букву на другую, можно получить слово, обозначающее название пролива между Европой и Азией (фосфор – Босфор); имя мифической богини (сера – Гера); сложный шифр (иод – код); местность, где в почве много воды (золото – болото); название инструмента (золото – долото)?
2) Из названия какого химического элемента, заменяя последнюю букву на другую, можно получить слово, обозначающее название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией? (Уран – Урал).
3) Из названия какого химического элемента, заменяя две последние буквы на две другие, можно получить фамилию советского космонавта? (Титан – Титов).
4) Из названия какого химического элемента, заменяя две последние буквы на одну, можно получить слово, обозначающее название города-героя, (тулий – Тула); название планеты или название фрегата русского военного флота (палладий – Паллада); название бывшего города Куйбышева (самарий – Самара); фамилию ученого, учредителя одной из высших премий (нобелий – Нобель); название части континента (европий – Европа)?
5) Заменишь букву «й» на «я» –
Увидишь дивные поля.
Узнаешь чудесную страну.
Скажи элемент мне, ну?
(Франций – Франция).
6) А это что за элемент?
В нем изменений сложных нет.
Ты измени в нем ударенье,
Построишь тотчас на реке сооруженье.
(Плтина – плотна).
7) С «ф» – я очень мягкий минерал.
С «н» – я тверд, найдешь меня средь скал.
А теперь я гласную сменю
И себя дороже оценю.
(Графит – гранит – гранат)
Логогриф – это игра, в которой буквы в слове не заменяются другими, а либо выбрасываются, либо прибавляются новые.
1) Из названия какого химического элемента можно убрать первую букву и получить название притока Днестра? (Никель – Икель).
2) Из названия какого химического элемента, выбросив первые две буквы, можно получить название реки? (Радон – Дон).
3) Из названия какого химического элемента, выбросив первые две буквы, можно получить название одной из распространенных игр? (Золото – лото).
4) Из названия какого химического элемента можно получить, выбросив последнюю букву, название древнего судна (аргон – Арго); слово – клич, с которым солдаты идут в атаку, а мирные люди – на парад? (Уран – Ура).
5) К названию какого химического элемента можно добавить в конце две буквы и получить название корабля, который затонул, столкнувшись с айсбергом? (Титан – Титаник).
6) К названию какого химического элемента нужно прибавить в конце три буквы, чтобы получить имя героя древнегреческого мифа, отправившегося в Колхиду за золотым руном? (Аргон – аргонавт).
7) В название химического элемента третьего периода добавьте букву «ф» и получите название земной оболочки? (Сера – сфера).
8) К названию химического элемента третьей группы прибавьте числительное, чтобы получилась фамилия русского ученого-химика и композитора? (Бор + один = Бородин).
9) Ну-ка, дай-ка мне ответ,
И узнаю я сейчас,
Знаешь химию иль нет,
Все откроется тотчас.
Дам вопрос нетрудный я.
Отними две буквы –
Получается игра
(Зо-лото).
Анаграмма отличается от других буквенных игр – задач тем, что из одного и того же слова, переставляя слоги и буквы, а также при обратном чтении (справа налево), можно получить новые слова.
1) Из названия какого химического элемента, меняя последнюю букву на другую и читая с конца, можно получить слово, обозначающее название: животного, которое может быть домашним или диким (азот – коза); удлиненного стебля (побега) или ветви некоторых растений, преимущественно, винограда, ивы? (Азот – лоза).
2) Из названия какого химического элемента, переставляя первую букву в конец, можно получить название полезного ископаемого (фтор – торф); одного из видов четырехугольника? (Бром – ромб).
3) В названии галогена измените порядок букв и получите название твердого топлива, которое часто используется как органическое удобрение. Изменив порядок букв еще раз, получите название долговременного укрепления. (Фтор – торф – форт).
4) В названиях каких галогенов нужно изменить порядок букв, чтобы получить названия геометрической фигуры и сорта картофеля. (Бром – ромб; хлор – лорх).
