Речь — форма общения людей посредством различных элементов языка. Речь является, пожалуй, самой важной составляющей нашей жизни. Всем известен тот факт, что речь есть отражение интеллектуального развития человека. Несмотря на внешние качества человека, при общении мы обращаем внимание именно на его речь. Недаром в народе существует пословица «Встречают по одежке, провожают по уму». Таким образом, мы делаем вывод не только об умственном развитии собеседника, но и уровне культуры. Один из аспектов речи — эстетический. Правильная речь, богатая различными стилистическими окрасками, выразительностью доставляет эстетическое удовольствие, способствует повышению уровня культуры человека. Причиной же неприятия речи становится не только ее бедность и монотонность, но и ненормативная лексика. Соответственно из неприятия речи следует и неприятие человека в целом. Употребление ненормативной лексики, а именно нецензурной брани, — актуальная во все времена проблема. Следует отметить, что данное явление как проблему способны осознать те, для кого употребление нецензурной брани неприемлемо и недопустимо. Это та малая часть общества с высоким уровнем культуры, которая неравнодушна к данной проблеме и ищет пути по её устранению и повышению уровня культуры людей. Стоит заметить, что в современном обществе литературным языком владеют немногие, однако ненормативной лексикой большинство владеет в совершенстве. Мы вынуждены констатировать тот факт, что употребление ненормативной лексики становится приемлемым и популярным у подростков. Причем при многократных исследованиях было выявлено, что значение некоторых самых оскорбительных слов подростки не знают, однако активно употребляют их в речи со сверстниками. Напрашивается вопрос: «Что же тогда подростки считают оскорбительным?» [5, c.61]. Употребление нецензурной брани — глобальная проблема, решение которой можно найти только совместными усилиями общества нашей страны. По эстетическим и этическим представлениям, нецензурная брань представляется как «грязь» и «мусор», встречающиеся в речи большинства людей, подрывающие эстетические эталоны. От такого «мусора» необходимо избавляться, тем самым «очищая» общество нашей страны и повышая урове
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Королева М. В. Способы устранения ненормативной лексики из речи детей дошкольного Библиографическое описание: Королева М. В. Способы устранения ненормативной лексики из речи детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Королева // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 790-792. В статье рассматриваются причины употребления ненормативной лексики детьми дошкольного возраста. Представлены способы устранения ненормативной лексики из речи дошкольников. Ключевые слова: речь, ненормативная лексика, нецензурная брань, дети дошкольного возраста. Речь — форма общения людей посредством различных элементов языка. Речь является, пожалуй, самой важной составляющей нашей жизни. Всем известен тот факт, что речь есть отражение интеллектуального развития человека. Несмотря на внешние качества человека, при общении мы обращаем внимание именно на его речь. Недаром в народе существует пословица «Встречают по одежке, провожают по уму». Таким образом, мы делаем вывод не только об умственном развитии собеседника, но и уровне культуры. Один из аспектов речи — эстетический. Правильная речь, богатая различными стилистическими окрасками, выразительностью доставляет эстетическое удовольствие, способствует повышению уровня культуры человека. Причиной же неприятия речи становится не только ее бедность и монотонность, но и ненормативная лексика. Соответственно из неприятия речи следует и неприятие человека в целом. Употребление ненормативной лексики, а именно нецензурной брани, — актуальная во все времена проблема. Следует отметить, что данное явление как проблему способны осознать те, для кого употребление нецензурной брани неприемлемо и недопустимо. Это та малая часть общества с высоким уровнем культуры, которая неравнодушна к данной проблеме и ищет пути по её устранению и повышению уровня культуры людей. Стоит заметить, что в современном обществе литературным языком владеют немногие, однако ненормативной лексикой большинство владеет в совершенстве. Мы вынуждены констатировать тот факт, что употребление ненормативной лексики становится приемлемым и популярным у подростков. Причем при многократных исследованиях было выявлено, что значение некоторых самых оскорбительных слов подростки не знают, однако активно употребляют их в речи со сверстниками. Напрашивается вопрос: «Что же тогда подростки считают оскорбительным?» [5, c.61]. Употребление нецензурной брани — глобальная проблема, решение которой можно найти только совместными усилиями общества нашей страны. По эстетическим и этическим представлениям, нецензурная брань представляется как «грязь» и «мусор», встречающиеся в речи большинства людей, подрывающие эстетические эталоны. От такого «мусора» необходимо избавляться, тем самым «очищая» общество нашей страны и повышая уровень культуры. Похожая статья: Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Все нецензурные выражения являются ругательством и оскорблением. Их употребление в речи говорит о безнравственности, агрессивности, легкомыслии, неуверенности в себе, иногда и жестокости. Таким образом, складывается