Направлены на когнитивное и коммуникативное развитие обучающихся с ТНР. Для коррекции низкой скорости чтения и понимания смысловой единицы чтения: 1. Чтение стихотворения под хлопки Взрослый читает и одновременно прохлопывает текст. Голосом и хлопками выделяются ударные слоги. Метод прохлопывания стихотворения полезен при заучивании любых текстов наизусть, так как к работе подключается левая височная доля мозга (речь, текст стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодика). 2. «Дутибоп» (повышение тонуса мозговой деятельности) Ребёнок и взрослый сидят друг напротив друга. Перед каждым из них — ворота для шарика, сделанные из карандашей или ручек. Шарик кладётся между игроками на одинаковом расстоянии от каждого. По | команде игроки начинают дуть, стараясь загнать шарик в ворота противника. 3. Чтение вверх ногами (при сформированном навыке чтения). Ребёнок читает текст, перевёрнутый «вверх ногами». 4. Заштрихованные тексты Ребёнок читает заштрихованный текст, внимательно вглядываясь в него и не торопясь. 5. Кусочки слов Ребёнок читает половину слова про себя, а вторую половину — вслух. А затем записывает по памяти, что он читал. Количество слов для прочтения может быть любым (7-8 лет — пять слов; 8-13 лет — семь слов). 6. Ёлочка На листе бумаги точки и буквы. Рисунок закрыт рисунок бумагой, открыты только верхние ветви ёлочки. Ребёнок смотрит на точку посередине. Переводить глаза на буквы нельзя. Нужно назвать, какие буквы | написаны по бокам. После прочтения откройте следующие ветви и т. д. Если обучающийся не понимает смысла рассказа, не может вывести мораль: 1. Объясни инопланетянам Ребёнок описывает понятие так, чтобы у него вышло полное определение. Например, взрослый предлагает ребёнку объяснить инопланетянам, которые никогда не видели диван, что это такое. 2. От общего к частному Предложите ребёнку расположить по трём колонкам слова так, чтобы слева было широкое понятие, а в центре и справа — более узкие понятия. 3. Чтение под стук Взрослый читает ребёнку текст в среднем темпе и одновременно стучит по столу. Ребёнок пересказывает текст и называет количество ударов. Текст берётся в зависимости от уровня подготовленности и возраста ребёнка. Рекомендованное количество ударов от 5 до 10. |