Консультация
«Нейропсихологические игры как средство развития речевых процессов дошкольников»
Развитие речи у детей с ЗПР осуществляется в замедленных темпах. Речевая деятельность формируется на основе многих мыслительных процессов и общих сфер развития. Но поскольку психика детей с ЗПР отличается низкой зрелостью, ребёнок не может овладеть словесно-образным мышлением, что провоцирует нарушения морфологической структуры слов и синтаксической структуры предложений.
Речь детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. Её характеризует малый объем словарного запаса, излишняя вербализация, несформированность грамматического строя речи, недостаточность словообразовательных и словоизменительных процессов. При передаче текста отмечается значительное сокращение в объеме, малое количество смысловых звеньев, нарушение связей между отдельными предложениями текста. Эти особенности развития речи мешают преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности.
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушения речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями детей с задержкой психического развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных, интеллектуальных способностей. Особенности речи у детей с ЗПР характеризуется нарушением речи как системы. Своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально – волевой сферы, так и познавательной деятельности.
Познавательная деятельность старших дошкольников с ЗПР характеризуется отставанием в развитии, несформированностью операции анализа и синтеза, абстрагировании обобщения, неразвитостью словесно-логического мышления, несформированностью саморегуляции это отставание не может не оказывать тормозящего воздействия на речевое развитие ребенка.
Нарушение нормального темпа психического развития и его задержка включает в себя комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. У детей отмечается частая беспричинная смена настроения. Все нарушения психоэмоционального развития проявляют себя в одинаковой степени, ни одно из них не является преобладающим. Ребёнок с трудом усваивает новые навыки, не может абстрактно мыслить, говорить, выполнять логические простые действия, использовать имеющиеся знания и умения в повседневной жизни. У детей страдает воображение, запоминание, внимание становится рассеянным. Нарушение работы речевых и двигательных областей головного мозга ведёт к расстройству речи, интеллектуальных способностей, двигательных функций. Если не обратить вовремя внимание, то со временем, к 5–6 годам, проявляется в общее недоразвитие речи, которое сложнее поддаётся коррекции.
Воспитатель, работающий в группе, которую посещают дети с ЗПР в тесном контакте с узкими специалистами учителем- дефектологом и учителем- логопедом, психологом планируют коррекционно- развивающую работу так, чтобы системно и целенаправленно воздействовать на коррекцию нарушения речевого развития у детей.
Возникает вопрос, как развивать ребёнка, его интеллектуальные возможности? Коррекционная работа педагога должна быть эффективной и динамичной. С этой целью решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий, включая нейроигры и нейроупражнения.
Через нейропсихологические комплексы. Нейропсихологические игры и упражнения — это специальные игровые комплексы, обеспечивающие необходимый энергетический тонус нервной системы способствующие развитию нервно психических функций, развитие психических процессов. В нейропсихологические комплексы специалисты относят: нейрогимнастику, нейротренажеры, нейротаблицы и нейродорожки. Систематичное использование нейрокомплексов для развития интеллектуальных возможностей ребенка дает оптимальный результат при подготовке ребенка к школьному обучению.
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.
Включение нейроигр и упражнений становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР с речевыми нарушениями.
Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Результативность коррекционной работы с каждым отдельным ребенком разная. Эффективной работа педагогов будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями также во многом зависит от комплексного подхода.
У детей дошкольного возраста с ЗПР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.
Успешность обучения во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
В своей практике используем нейроигры и упражнения на всех этапах, от режимных моментов до закрепления упражнений по индивидуальным заданиям учителя- логопеда и учителя- дефектолога при изучении лексических тем, на материале чистоговорок и стихотворений с использованием нейродосок и тренажеров, нейротаблиц.
Одно из самых основных условий достижения успеха — ребёнку должно быть интересно играть и учиться. На совместных занятиях обстановка должна быть доброжелательной.
Детки с ЗПР плохо удерживают внимание, быстро теряют интерес к заданию, отвлекаются, часто не могут довести игру до конца. Это сказывается на развитии речи, поэтому надо проявлять такт и терпение. Продолжительность занятий должна нарастать постепенно.
Нейротренажер «Ладошки».
Цель: развитие межполушарных связей, обучению счету, цвету и цифре, совершенствование моторной координации. Соотнесение нужного пальца с определенным цветом. Материал: панель с наклеенными ладошками крепится на стену. Описание игры: одновременно двумя руками необходимо пройти сверху до низу панель, показывая соответствующее количество пальчиков. На этапе обучения медленно, затем с постепенным ускорением.
Нейротренажер: «Ладонь-кулак».