соответствующий имидж конкретного человека. Необходимо выделить тот факт, что употребление нецензурной брани можно встретить уже в речи детей в детском саду. Это связано со многими причинами. Одной из таковых является открытое и безнаказанное употребление нецензурной брани в СМИ: это и в различных телепередачах, в видео роликах по интернету, в современных песнях, в кинематографе, и даже в современной литературе. Общество пытается устранить эту проблему так называемым «запикиванием» брани по телевизору. Однако этому подвергаются далеко не все ненормативные, нецензурные слова. Многие бранные слова настолько вошли в активный словарь общества, что в последнее время уже становятся нормой. И настораживает тот факт, что нормой они становятся не только в разговорной, но и порой деловой речи [4, c. 134]. Другая причина — употребление ненормативной лексики родителей и ближайшего окружения. Это оказывает самое мощное воздействие на дошкольников. Всем известно, что ребенок впитывает всё то, что сознательно или бессознательно вкладывают в него родители. Что должно быть в ребенке, если его родители буквально разговаривают нецензурной бранью? Важно начинать работу по устранению нецензурной брани в речи в дошкольном возрасте. Однако главное не в том, чтобы устранить употребление нецензурной брани, а в том, чтобы донести до ребенка бесценность этих слов. У детей не должно быть мотивов и желания в употреблении ненормативной лексики. Если же в детском саду не проводить такую работу, употребление нецензурной брани закрепится у ребенка как норма, и он перенесет это и во взрослую жизнь. Начиная с младшего дошкольного возраста дети, услышав где-либо бранное незнакомое слово, тут же пытаются его повторить, не понимая значения данного слова. В дальнейшем ребенок, как правило, употребляет его в речи, если взрослые закрепили это слово в активном словаре малыша. Таким образом, ребенок, являясь «носителем» нецензурной лексики, «заражает» других детей в группе детского сада. Впоследствии многие родители удивляются, откуда их ребенок знает нецензурную брань, ведь мама и папа никогда не употребляют ненормативную лексику. Работая с ребенком по устранению из его активного словаря ненормативной лексики, следует начать с поиска причин появления нецензурной брани в его лексиконе. В основном, причиной тому является употребление нецензурной брани ближайшим окружением ребенка: родителями, близкими родственниками, друзьями и т. д. Другой причиной может быть совместный просмотр с родителями телепередач, кинофильмов, в которых присутствует ненормативная лексика. Третий причиной, как правило, является следующее: часто родители совместно с ребенком слушают музыку (например, в машине), не обращая внимания на слова песен, в которых также может присутствовать ненормативная лексика. Также ещё одной причиной может быть совместное посещение родителей (чаще отца) с ребенком различных баров. Такие случаи чаще встречаются в семьях, где мало внимания уделяется воспитанию ребенка. Следовательно, выяснив причины появления в словаре ребенка нецензурной брани, необходимо эти причины устранить. С этой целью следует проводить систематические беседы с родителями. В беседе воспитатель или психолог преследует две цели. Во-первых, по речи родителей психолог может определить, употребляют ли ненормативную лексику родители ребенка. Во-вторых, он призывает родителей обратить внимание на телепередачи, которые могут смотреть их дети; на речь бабушек и дедушек, а также старших братьев и сестер (если они есть), которые также часто являются носителями ненормативной лексики. Следовательно, воспитатель призывает родителей принять меры по устранению ненормативной лексики из окружения ребенка [5, c. 62]. Следующий шаг в работе с детьми младшего дошкольного возраста — это обогащение активного словаря ребенка и, тем самым, вытеснение из его словаря ненормативной лексики. С этой целью необходимо читать дошкольникам художественную литературу, обогащать детей впечатлениями от прогулок, походов в выставочный зал, различных экскурсий, праздников и утренников. Прогулки не должны проходить «сухо». Всё, что привлекло внимание дошкольников, следует прокомментировать. Всё это способствует обогащению словаря ребенка. Также полезно призывать детей делиться впечатлениями от выходных со сверстниками под контролем и с помощью воспитателя. Так дети научатся составлять рассказы, не употребляя ненормативную лексику. Важно отметить, что если младший дошкольник всё же произнес нецензурную брань, не следует придавать значение этому слову, чтобы не закрепить его в словаре ребенка. Начиная с 4–5 лет, дошкольники уже сознательно начинают употреблять ненормативную лексику. С данной категорией детей необходимо проводить систематическую работу. Причинами сознательного употребления нецензурной брани ребенком могут быть следующие: это может быть формой проявления вербальной агрессии; способ привлечь внимание взрослых; подражание взрослым, которые употребляют ненормативную лексику. Работу следует начать с ребенком-«носителем» ненормативной лексики. Такого ребенка во время бурной эмоциональной вербальной агрессии следует отстранить от других детей. Можно отвести ребенка в зону уединения в группе, чтобы он успокоился. В этой зоне можно дать ребенку предметы, действие с которыми позволит выплеснуть агрессию (порвать бумагу, смять