СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нейропсихологический подход в коррекции речевых нарушений посредством логико- математических развивающих игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные процессы. Что их объединяет: формирование и развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.

          Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь -это основное средство формирования мысли и форма ее выражения. 

Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологический подход в коррекции речевых нарушений посредством логико- математических развивающих игр»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 153 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

















Мастер-класс

«Нейропсихологический подход

в коррекции речевых нарушений

посредством логико- математических развивающих игр»





Подготовила учитель-логопед

МБДОУ № 153

Стецько И.Е





г. ДОНЕЦК, 2023



«Математику уже затем знать надо,

что она ум в порядок приводит»

М.В. Ломоносов

Обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные процессы. Что их объединяет: формирование и развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.

Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь -это основное средство формирования мысли и форма ее выражения.

У детей с нарушениями речи не сформированы базовые психические функции, необходимые для полноценного речевого развития. У детей слабо развиты речевые и познавательные процессы, поэтому они с трудом запоминают состав числа (образование числа); названия геометрических фигур (ромб, овал); названия понятий, обозначающих свойства предметов (цвет, величина); пространственные и временные понятия.

В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация, внимания, памяти), которые в свою очередь способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.

Игры с математическим содержанием учителя-логопеды используют на занятиях по развитию речи. Эти игры помогают детям формировать и развивать грамматический строй речи, тренироваться в звуковом анализе слов, а также связную речь.

Современная логопедия постоянно ищет пути совершенствования и оптимизации процесса обучения, и развития детей разного возраста.

Инновационные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда относятся к числу эффективных средств коррекции и помогают добиться максимально возможных успехов в преодолении речевых затруднений у дошкольников. Инновационные методики, не требуя больших усилий, оптимизируют процесс коррекции детской речи и способствуют оздоровлению всего организма.

Используемые современные методики коррекционно-развивающего воздействия на детей с различными речевыми нарушениями, будут более продуктивны, если включить применение методов нейропсихологической коррекции. Использование нейроигр и кинезиологических упражнений способствуют развитию высших психических функций, активации подкорковых образований мозга, обеспечению и регуляции общего энергетического фона, на котором развиваются все психические функции, стабилизируют межполушарное взаимодействие, обеспечивают регуляцию, программирование и контроль психической деятельности, ускорению процесса постановки и автоматизации звуков, улучшению самоконтроля за собственной речью, профилактики дисграфии и дислексии.

Нейроигры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую

и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. С помощью нейроигр можно успокоить ребенка, помочь ему справиться со своими эмоциями.

Нейрогимнастика — это система упражнений, которые эффективны на любом этапе развития. Но особую актуальность она приобретает при работе с детьми, у которых имеются проблемы в развитии речи.

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций.

Логопедическая коррекционно-развивающая работа включают в себя нейроигры с математическим содержанием. Содержание речевых нейроигр и нейроупражнений с математическим содержанием предполагает интеграцию областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», а также «Социально-коммуникативное развитие».

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя игры со счётом, с числами и цифрами, учим детей согласованию количественных и порядковых числительных с существительными, прилагательными и глаголами, а также развиваем умение оперировать математическими терминами.

Играя в дидактические игры с элементами кинезиологии, такие как «Сосчитай», «Сколько?», «Сосчитай слоги», «Исправь ошибку», «Один – много», «Один, два, пять» (на разные звуки), «Домино. От одного до пяти», «Сосчитай и назови», «Найди отличия» дети учатся не только свободно оперировать числами в пределах 10, но и работать двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук, глаз, языка (при отработке правильного звукопроизношения).

Нейроупражнение

«Занимательный счет» (5-7 лет)

Цель: способствовать развитию основных видов движений, ориентировки в пространстве плоскости, координации движений; закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 10, обучать умению обобщать и исключать лишнее, воспитывать познавательный интерес к математике.

Оборудование: поле «Универсальный квадрат», карточки с цифрами от 1 до 10, картинки по лексическим темам.

На игровом поле, в квадратах, разложены цифры от 1 до 10 в хаотичном порядке. Учитель-логопед называет слово (или показывает картинку, ребенок сам называет ее), ребенок прыгает (на двух ногах или одной) в квадрат с цифрой 1, если услышит соответствующее слово по лексической теме. Если слово не подходит, ребенок стоит на месте. Продолжаем игру пока не назовем все цифры от 1 до 10. Можно использовать числовой ряд в обратном порядке от 10 до 1 и т.д.

Игры с пальчиками так же способствуют усвоению порядка следования чисел натурального ряда, быстрому запоминанию числового ряда в пределах 10, упражняют в прямом и обратном счете.

Для закрепления порядкового счета помогают такие игры, как «Кто за кем пришел?», «Кто первый, кто последний?», что в последующем способствует более благополучному обучению детей звукобуквенному и слоговому анализу слов. Игры на звуко-слоговой анализ слов: «Назови первый слог (звук) (второй, третий) в слове», «Какой звук впереди (позади) заданного?», «Выложи слово», «Расскажи про слово», «Назови соседей», «Посчита-ка».

Нейроигра на внимание

«Найди цифры»

Дети левой рукой нажимают на цифру от 1 до 10, а правой- на картинку и называют ( одна шапка, пять конфет и т.д.)

Дидактическая игра «1,2,5,9»

Вторая группа математических нейроигр с элементами кинезиологических упражнений (игры на ориентирование во времени) служит для знакомства детей с днями недели, временами года, частями суток, названиями месяцев. Это такие игры, как: «Назови время года», «Что сначала, что потом?», «Определи части суток», «Назови приметы времен года», «Назови зимние (весенние, летние, осенние) месяцы». Эти игры способствуют развитию связной речи ребенка, расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, активизации межполушарных связей.