5) В названии какого химического элемента надо изменить порядок букв, чтобы получить изотоп водорода? (Иттрий – тритий).
6) Название какого взрывчатого вещества нужно прочитать наоборот, чтобы получить прибор для измерения глубины моря? (Тол – лот).
7) Течет здесь вода, орошает поля,
Для этого создали люди меня.
Но быстро могу свою суть изменить;
В парафин меня можешь легко обратить.
(Канал – Алкан).
8) В ярком пламени рождаясь,
Я невзрачна и сера.
Если ж буквы переставить,
Гибким стеблем стану я
(Зола – лоза).
9) Я – газ редчайший на Земле.
Мне близки радий и свинец.
Но буквы переставишь мне,
И я – истории творец.
(Радон – народ).
10) Буквы не лежат на столе перед нами.
Расставим их так, чтобы стали словами.
Вот первое слово – фигура одна,
Всего в ней, заметим, четыре угла.
И слово второе сумели собрать,
Его в галогенах пришлось отыскать.
(Ромб – бром).
11) Горючий продукт я,
«Живу» на болотах.
Но есть одна буква
В названьи коротком.
Прыжок ее быстрый –
И все изменилось:
Я стал элементом.
Так чудо свершилось.
(Торф – фтор).
12) Что за чудо – анаграмма!
Четыре слова – целый ряд!
Один смешит нас всю программу.
Второй расколет все подряд.
Третий лезет вон из кожи:
Он всех стремится отклонить.
А четвертый сразу может
Измерить ток и украшать.
(Клоун – колун – уклон – кулон).
13) Противоречий порожденье,
Я возникаю всюду там,
Где материи движенье
С металлом сводит неметалл.
Но если буквы переставить,
Легко найти меня в лесу.
Красуясь мощными рогами,
Я по поляне пробегу.
(Соль – лось).
14) Диктор на футбольном матче
Ведет азартно передачу.
Когда ж на поле будет гол,
Кричит два слова в микрофон…
Первое слово на буквы разбейте,
Новое слово составить сумейте.
Значить должно оно, чтобы вы знали,
То, из чего выплавляют металлы.
(Удар – руда).
15) Как у бога Януса двуликого,
У меня найдете два лица.
Я ведь слово очень необычное –
Читаюсь с начала, а также с конца.
Для поэта – символ вдохновенья,
Меня когда-то Пушкин воспевал.
А для химиков, поверьте,
Я очень важный, нужный радикал.
(Лира – арил).
«Антиреклама курения». (7 класс)
Оформление и оборудование: Плакаты: «Не вреди своему здоровью», «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. Бальзак). Обучающиеся выпускают стенгазеты со статьями: «Почему люди курят?», «Как вырваться из табачного плена?», «Береги здоровье смолоду» и т.п
Цель мероприятия: « В здоровом теле – здоровый дух»
Задачи мероприятия: расширить знания учащихся о влиянии курения на жизнь человека, формировать навыки здорового образа жизни.
Методы и приемы: словесно – наглядный.
До изложения основного материала ребятам предлагается ответить на несколько вопросов самостоятельно. В тетрадях составляется таблица с графами: «№ вопроса», «Ответ в начале урока», «Ответ в конце урока».
Вопросы:
1) При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, какой содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?
(Угарный газ).
2) Сколько известных канцерогенных (вызывающих заболевания раком) веществ содержится, в среднем, в одной сигарете? 4? 8? 12? 15?
(15).
3) Какой орган, наряду с легкими, больше всего страдает от последствий курения?
(Сердце).
4) Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет вредное воздействие курения?
(Неверно).
5) Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько табачной смолы оседает в его легких?
(Называются разные варианты ответов, верный – около литра).
6) Верно или нет, что курение вызывает сильное привыкание?
(Верно).
7) Что означает понятие «пассивное курение»?