глину или пластилин). Затем необходимо провести беседу с дошкольником и объяснить, что употребление нецензурной брани — показатель невоспитанности, неуважения к другим. Ребенок должен усвоить, что это плохие слова, и если их употреблять, то сверстники не будут общаться с таким ребенком. В качестве наказания можно применять временное отстранение от сверстников. Однако такому дошкольнику необходимо уделять больше внимания, проявить любовь и уважение, придать значимость ребенка в группе. Это можно сделать каким-либо небольшим поручением. При выполнении поручения, необходимо похвалить дошкольника в присутствии других детей, тем самым придавая значимость ребенка среди сверстников [1, c. 32], [3, c.93]. Старшим дошкольником следует объяснить, что нецензурную брань можно заменить множеством других слов, употребление которых не будет оскорбительным для собеседников. Здесь можно провести игру «Слова», где необходимо подобрать синониму к какому-либо слову. Так дети научатся разносторонне описывать какую-либо проблему, не употребляя ненормативной лексики. Полезным окажется также составление рассказов на какие-либо темы по образцу воспитателя, что способствует не только обогащению словаря детей, но и совершенствованию связной разговорной речи. Педагог должен ежедневно знакомить детей с различными стилистическими окрасками. Можно также моделировать различные проблемные, конфликтные ситуации, где дети смогут не только потренироваться в продуктивном разрешении конфликтов, но и в уместном применении нормативных слов, избегая нецензурной лексики. Следует использовать театрализацию, где дети смогут взять на себя различные роли и выучить тексты разного стиля и с различными стилистическими окрасками. Это также способствует обогащению активного словаря ребенка. Важно поощрить всех дошкольников, но порицать необходимо только лично. При порицании не должно быть действий, оскорбляющих ребенка или унижающих его достоинство [2, c.37]. Похожая статья: Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Некоторые психологи предлагают методику по устранению ненормативной лексики из словаря ребенка «Коробочка ругательств». В данной методике ребенку предлагается изготовить коробочку, в которую при неудерживающим желании необходимо говорить все плохие слова в укромном месте, затем закрыть эту коробочку, чтобы слова остались в ней. И так, каждый раз ребенку можно обращаться к этой коробочке при желании выругаться. Эффективность данной методики в том, что дошкольник не будет употреблять ненормативную лексику при других детях. Методика проводится систематически, пока ребенку не захочется больше употреблять в собственной речи ненормативную лексику. Впоследствии необходимо совместно с ребенком избавиться от этой коробочки (по возможности лучше сжечь), мотивируя это тем, что ребенок справился с проблемой и больше не будет употреблять нецензурную брань. Целесообразно поощрить ребенка за успехи. Следует упомянуть ещё один способ устранения нецензурной брани из словаря детей, популярный в Америке, — промывание рта с мылом. Такой способ практикуют во многих семьях и в России. Суть данного способа в том, что если ребенок произнес какое-либо нецензурное слово, то в наказание родители промывают ребенку рот с мылом (нецензурное слово — это «грязь», и её необходимо смыть). Такое наказание в нашей стране в детском саду недопустимо, так как промывание рта с мылом — вид физического наказания. Психологи ставят под сомнение эффективность этого наказания и расценивают его не только как физическое, но и психологическое насилие над ребенком, так как такие действия унижают достоинство ребенка, способствует появлению тревожности, или же наоборот агрессивности. К тому же, нет гарантии того, что дошкольник не будет употреблять ненормативную лексику при сверстниках и воспитателе, которые не могут применять такой вид наказания по отношению к ребенку. Необходимо помнить, что работа будет эффективной только в том случае, если она проводится в системе. Единые требования к ребенку со стороны воспитателя и родителей — важный аспект в работе, без которого результативность будет минимальной. К тому же единство требований — важный принцип в работе с детьми, который способствует профилактике тревожности и агрессивности и сохранению психологического здоровья детей. Таким образом, существует множество способов устранения ненормативной лексики из активного словаря детей дошкольного возраста: беседа с родителями как неотъемлемая часть работы, обогащение словаря, словесные игры, составление рассказов, моделирование проблемных ситуаций, театрализация. Эту работу необходимо проводить с дошкольниками, чтобы употребление ненормативной лексики не закрепилось в дальнейшем. Главное в работе с детьми — уважать достоинство ребенка и помнить, что причину нужно искать не в ребенке, а в его окружении. Это позволит не только правильно выстроить работу, но и достичь высоких результатов.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
3 февраля - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой
«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом»
Владимир Даль
В связи с этим днем Ломоносовка предлагает вашему вниманию книгу Зайковской, Т. В. Проблемы культуры молодежной речи (Пути пополнения словарного состава молодежного жаргона) / Т. В. Зайковская. - К. : Business-Elita, 2005. - 120 с.
