Не педагогикой единой...
Главная задача современного учителя – научить ребенка получить результат ,найти ответ.
Как это сделать?
Современные учителя приходят к пониманию, что одними только педагогическими методиками нельзя решить все проблемы ребенка с учебой. Потому что есть процессы, глубже связанные с развитием мозга .
В этом учителю может помочь наука нейропсихология.
Одним из основателей нейропсихологии стал советский психолог и врач-невропатолог Александр Лурия
Как работает нейропсихология?
Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. Этим-то и занимаются нейропсихологи. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет.
На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.
Признаки нейропсихологических проблем( на экране)
плохо запоминает информацию,
не может сосредоточиться,
плохо себя контролирует,
медленно читает,
неловок в движениях,
истощен (нет энергии),
плохо спит,
пишет буквы зеркально,
имеет навязчивые движения,
обладает макро- или микропочерком,
имеет несформированность межполушарного взаимодействия.*
Успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.
Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо.
Сейчас мы сталкиваемся с тем ,что распространенная «болезнь» современных родителей, в том числе самых любящих и заботливых, – они берут абсолютно все решения на себя и буквально отбирают у ребенка самоконтроль и самодостаточность. Это приводит к тому, что ребенок при малейшей проблеме теряется и не может выполнить простейших инструкций .
1.Дети делают задания не понимая самого задания. Например, в математике не понимает смысл и вопрос задачи, а в русском языке списывает все упражнение ,когда нужно было выписать несколько определенных слов из текста.
1.Инструкция.
Учитель может помочь ребенку – научить дробить информацию. В этом помогут нейропсихологические тренажеры. которые учат выполнять инструкцию.
Мы можем использовать их в виде физминутки.
«Умею остановиться».
Ведущий предлагает ребятам начинать громко произносить звук «а» с того момента, как он подбросит в воздух лист бумаги, и мгновенно остановиться, когда лист коснется стола (бросать надо над столом). В другом варианте он предлагает им по хлопку начать крутиться за партами и по сигналу «сели тихо» (произносится шепотом) красиво сесть и замереть на месте.
«Умею выполнять требования взрослых».
Ведущий предлагает учащимся в парах выполнить задание по сложной инструкции. Остальные определяют, кто из участников выполнил инструкцию правильно. Ученики начинают действовать, предварительно прослушав инструкцию.
«Подойдите к доске, возьмите мел в левую руку, нарисуйте три точки и один крестик, после этого тихо сядьте на свое место».
«Подойдите к двери, два раза постучите по ней тихо, три раза подпрыгните, один раз мяукните, потом тихо сядьте на свое место».
С помощью таких разминок дети учатся следовать инструкции ,им приходиться дробить информацию. В уме они представляют план действия, то есть пошаговую инструкцию. Это умение они потом используют при выполнении заданий на уроках.
2.Кистевой праксис. айгуль
В школьном возрасте недоразвитие моторики кисти ограничивает возможности дыхания .Дети задерживают дыхание при письме ,чем длиннее слово или медленнее пишет ребенок, тем дольше остановка дыхания. Это негативно сказывается на состоянии мозга в целом.
Вот вам простой пример:
У современных детей практически отсутствует бытовой праксис.
Например : ребенок не может вытереть лужу воды.У него совсем не развита кисть руки,в следствии гиперопеки родителей.
Ребенок не может :
Кидать мяч,ловить его
Вытереть воду
Отнести посуду
Открыть дверь ключом
Отряхнуться
Все эти простые навыки помогают развить кисть руки ребенка, а значит помогут ему облегчить процесс письма, штриховки, лепки и др. навыков.
Физминутки в виде развития кистевого праксиса.
Проба Хеда.
3.Низкочастотные слова .
В нейропсихологической диагностике есть такая проба как низкочастотные слова – это проверка знаний слов ,которые не часто употребляются в речи.
Например : знают понятие дерево ,а если попросить нарисовать или показать крону дерева ,уже затрудняются. У цветка чаще говорят ствол, вместо стебля.У часов палочки вместо стрелок.Любая обувь – это ботинки.
Поэтому в речи возникают трудности с построение рассказа. Ребенок не любит читать,потому что не знает низкочастотных слов. И не понимает прочитанного.
Как помочь ?
Разбирать слова .Читая рассказ или стихотворение останавливаться и обсуждать :
Например, визуальный словарь.
4.Мнемотехника.
Это искусство запоминания, работа над улучшением памяти. Основной секрет мнемотехники : человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и воспроизводит все ранее соединенные образы.
Использовать прием мнемотехники можно на любых уроках.
Простейший пример : Каждый охотник желает знать где сидит фазан.
Запоминание падежей : Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.
Например: мнемотическая таблица на уроке чтения.
Конечно, далеко не с каждой проблемой позволит справиться простая игра. В некоторых случаях нужно обратиться к специалисту. Всегда важна поддержка родителей, понимание ими проблемы. Мы как учителя, педагоги можем значительно облегчить процесс обучения младшим школьникам с помощью различных приемов . .