Школьники отвечают на вопросы письменно, если нет ответа – ставят прочерк в таблице. Учитель обращает внимание на то, что в ходе рассказа обязательно прозвучит правильный ответ. Повторный письменный опрос проводится в конце мероприятия. (Школьники сумеют убедиться, что они получили новую информацию).
Ведущий 1: В 1492 г. испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Поверив в целебные свойства этого растения, Колумб и его друзья вывезли семена в Европу. Этим растением оказался табак, названный в честь провинции острова Гаити Табаго. При курении происходит сухая термическая перегонка содержимого листьев табака. Из табачного дыма в настоящее время выделено свыше 1200 различных веществ. Среди них производные почти всех классов органических соединений: предельные, непредельные и ароматические углероды, стерины, спирты, эфиры, альдегиды, кетоны, хиноны, нитрилы, сернистые соединения, кислоты, фенолы, алкалоиды (среди них никотин и его производные), неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, марганца, никеля, полония (в том числе радиоактивного поло-ния – 210), титана, цинка, радиоактивного калия, оксид углерода (II), оксиды азота, синильная кислота и др.
Из них свыше 50 оказывают выраженное вредное влияние на организм человека.
Ведущий 2: При сгорании листьев табака образуется дым, который содержит много разных веществ. Никотин – одно из сильнодействующих вредных веществ, содержащихся в табаке, получил свое название от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который в 1560 г. французской королеве Екатерине Медичи указывал на якобы целебные свойства этого растения (от головной боли). Как действует никотин на организм?
– на нервную систему, как яд;
– никотин сужает кровеносные сосуды;
– никотин вызывает серьезное привыкание.
Ведущий 3: Табачная смола образуется при сгорании листьев табака и содержит вещества, вызывающие заболевания раком (канцерогенные). Если человек выкуривает в день пачку сигарет, то в его легких оседает около литра этой смолы. Даже фильтры сигарет, мундштуки мало мешают проникновению вредных веществ в организм человека. В одной сигарете содержится, в среднем, около 15 канцерогенных веществ.
Угарный газ – этот газ опасен тем, что он очень «любит» эритроциты (красные кровяные клетки). Основной обязанностью эритроцитов является перенос кислорода ко всем клеткам нашего организма. Многие клетки страдают, т.к. угарный газ (СО) занимает место кислорода. В первую очередь, страдают самые нежные и «капризные» клетки нервной системы – ухудшается память, наступает бессонница. Часто болит голова.
Используя таблицу «Дыхательная система», учащиеся вместе с учителем рассматривают «путешествие» табачного дыма по дыхательным путям. Табачная смола оседает в легких, вызывая их загрязнение. Школьники могут вспомнить, что в легких есть клетки – чистильщики (макрофаги), но с большим загрязнением им справиться трудно. Учитель акцентирует внимание на то, что вредные вещества попадают не только в легкие курящего человека, но и в легкие окружающих его людей. Происходит объяснение понятия «пассивное курение».
Ведущий 4: Вся коварность курения заключается в том, что к никотиновому яду возникает быстрое привыкание. Дурная привычка переходит в бытовую наркоманию – никотинизм. Установлено, что среди людей, страдающих хроническими заболеваниями, курящих почти в 3 раза больше, чем некурящих. У 36% курильщиков наблюдаются заболевания органов пищеварения, у 20% – органов дыхания и у 11% – заболевания сердца и сосудов. Курение и здоровье несовместимы. Статистически известно, что около 80% всех курильщиков начинают курить в школьном возрасте. Многие болезни, связанные с курением, проявляются через 10 – 15 лет после того, как человек начал курить.
Ведущий 1: Заядлый курильщик сокращает свою жизнь на 8,3 года. Стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения вашей жизни? Задумайтесь над этим фактом! Соразмерьте ценность вашей жизни и пагубного увлечения курением.
Какое решение примете вы?
– не будете курить вовсе;
– будете курить мало;
– продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и обязательное сокращение жизни.
(Далее можно рассказать о способах бросить курить).