В монографии, на основе материала, собираемого в течении 15 лет, рассматриваются особенности жаргонизированной речи русскоязычной молодежи Республики Молдова. Особое внимание уделяется выявлению источников, за счет которых пополняется лексический состав молодежного жаргона, анализу словообразных средств, исползуемых в словотворчестве молодежи, характеристике наиболее продуктивных способов и моделей словообразования в данной сфере. Подчеркивается связь культуры речи и общей культуры развивающейся личности.
Книга предназначена для филологов, преподавателей школ и вузов, учащихся и их родителей, для всех, кто интересуется вопросами культуры речи.
Также на эту тему предлагаем ознакомиться и с материалами сайтов:
Засилье нецензурной брани в нашей жизни велико. Мало того, что в быту мы все выражаемся с разной степенью «красноречия». Сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в средства массовой информации. Ненормативная лексика – это не только набор непристойных слов и выражений. Ее употребление говорит о бедном словарном запасе и духовной нищете человека.
В наши дни очень много говорят о культуре русской речи. Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. К глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова.
Неприкаянно, но чинно
на страницы и кино
вылезает матерщина,
словно газ, покинув дно.
И как будто всё в порядке,
ибо знали те слова
даже малые ребятки,
в мир шагнувшие едва.
И как будто всё, как было,
только в воздухе страны
стало больше смака, пыла,
ядовитой белены.
Жизнь снаружи не плохая –
иностранное едим!
Просто – не благоухаем,
а мутнеем и смердим.
Глеб Горбовский
Сколько всего слов составляет матерный язык?
В целом где-то около сотни. В активном же словарном запасе находится в основном приблизительно 20-30. Но очень активно используются замены этих слов (блин, ё-моё, едрёна матрёна, япона мать, ёлки-палки, ёксель-моксель, ёрш твою медь, ёклмн и др.). По количеству нецензурных слов и выражений русский язык оказался на третьем месте в мире. Пальму первенства удерживает английский язык, а на втором месте – голландский.
Почему мы материмся?
Психологи объясняют все стрессами, воспитанием. Лингвисты – слабым словарным запасом. Отчасти, мат – это язык экстремальных ситуаций: доказано, что он помогает уменьшить болевой шок или снять психологическое напряжение. Но сегодня серьезную проблему составляет то, что мат для многих людей превратился в обыденность.
Мастера слова так говорили о русском языке : Иван Тургенев называл его великим и могучим, Александр Солженицын – свободным, богатым, ярким, а Федор Достоевский полагал, что «сила не нуждается в ругательствах». По мнению великих писателей и мыслителей, тот, кто пользуется матерными словами, не знает родного языка, не может выразить с его помощью свои собственные мысли и пытается «давить» или зарабатывать ложный авторитет, используя мат. Лев Толстой говорил : «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Подтверждают это и психологи – ненормативная лексика ограничивает возможность ясно и грамотно выражать свои мысли.
Каковы последствия подобного словоблудия?
Научный руководитель Центра экологического выживания и безопасности Г. Чеурин опытн
ым путем пришел к выводу о тлетворном влиянии матерной речи на человеческий организм. Результаты были представлены в 20-минутном документальном фильме «Как слово наше отзовется...».
В Институте квантовой генетики кандидат биологических наук П. П. Горяев и кандидат технических наук Г. Т. Тертышный несколько лет тому назад проводили интересное исследование. С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК, отвечающих за наследственность человека.Если человек постоянно употребляет в своей речи бранные слова, его хромосомы начинают активно менять свою структуру, в молекулах ДНК вырабатывается «отрицательная программа». Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации».
Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Человек, употребляющий матерные слова, подобен получающему почти такую же дозу облучения, как в эпицентре атомного взрыва.
Так что же такое матерная речь или, как принято говорить в народе, мат? Откуда он произошел?
