СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нэмэлтэ һуралсалай программа_Монгол бэшэг_6 анги_2020

Нажмите, чтобы узнать подробности

Монгол бэшэг үзэлгын хоёрдохи шата.

Просмотр содержимого документа
«Нэмэлтэ һуралсалай программа_Монгол бэшэг_6 анги_2020»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БУРЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ № 1»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

Шойнжонов Б.Б.

_______________

СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР Цыбикова Д.Д.

________________

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

Тудупова Б.Б.

_______________

«_» августа 2020 г.

«_» августа 2020 г.

«_» августа 2020 г.




ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Монгол бэшэг» для учащихся 6 классов

2-й год обучения

Продолжительность курса: 1 учебный год

Составитель: Шойнжонова Д.Б.

Улан-Удэ

2020

  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовая база формирования общеобразовательной программы:

Общеобразовательная программа «Монгол бэшэг» составлена в соответствии с требованиями следующих основных нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия» (принят Народным Хуралом РБ 05.12.2013);

  • Государственная программа развития образования, науки и молодежной политики Республики Бурятия от 6.02.2013 г. № 49;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013 г. № 1008.

1.2. Цели и задачи курса:

Цели курса: углубить знания об истории письменного языка монголоязычных народов, повысить интерес к старомонгольской письменности.

Задачи курса: совершенствовать каллиграфические навыки, развивать навыки чтения и перевода текстов на старомонгольском языке, обучить правилам правописания.

По завершении обучения учащийся должен:

  • овладеть лингвистической терминологией;

  • овладеть приёмами начертания всех графических знаков, букв;

  • определять фонетические явления;

  • выделять в слове способы обозначения долгих гласных и дифтонгов;

  • при чтении текстов произносить слова с учетом основных орфоэпических правил современного бурятского языка (для носителей монгольского языка

– современного монгольского языка);

  • знать особенности склонения, притяжания;

  • составлять небольшие тексты;

  • овладеть навыками транслитерации текста.

Курс «Монгол бэшэг» является одним из дополнительных учебных предметов национально-регионального компонента, обеспечивающих лингвокультуро-логическую подготовку учащихся.

  1. Календарно-тематическое планирование.

занят ия

Тема, дидактические единицы

Кол-во часов

По плану

По факту

1

3

4

5

6

1.

Повторение изученного. История развития письменного языка монголов. Особенности графики старописьменного монгольского языка. Основные элементы графики. Графическое начертание гласных.

Лексический минимум «Моя семья».

1

9.09.


2.

Основные законы фонетики. Гармония гласных. Нёбная гармония, исключения из правила сингармонизма, губная гармония гласных, транслитерация. Гласные. Графическое начертание гласных.

Лексический минимум «Профессии».

1

23.09.


3.

Графическое начертание согласных. Особенности начертаний. Способы слогообразования. Буквы дэбискеры. Сингармонизм согласных.

Лексический минимум «С днем рождения!».

1

7.10.


4.

Система простого склонения. Правописание падежных окончаний, отсутствие окончания.

Лексический минимум «С днем рождения!»

1

21.10.


5.

Система простого склонения.

Лексический минимум «Кто ты по монгольскому календарю?»

1

11.11.


6.

Личные местоимения.

1

25.11.


7.

Порядок слов в предложении. Вопросительные предложения.

Лексический минимум «С Новым годом!»

1

9.12.


8.

Повторение изученного материала.

Написание сочинения. Составление поздравительной открытки.

1

23.12.


9.

Дифтонги. Долгие гласные. Йотированные гласные. Способы обозначения.

Лексический минимум «Имена личные тибетского, санскритского, монгольского происхождения».

1



10.

Транскрипционная система «галик». Буквы галика. Особенности начертания, элементы.

Лексический минимум «Имена заимствованные».

1



11.

Личное притяжание.

Лексический минимум «Сагаалган».

1



12.

Множественное число.

Окончания множественного числа, их правописание.

Лексический минимум «Сагаалган».

1



13.

Притяжательное склонение имен существительных.