Нейроупражнение

с элементами кинезиологии

«Капитан-все хорошо»


Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной

Я отважный капитан, нам не страшен ураган

Дети выполняют кинезиологические упражнения.



Нейроупражнение

«Мельница»


Утро, день, вечер, ночь; Ночь, вечер,день,утро

Зима, весна, лето, осень; Осень,лето,весна,зима

Декабрь, январь, февраль; Февраль, январь,декабрь.


В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Одной из задач является -обучение детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи игр и упражнений дети овладевают умением обозначать словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Это в дальнейшем пригодится ребенку для оперирования со словом, предложением, поможет ребенку при обучении письму, ориентированию на листе бумаги. Для ориентирования в пространстве используются такие игры, как: «Целое из частей», «Кто где находится?», «Разрезные картинки», «Предлоги», «Дорожки», «Лабиринты», «Сравнение предметов» (по высоте, ширине, длине и т.д.), «Антонимы», «Весёлые матрешки», «Классики», «Найди похожую», а так же различные физминутки и физкультурные паузы, которые способствуют более быстрому запоминанию пространственных отношений.


Нейроупражнение

«Вращаем глазками»

Цель: способствовать улучшению координации движений глаз и головы.

Содержание: Повернуть глазные яблоки влево, вправо, вверх, вниз, по кругу, не поворачивая при этом головы. На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить.


Нейроупражнение

с элементами кинезиологии

«Точь-в-точь» (5-7 лет)

Цель: содействовать развитию ориентировки в пространстве плоскости, координации движений, глазомера, двигательного творчества; синхронизации межполушарного взаимодействия; улучшению мыслительной деятельности, развитию памяти и концентрации внимания.

Оборудование: два поля «Универсальный квадрат».

Содержание. Игровые поля лежат на полу, соединены в одно полотно. Определяется очередность играющих детей. Затем учитель-логопед или ребенок-водящий придумывает путь и пропрыгивает его, чередуя количество ног. В середине пути – выполняет кинезиологическое упражнение по образцу.

В конце пути – на последней клетке – выполняет какое-либо движение (например, хлопок над головой, кружение вокруг себя). Задача следующего игрока, по памяти, повторить путь, в конце также сделать хлопок и добавить свое движение и т.д. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно.




Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Такие игры способствуют развитию речи, учат ребенка подбирать слова-признаки для заданного предмета (форма, цвет, величина и т.д.), а в дальнейшем – составлению рассказов-описаний. Это дидактические игры – «Разноцветные коврики», «Разноцветные странички», «Геометрическая мозаика», «Расскажи про свой узор», «Парные картинки», «Большой – маленький», «Цвет и числа», «Цвет и форма», «Геометрические формы», «От прилагательных к рассказам-описаниям».


Нейроигра

«Геометрические фигуры»

Цель: способствовать развитию основных видов движений, ориентировки в пространстве плоскости, координации движений; закреплять обобщающие понятия, умение исключать, сравнивать.

Оборудование: поле «Универсальный квадрат», геометрические фигуры к игре.

На игровом поле, в квадратах, разложены карточки с изображениями «Геометрические фигуры». Необходимо в каждом ряду определить лишнюю фигуру и прыгнуть (на двух ногах или одной) в квадраты с изображением лишнего объекта, поднять фигуру и объяснить свой выбор.

Нейроигра

«Что лишнее?» (5-7 лет)

Цель: способствовать развитию основных видов движений, ориентировки в пространстве плоскости, координации движений; закреплять обобщающие понятия, умение исключать, сравнивать; развивать межполушарное взаимодействие.

Оборудование: поле «Универсальный квадрат», тематические карточки «Математика и всё о ней», другие карточки к игре.

На игровом поле, в квадратах, разложены карточки с тематическими изображениями «Математика и все о ней», среди которых находятся и другие карточки. Необходимо в каждом ряду определить лишнюю карточку и прыгнуть (на двух ногах или одной) в квадраты с изображением лишнего объекта, поднять карточку и объяснить свой выбор.

Картинки с изображениями можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием. Эти же карточки можно расположить на игровом поле в разном порядке и предложить детям разложить их правильно, в соответствии с заданием.

Нейроигра

«Геометрическая мозаика»

Мы играем, клетки с фигурами занимаем.

На что похожа фигура называем?

Оборудование: поле «Универсальный квадрат», геометрические фигуры.

Цель: способствовать развитию основных видов движений, ориентировки в пространстве плоскости, координации движений; обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными), закрепление знаний о геометрических фигурах.

Мы сейчас играем, клетки с фигурами занимаем

Раз, два, три клетку не с кругом, не с овалом займи








На игровом поле, в квадратах, разложены карточки с изображениями «Геометрические фигуры». Необходимо по заданию учителя-логопеда занять нужную фигуру и прыгнуть (на двух ногах) в квадрат с изображением нужного объекта, поднять фигуру, назвать ее, определить цвет и сказать на что она похожа.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как: «Найди отличия», «Небылицы», «Что сначала, что потом», «Найди тень», «На что похоже?», «Найди такой же», «Фантазёры» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Например, при обучение грамоте можно использовать следующие игры: «Найди пропущенную букву», «Помоги заполнить бочку водой», «Прочитай слово по первым звукам слов» и т.д. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Таким образом, сделаем вывод: обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные процессы.

Применение нейроигр и нейроупражнений с математическим содержанием помогут ребенку реже допускать речевые ошибки. В то же время помогут сформировать и закрепить элементарные математические представления, которые обеспечат ребенку успешное обучение в школе.

Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих, даёт возможность учителю-логопеду более качественно вести свою работу.