Мат на русской земле – древний «житель». Матерная лексика по происхождению является общеславянской и восходит ко временам язычества. Исконно русское происхождение мата подтверждает и Этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского, в котором сказано, что слово мат образовано на базе словосочетания матерная брань и имеет отношение к слову мать, т.е. мат – это поношение матери.
Матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. «Повесть временных лет», описывая языческие обряды радимичей, вятичей и северян, упоминает «срамословие» как черту языческого поведения: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало...».
На Руси скверное слово считалось таким же тяжким грехом, как и плохое дело. Сквернословие приравнивалось к нарушению христианских заповедей : «Не убий!», «Не прелюбодействуй!», «Не лжесвидетельствуй!». Словесная брань, чрезмерно громкая и крикливая речь рассматривались нашими предками как проявление бесовского начала, а сквернословящих людей называли богохульниками. В многочисленных древнерусских и более поздних источниках отмечалось, что «матерная лая» оскорбительна сразу для трех матерей: Матери Господа, всех матерей человеческих (включая собственную мать сквернослова) и матери-земли. Осквернившему себя руганью в этот день запрещалось входить в церковь, с ним вместе нельзя было принимать пищу, с его поведением связывались насылаемые Богом беды и скорби.
В истории России сквернословие запрещалось царскими указами, обличалось в посланиях патриархов и митрополитов. Например, Иван Грозный повелел кликать по торгам постановления Стоглавого собора (1551), где говорилось, чтобы православные христиане «матерно бы не лаялись, и отцем и матерью скверными речами друг друга не упрекали, и всякими б неподобными речми скверными друг друга не укоряли».
Как бороться с матом?
Во всех странах активно борются с ненормативной лексикой, создают специальные комитеты, проводят ряд мероприятий. Даже Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой появился. Ведь искоренение нецензурных выражений повышает престиж страны.
Сейчас сквернословие как в России так и в Молдове по юридическим законам рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности, оно может соответствовать статье о разжигании национальной, религиозной и этнической розни и повлечь за собой ряд соответствующих санкций. В российском и молдавском законодательстве предусмотрены меры наказания за нецензурную брань в общественных местах.
Какую мораль мы можем вынести?
Мы по праву можем гордиться нашим языком, который является одним из самых красивых, богатых и выразительных языков мира. Но русский мат, ставший неотъемлемой частью общения различных слоев населения, – это скверна, которой нужно стыдиться, поэтому каждый русский должен стремиться к тому, чтобы очистить от этой скверны как собственную речь, так и язык в целом.
Все чаще мат слышится из уст школьников, как мальчиков, так и девочек. По мнению психологов, в учебных заведениях необходимо проводить классные часы и специальные беседы о вреде нецензурных слов. Ненормативная лексика, отмечают специалисты, ограничивает возможность ясно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому мы призываем вас выступать за чистоту русской речи и повышение уровня культуры в обществе. Так что скажем мату «НЕТ!».
Дмитрий Каралис. Немного мата в холодной воде, или "осторожно: ненормативная лексика!"
| Дмитрий Каралис. Немного мата в холодной воде, или "осторожно: ненормативная лексика!" ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ БЕСЦЕНЗУРЩИНА ХАМИТЕ, ПАРНИША! ЭТО УЖЕ НЕ СТИЛЬНО |
Статья опубликована
в "Литературной газете",
No 30, 24 - 30 июля 2002 Народ сквернословит зря, и часто не об том совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то что бесспорно самый сквернословный народ в мире - и об этой противоречивости, право, стоит хоть немного подумать. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ, "Дневник писателя"
Есть простые истины, на которых держится мир. Например, в приличном обществе не принято гадить на стол. На оперной или балетной сцене не заведено бегать голышом и швырять в зрителей собачьими фекалиями из корзинки.
Схожий запрет - на обсценную лексику - от века существовал в русской литературе: не принято материться в заповедном пространстве листа бумаги, предназначенного для широкой публики. И ни одна из бойких теорий, опровергающая разумность такого запрета, не убедит джентльмена духа нарушить его; консерватизм - это соблюдение традиций, в том числе добрых.
Рассуждения последних лет о том, что язык есть инструмент писательского мастерства, а коль бытовой русский язык насыщен ненормативной лексикой, то и герои произведения должны выражаться, как они выражаются в жизни, - это рассуждения на уровне первых задиристых курсов филфака. Ибо проблема матерной лексики в литературе выводит нас за пределы лингвистики - мы оказываемся в напряженнейшем поле общественной морали, нравственности, не замечать которую могут позволить себе студенты, но не писатели.