Лексический минимум «Эдеэ хоол».

1



14.

Чтение текстов, их перевод. Составление текстов.

1



15.

Повторение изученного материала.

1






Примерный перечень вопросов и заданий для СРУ:


  1. На какой графике основана монгольская письменность?

  2. В чем заключается специфика монгольского письма?

  3. Назовите первый памятник монгольской письменности.

  4. Назовите основные элементы начертания монгольского алфавита.

  5. Что такое нёбная гармония гласных? Есть ли исключения из правила?

  6. Существует ли сингармонизм согласных?

  7. Какой закон соблюдается при правописании падежных окончаний?

  8. Составьте таблицу или ОС по правописанию падежных окончаний.

  9. Назовите элемент, который встречается только в начале слова.

  10. Назовите конечный элемент, который пишется раздельно от слова.

  11. Это гласная. В середине слова имеет начертание шилбэ.

  12. Это гласная. В конце слова состоит из элементов гэдэhэн и номо.

  13. Это согласная, в образовании которой участвует дополнительный элемент гэзэгэ.

  14. Это согласная, в образовании ее участвует дополнительный элемент сэг.

  15. Определите гласные буквы, которые образуются с помощью следующих элементов начертания:

а) үгын эхиндэ - титим, 2 шүдэн; үгын дунда - шүдэн, үгын hүүлдэ - орхисо, hүүл;

б) үгын эхиндэ - титим, шүдэн, гэдэhэн, шэлбэ; үгын дунда – гэдэhэн, үгын hүүлдэ – гэдэhэн, номо (нума).

  1. Определите согласные буквы, которые образуются с помощью следующих элементов начертания:

а) үгын эхиндэ – титим, шүдэн, гэзэгэ;

б) үгын эхиндэ – титим, шүдэн, эбэр;

в) үгын эхиндэ – гэдэhэн, номо.

Найдите в предложениях слова с долгими гласными, определите способ их обозначения:

  1. Образуйте формы множественного числа: ном, хота, багши, нɵхүр, гахай, агула, бага, мори…

  2. Определите способ обозначения дифтонгов в следующих словах: сайихан, хайир=а, айимаг, мойил, ойимусу, ай, цай, ой, далай, гахай, үйлэ, түймэр.

  3. Объясните правописание падежных окончаний:

Абу-ийн, Балбар-ун, наран-у, эжи-дүр, ном-дур, гэр-түр, тэүхэ-йи, дэбтэр-и, ном-аца, үнийэ-эцэ, ах=а-бар, эдүр-йиэр, охин-тай.

4. Рекомендуемый список литературы:

  1. Денисова, В.В. Старописьменный монгольский язык Начальный курс / В.В. Денисова. - Улан-Удэ, 2006. – 162с.

  2. Дондогой Д.-Н. и др. Монгол бэшэгэй үндэhэн / Д.-Н. Дондогой и др. – У.-

У., 1995

  1. Золтоева, О.Ф. Старописьменный монгольский язык: Учебное пособие / О.Ф. Золтоева. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007. - 142 с.

  2. Козин С. А. Сокровенное сказание монголов / С.А. Козин. — М.:

Товарищество научных изданий КМК, 2002.

  1. Скородумова, Л.Г. Введение в старописьменный монгольский язык / Л.Г.

Скородумова. – М.: ИД Муравей-Гайд, 2000. – 72 с.

  1. Цагаан толгой. Букварь. – Улан-Батор, 1990. – 96 с.

  2. Чоймаа, Ш. Учебник старописьменного монгольского языка / Ш. Чоймаа, М. Алтанцэцэг. – Улан-Удэ, 1994. – 184 с.

  3. Чоймаа, Ш. и др. Монгол бичиг I. Учебник для 3-5 классов. – Улан-Батор, 2006. – 188 с.

  4. Шойнжонова Д.Б. Монгол бэшэг. Учебно-методическое пособие для учащихся 5-6 кл. – Улан-Удэ, 2016. – 100 с.



5. Лист корректировки рабочей программы


Четверть

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту
























































































8