НЕЙРОЛОПЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ОТСТАВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА.
Аннотация. В статье раскрывается возможность преодоления тяжелых речевых нарушений посредством нейрологопедической коррекции в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова. Инклюзивное образование, тяжелые нарушения речи, нейрологопедические методы преодоления, коррекция.
Нейрологопедия сочетает методы педагогического, коррекционно- логопедического и медицинского воздействия посредством системы специально организованных коррекционных мероприятий с логопедом и другими специалистами.
Методически работа строится так, чтобы одновременно слово обыгрывалось в разных модальностях, активизируя соответствующие зоны мозга и способствуя выработке нейронных связей между ними обходным путем.
В своей практике я применяю комплексную коррекционно-развивающую методику «Буквограмма», разработанную для детей до 15 лет. Она направлена на нормализацию всех структур головного мозга, на укрепление нервной системы ребенка.
Здоровая нервная система.
Без нервной системы здоровой сохранной,
Без базы моторной координальной,
Без пространственно – временной ориентации,
Без чувства ритма, без слуховой навигации,
Без структурно – линейной последовательности,
Без желания быть исследователем,
Без положительной мотивации
Не будет речевой ориентации.
Задания мои включают эти опции,
Запускают механизмы на нужные скорости,
С вами я поделиться спешу
Тем, что сама до детей доношу.
Автор: Карпова Л.М.
«Буквограмма» содержит упражнения дыхательного, глазодвигательного репертуара, упражнения на координацию тела, на необычное, телесно - ориентированное усвоение букв, а также задания на чтение вслух.
Нашли широкое применение и положительный отклик в сердцах детей игры серии «Мемо», разработанные практически на все лексические темы. Их мы используем с целью обогащения словаря, дикции, связной речи, а параллельно совершенствуем когнитивную, эмоционально – волевую сферу, пространственное мышление, мнестические процессы.
Нравятся моим обучающимся, хотя и достаточно сложны в конструировании, кубики П.Б.Никитина «Сложи узор». Потрясающее развивающее пособие может быть использовано как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Практически на каждом занятии мы применяем прием рисование двумя руками на межполушарное взаимодействие.
Помимо данной технологии на коррекционных занятиях применяю балансировочные платформы. Мозжечок является основой сенсомоторного развития, от которого зависит успешность овладения речью, чтением, счетом. Он принимает участие в формировании и автоматизации навыков, координации движения, мышечного тонуса и удержание равновесия. Стоя на платформе, удерживая равновесие, компенсируя перенапряжение одних групп мышц и вялость других, дети параллельно решают когнитивные, речевые задачи, что в эволюционном отношении весьма естественно, гармонично и эффективно в плане достижения поставленной цели.
На коррекционно – логопедических занятиях обязательно акцентируется внимание на осанке, моторной сфере, дыхательном цикле, интраоральном благополучии, связи моторного и речевого компонентов.
От педагога и родителя требуется немного: терпения, капельку юмора и фантазии, умение сопереживать с Вашим ребенком, желание включиться в игру.
В ходе любой деятельности ребенок должен видеть конечный результат, получать продукт деятельности: наблюдать, услышать, изобразить, назвать, понюхать, сделать, ощупать, порадоваться или огорчиться в зависимости от соответствия ожидаемого и конечного. Только так в головном мозге ребенка возникают дополнительные связи, приобретаются необходимые умения и превращаются в сформированные устойчивые навыки. Главное, пробудить интерес, вызвать положительные эмоции, отклик, желание, потребность в общении, познавательную, мотивационную, мыслительную, речевую готовность и активность.
Список использованной литературы:
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. - М., АСТАстрельТранзиткнига, 2005.- 384с.
2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно – метод. пособие. – М., Дрофа, 2014. – 240с.: ил.
3. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. – М., Айрис – пресс, 2016. – 416 с.: ил.