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
Немного истории. Обсценная словесность, как утверждают филологи, со своего возникновения оказывалась за пределами печатной литературы, но не за бортом литературы как таковой. За ней закреплялась особая область комического-пародийного:
Не смею вам стихи Баркова
Благопристойно перевесть
И даже имени такого
Не смею громко произнесть, -
играя по нормам своего времени в смущение, писал Пушкин. Русское общество, всегда признавая матерную лексику в ее маргинальном значении как язык низкий, похабный, как инструмент оскорбления, между тем уделяло ей внимание как явлению филологическому.
В последнем своем качестве матерная стихия русского языка удостоилась пристального внимания в четвертом издании словаря Даля под ред. Бодузна де Куртенэ, где, вероятно, впервые непечатные слова появились в подцензурном издании. Предисловие лексикографа к словарю Даля дышит просвещенной застенчивостью:
"Преподносить языковеду или хотя бы только обыкновенному читателю, желающему ознакомиться с известным языком, словарь без целой категории осужденных на исключение слов - это почти то же, что заставлять анатома заниматься человеческим телом без тех или других его частей".
Шло время, но общественная мораль не спешила пускать обсценную лексику в гостиную, принуждая ее топтаться возле крылечка большой литературы. Ее знают, замечают, кивают приветственно, но нормы приличия не позволяют раскрыть перед ней двери, и комедийно-матерные стишки и поэмы остаются, как сейчас бы сказали, в стороне от мейнстрима.
Серебряный век во всем блеске своего многообразия поднимает новую волну интереса к табуированной поэзии. Маяковский рубит широко и вальяжно, Есенин - от души и озорно...
Наступает эпоха советского периода русской литературы, и понятия о литературном приличии вычеркивают табуированную лексику из списка званых гостей... Она есть, существует, веселит, озорничая:
Сам я родом из Рязани,
Твист не новость для меня,
Как услышу звуки твиста,
Рву на я... волоса! -
но официальный интерес к ней позволителен лишь филологам. С оттепелью приходит "Один день Ивана Денисовича", и читающая публика смакует хитроумно и смело переделанные матерные выражения во вполне печатные: "смефуечки", например...
Народ по-прежнему матерится в подворотнях и у пивных ларьков, но литературное поле свободно от брани. Исключения заставляют хитро улыбаться (шукшинское "чудак на букву "эм", например) и лишь подтверждают правило: цензура есть цензура. Материтесь, пока милиция не слышит, но печатать не дадим.
Но большинство пишущих и не терзалось от невозможности вложить в уста своего героя какую-нибудь мать или расхожее трехбуквенное ругательство. Никто не рвал на себе волосы от безысходности и недостатка лексической свободы - для художественности произведений вполне хватало общепринятых слов и выражений. Еще и оставались.
Запреты, не только цензурные, но и внутренние, соблюдались на литературной площадке неукоснительно. "Русские-народные-блатные-хороводные-уголовно-лирические" чаще пелись под гармонь и гитару, чем под фортепиано.
БЕСЦЕНЗУРЩИНА
К 1989 году возникает целый ряд факторов, обрекающих сложившиеся запреты на самоупразднение. "Создалась инерция падения цензурных шлагбаумов, накопилась яркая и авторитетная литература, широко использовавшая обсценную лексику, усилилось влияние западных культурных норм и тяготение к ним значительной части общества. Наконец, люмпенизация и криминализация общества, его распад привели к трансляции матерной лексики снизу вверх, а механизмы моды обеспечили встречное движение, - писал в 1991 году А. Зорин в книге "Анти-мир русской культуры", исследовавший по горячим следам процесс вхождения в литературную практику матерных выражений. - Сохранение запретов стало ощущаться как нестерпимое ханжество, как нарушение принципов свободы..."
В те годы хлынул поток статей, авторы которых, по большей части писатели, пафосно заступались за отлученную от литературы ветвь смешливо-бранливо-матерную и, пользуясь пришедшей бесцензурностью, являли читателям собственные познания в области матерной лексики. Листать эти статьи скучно. Желание выставить себя крупным защитником свободы слова, предстать "демократом" еще большим, чем гопники в милицейском "обезьяннике", видно в них невооруженным глазом.
Типичная аргументация того времени: общество изолгалось! Если мат есть в жизни, он должен присутствовать и в литературе. Вроде того, что, если писатель не матерится самостоятельно или через своих героев, он плохой, ханжеский писатель. И вообще, матом очистимся ото лжи...
И ни слова о моральной стороне нормализации ненормативной лексики. Будто и не писатели разговаривают с народом, а кодла урок, приучающая молодых лагерников "ботать по фене".
Причины массированной атаки на нормы литературного языка назывались и в те времена, но игнорировались вошедшим во вкус борьбы обществом.