Цель: развитие межполушарных связей, совершенствование моторной координации. Соотнесение ладони и кулачка с изображением на панели. Материал: панель с наклеенными ладошками и кулачками, крепится на стену. Описание игры: одновременно двумя руками необходимо пройти сверху вниз и обратно соединяя руки с изображением. На этапе обучения медленно, затем с постепенным ускорением.
Нейротренажер «Ребро- кулачок».
Цель: развитие межполушарных связей, совершенствование моторной координации. Соотнесение: круг- кулак, палочка- ребро. Материал: ламинированные карточки, игра проводится за столом. Описание игры: одновременно двумя руками необходимо пройти сверху до низу карточку. На этапе обучения медленно, затем с постепенным ускорением.
Нейротаблица «Веселые лягушки» (для лексической темы подбираем соответствующие картинки).
Цель: развитие межполушарных связей, логического мышления, ориентировки в пространстве, концентрации внимания, усидчивости. Возрастной диапазон: 5-7 лет Материал: ламинированная нейротаблица, карточки. Игра проводится за столом. Описание игры: разложить карточки с изображением лягушек по рядам, по горизонтали соответственно цвету, заданному по определенному местоположению, по вертикали- соответственно стороне (лево-право-вверх-вниз).
Нейротаблицы «Радужные камни».
Цель: синхронизация левого и правого полушарий, развитие логического мышления, ориентировки в пространстве, концентрация внимания, самоконтроля, закрепление знания цвета, цифр, геометрических форм. Возрастной диапазон: от 5 лет
Материал: ламинированные нейротаблицы, пособие «Радужные камни» (пластик). Игра проводится за столом. Описание игры: 1. Вариант: В пустые расчерченные таблицы, необходимо ребенку выложить заданный по параметрам камень (например; - «Возьми оранжевый длинный камень и положи как я, возьми зеленый круглый большой камень и положи в верхний правый угол») 2. Вариант: на таблице с цифрами- выкладывать камень по заданным параметрам на определенную цифру. 3. Вариант: на таблице с геометрическим формами- выкладывать камень по заданным параметрам на определенную фигуру
Нейротаблица «Цветные помпончики»
Цель: синхронизация левого и правого полушарий, развитие абстрактного мышления, ориентировки в пространстве, концентрация внимания, самоконтроля. Возрастной диапазон: 5-7 лет Материал: ламинированные нейротаблицы в виде большого квадрата и 9 малых таблиц. Описание игры: на малых таблицах в клеточках, ведущий игры располагает цветные помпоны. Ребенок располагает помпоны на своей большой таблице согласно малому образцу.
Нейроигра «Выложи зеркально цветные помпончики»
Цель: развитие мелкой моторики, формирование пространственного представления: вверху, внизу, слева, справа, развитие зрительно-пространственного восприятия. Профилактика оптической дисграфии, дискалькулии. Возрастной диапазон: 5-7 лет Материал: карточка, разделенная пополам, слева нарисованы цветные кружки, справа кружки бесцветные. Цветные помпоны Описание игры: необходимо выложить узор цветными помпончиками, зеркально, соответственно первой половине.
Нейроигра: «Шапочки для пальчиков»
Цель: развитие мелкой моторики, координации, закрепление названия цвета. Возрастной диапазон: 5-7 лет Материал: цветные вязаные шапочки Описание игры: по карточке, надеваются шапочки определенного цвета на нужный палец.
Нейроигра «Нос-Пол-Потолок»
Цель: развитие слухового внимания, моторное развитие, развитие межполушарных связей. Возрастной диапазон: 4-7лет Описание игры: ведущий называет и показывает части тела Нос, Пол, Потолок, ребенок показывает и повторяет. Затем ведущий называет часть тела, но показывает в разные стороны, ребенок не должен сбиться и показать нужную часть.
Нейрогимнастика
Упражнение «Топор-пила»
Цель: развитие мозга, развитие межполушарных связей Ход упражнения: одной рукой делаем движения, как будто в кулачке держим топор, вверх-вниз, а в другой руке-пила, пилим, взад-вперед. Одновременно. Потом руки меняем.
Упражнение «Колечки»
Цель: развитие мозга, развитие межполушарных связей Ход упражнения: соединяем пальчики на обеих руках одновременно в колечки. Каждый палец с большим. В одну сторону и в обратную. А теперь на одной руке от указательного к мизинцу, а на другой- от мизинца к указательному. Усложняя можем пропевать из выученных букв слога(ма-ма-ма-ма-ма и обратно па- па- па –па-па).
Примеры игр для индивидуальных занятий или для занятий в малых группах(2 -3 ребёнка):
1.Выкладывание цепочек.