"...круги, уверенные в своем культурном статусе, склонны бравировать нарушениями табу. Тем самым литературный мат от образованного семинариста И. Баркова и до люмпенизированного интеллектуала Вен. Ерофеева оказывается проявлением по преимуществу интеллигентским, реализующим элитарность культурной позиции через ее снятие", - имел смелость указывать в 1991 году тот же А. Зорин.
Внешний запрет в виде политической цензуры был снят в 1991 г. Вместе с ним треснули и запреты нравственные. Уверенность в своем культурном статусе быстро переросла в самоуверенность: нам, избранным и тонко чувствующим, можно все!
К середине 90-х арго подворотен и закрытых мужских компаний прочно обосновался на страницах литературных произведений. И дружеская похабщина, и оскорбительная брань поползли в общество миллионными тиражами.
Вопрос "Оскорбляет ли книга с ненормативной лексикой общественную нравственность?" снимался литературной элитой с повестки дня как заведомо реакционный. Однако никто из адептов мата не удосужился доказать и обратное: "Книга с ненормативной лексикой есть явление высокогуманное, развивающее и обогащающее духовный мир читателя, блин... Это, блин, есть традиция мировой и русской литературы - крыть хренами и ... матерями направо и налево!"
И известного продукта за десяток бесцензурных лет наш читатель нахлебался изрядно; хлебает и сейчас...
ХАМИТЕ, ПАРНИША!
Не стану перечислять многочисленные имена, дабы не забыть кого-нибудь и не обидеть невниманием. Вот лишь недавние примеры.
Читаю роман Анатолия Курчаткина "Амазонка" в первом номере "Невы" за 2002 г. - добротный текст, интересная героиня, стремительно разворачивается сюжет, и вдруг, как плевок в лицо, - мат! Хочется затворить журнал, но помню, как в молодости следил за творчеством Курчаткина, он входил в "московскую школу" вместе с Маканинын, Кимом, Личутиным, тогда говорили о "прозе сорокалетних", и пытаюсь забыть об этом досадном заусенце. Через десять страниц еще один плевок - в гневе матерится главная героиня. С трудом дочитываю увлекательный, в общем-то, роман и думаю: обойдись автор без этих двух плевков в лицо читателю, и его эстетическая, как говорится, платформа меня бы устроила - я стал бы читать и следующий роман, попадись он в руки. Теперь остерегусь.
В интервью Бориса Гребенщикова "Известиям" (от 13.02.2002 г.) натыкаюсь не на мат - на полумат, на скользкие слова, которыми иногда разговаривают обиженные квартиросъемщики на коммунальных кухнях. Назвать некоторые предметы более приличным словом им не позволяет степень неуважения друг к другу. И ловлю себя на мысли, что песни Гребенщикова уже не смогу слушать с той душевной открытостью, как прежде. Может быть, он и прекрасен в искусстве, но в жизни, как выясняется, хам. Именно так называется человек, использующий хамскую лексику в незнакомой компании. Оценивать поведение интервьюера, оставившего монолог своего героя без изменения, не берусь. Может, он счел его за песню, из которой, как известно, слов не выкинешь... Может, просто душевно недоразвитый человек. Про редакторов, пустивших в тираж пошлость, могу сказать то же самое, что сказал про БГ.
Меня не коробил флотский, в три загиба, мат, я без словаря понимаю язык гаражной ремзоны, состоящий из десяти слов и выражений, произносимых с огромным количеством интонаций, не засмущаюсь и лагерного арго, случись беседа в соответствующей компании... Но за мной, как и за каждым из нас, остается право одернуть хама - будь то писатель, премьер или рок-звезда. Кто-то считает, что у него есть право хамить, у меня есть право с ним не согласиться.
Концептуальный мат как способ поразить читателя силой и мощью русского языка, честнее, чем мат необязательный, проскользнувший в угоду моде или по распущенности автора. В этом смысле характерен пародийный роман "Фигня" А. Житинского, изданный несколько лет назад в Петербурге небольшим тиражом. Герои виртуозно, без всякого напряжения матерятся, и автор простодушно разводит руками: друзья, не ищите глубины на мелком месте - я написал фигню, простите меня и спрячьте книгу от детей. Что, надо думать, и сделали все получившие в подарок от автора шкодливую книгу.
ЭТО УЖЕ НЕ СТИЛЬНО
Издатели заметили: рукописи с матом и крутыми постельными сценами чаще всего предлагают авторы-мужчины, чей репродукционный период закончился по возрасту, или совсем молодые люди, опьяненные ощущением надвигающейся жизни, когда им все в диковинку и сам черт не брат. Насчет авторов женского пола, возлюбивших тяжелую эротику и арго блатного сходняка, все значительно сложнее и лежит за рамками нашей темы...