Выкладываем последовательность одинаковых и разных предметов, связанных по смыслу в логическую цепочку:
- слева направо;
- справа налево;
- наискосок.
2. Пальцеход.
Шаги пальцами и проговариванием букв (по алфавиту, только гласные, только согласные, чередование А-О, С-З и других, мягкие, звонкие, щипящие и пр).
Шаги по кружкам и проговаривание слогов, составление слогов по 1 букве, составление слов.
Разложить цифры в соответствии с количеством точек на карточке, прошагать их, проговорить.
Разложить предметы в соответствии с цветом, назвать прилагательное. (красный — красное, синий — синее и тд, прошагать пальчиками только красные кружки.
3. Идем по дорожке
Для каждой ноги задается свой цвет. Цель игры: развитие межполушарного взаимодействия, координация движений. Усложнение: на каждый шаг произносим слово (учим стихотворение, произносим чистоговорку).
4. Цветные круги.
Перед игрой ребёнок знакомится с цветовой палитрой кругов. Закрепляются знания о цвете. В игре используется одновременно два листа для правой и левой руки.
Ребёнку называется цвет, и он должен одновременно положить свои кулачки на круги предложенного цвета. Например, «синий цвет» (кулачки обеих рук кладутся на круги синего цвета).
Усложнение: Цветных кругов на листе больше и нужно задействовать более мелкую моторику. Ребёнку даётся задание использовать определённые пальцы для касания кругов. Например, «оранжевый цвет» (ребёнок указательными пальцами обеих рук касается оранжевых кругов)
5. Игры с прищепками.
1 Вариант – ребенок раскладывает одновременно прищепки в корзинки правой и левой рукой, для каждой руки свой цвет.
2 Вариант - закрепить прищепки на разных частях одежды ребенка. Задача – на слух ориентироваться и находить прищепки на нужной части тела: снимать прищепки определенного цвета, считать их; снимать и закреплять прищепки определенной рукой и с нужной стороны; попросить ребенка закрепить прищепки на вашей одежде на определенных частях тела.
6. Игры на память — выложить последовательность, дать время запомнить, сказать по памяти как лежат предметы справа налево и слева направо. Начинать можно с 3 предметов и добавлять по мере занятий.
7. Рисование двумя руками.
Рисование указательными пальцами обеих рук одновременно по линиям на бумаге. С усложнением рисование картинок маркерами.
8. Нейроигры на выкладывание узоров.
Узоры можно выкладывать из камней, пуговиц; выкладывание букв из счетных палочек одновременно двумя руками.
Таким образом, использование нейроигр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей с ЗПР нарушений: речевых, двигательных, поведенческих.
Одно из самых основных условий достижения успеха — ребёнку должно быть интересно играть и учиться. На совместных занятиях обстановка должна быть доброжелательной.
Детки с ЗПР плохо удерживают внимание, быстро теряют интерес к заданию, отвлекаются, часто не могут довести игру до конца. Это сказывается на развитии речи, поэтому надо проявлять такт и терпение. Продолжительность занятий должна нарастать постепенно.
Вот несколько упражнений для домашних занятий:
Угадай кто. Спрятать игрушки или изображения животных и предложить поискать их, одновременно имитируя их голоса.
Угадай игрушку. Разбросать по комнате игрушки, предложить отыскать одну из них, называя лишь её признаки.
Части целого. Показать картинку или игрушку, называя части объекта (нос, глаза, уши, голова, шея, руки, ноги, туловище, хвост), предложить повторить за взрослым.
Какой? Рассмотреть пять знакомых игрушек или предметов быта. Угадывать и доставать их из коробочки или мешочка, затем предложить малышу описать их, называя цвет, форму, поверхность, вкус и т. д.
Назови ласково. Показать картинку с большим предметом, предложить назвать такой же маленький предмет ласково.
Чего не хватает. Показать картинки, где изображены предметы с недостающими деталями (шарик без нитки, цветок без стебля, флажок без палочки).
Чего не стало. Показать сначала три игрушки, затем больше, предложить малышу закрыть глазки, убрать одну и затем назвать исчезнувшую, вспомнить, где она стояла, вернуть на место, затем поменяться ролями.
Но только играми и упражнениями нельзя корректировать имеющиеся нарушения. Следует обратить внимание родителям ещё и на:
соблюдение режима сна и бодрствования;
совместное проведение семейного досуга на котором детям уделяется должное внимание;
чтение детской литературы, совместное изучение детских стихотворений, прогулки, поездки;
сбалансированное питание, исключающее или уменьшающее из рациона малыша продуктов из рафинированной муки, продукции фаст-фуда.
Индикатором эффективности лечения является соответствие речевого и психического развития возрастной норме.