Мат в книгах - это и попытка скрыть отсутствие истинных чувств их имитацией. Кто больше всех матерится в нетрезвой компании - суетливый паренек, которому наступили на ногу, или тот, от кого ушла любимая?
Материться должен не герой, читателю должно захотеться выматериться (имей он к этому навык) при прочтении - восхищенно ли, возмущенно или благопожелательно... Зачастую мат в художественной литературе напоминает ситуацию при показе бездарно сделанной кинокомедии - герои на экране хохочут-заливаются, а зритель все больше мрачнеет.
53% опрошенных петербуржцев поддерживают введение цензуры, имея в виду запреты не политического характера, а табуирование сцен и выражений, содержащие вызов общественной морали. Еще совсем недавно за цензуру как средство против тиражирования хамства и пошлости в Питере голосовало чуть меньше половины респондентов... Вспомним Достоевского: "Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то что бесспорно самый сквернословный народ в мире...".
Мне не доводилось встречать читателей (если они не из среды писателей), которых приводил бы в восторг книжный мат. Ни разу не слышал и напутствий пишущим людям: "Больше мата в ваших произведениях! Чаще кройте налево и направо!"
По мнению некоторых лингвистов, упадка, оскудения и вырождения русского литературного языка не происходит. Падает культура владения языком и общая культура пишущих...
Еще недавно приходилось слышать, будто отсутствие в современном романе пикантных мест и слов - признак провинциальности.
Но вот читаю эссе Вл. Новикова "Бедный Эрос. Неподъемная тема современной словесности" и нахожу нечто новое, совершенно противоположное. Разбирая "Новый сладостный стиль" Василия Аксенова, автор эссе пеняет автору романа: "Что же касается экстремальной лексики, то странное дело: писатель, живущий сразу в двух столицах, не заметил, что сегодня мат в авторской речи и внутренних монологах смотрится очень провинциально и совершенно не стильно".
Браво! Хочется пожать руку Владимиру Александровичу - не веря в запретительные меры, он создает прецедент внутрицеховой: опомнитесь, коллега, мат - это провинция. Я бы добавил - духа.
Схожий прецедент, связанный с приемом в Союз писателей, был создан совсем недавно в Петербурге. Один из членов правления Союза писателей Санкт-Петербурга демонстративно голосовал против приема в ряды писателей молодого автора, представившего книгу с ненормативной лексикой. Мотивировка была следующая: Союз писателей не интернетная тусовка, планка должна стоять высоко. Случай получил огласку, был доведен до сведения приемной комиссии, которая, кстати, перед этим долго колебалась, и абитуриент прошел с минимальным перевесом голосов.
Показательно в этом эпизоде и другое: автор не решился читать вслух свои матерные опусы, как не решились и члены правления снять запрет на матерные слова во время своих заседаний.
Совсем недавно в дискуссии "Библиотека и современная литература", прошедшей в Петербурге, мне довелось слышать жалобы библиотекарей на книжный мат под административно-финансовым углом зрения. Книги современных авторов, которые библиотеки закупают для своих фондов (успевая зачастую лишь ознакомиться с пиететной аннотацией издательства), с гневом возвращаются читателями: "На что вы тратите деньги налогоплательщиков? Это же читать невозможно - мат-перемат!" Приходят и разгневанные родители: "Как вы могли дать моему ребенку такую книгу! Вы сами-то ее читали?" Нет, к сожалению, библиотекарю все прочесть невозможно. Даже пролистать каждую страницу в поисках ненормативной лексики не удается. И что делать с этой литературой ограниченного спроса, на которой уже поставлен штамп библиотеки? Ставить другой штамп: "Детям до 16-ти не рекомендуется" или: "Осторожно, мат!"?
Интересно, что статьи 146-4 и 150-3 Кодекса об административных правонарушениях и статья 18 Закона "О защите прав потребителей" полностью на стороне покупателя, получившего в магазине или с лотка под видом "литературно-художественного издания" полный набор похабной лексики. Петербургский писатель и адвокат Андрей Воробьев считает, например, что продажа книг, содержащих матерную лексику без предупреждающей маркировки, "является обманом покупателя путем введения их в заблуждение относительно потребительских свойств товара" и покупатель вправе не только вернуть книгу в магазин, но и потребовать компенсации морального вреда, в данном случае "нравственных страданий, возникших вследствие прочтения низкопробной литературы".
В скором времени Андрей Воробьев выступит в одном из районных судов Петербурга защитником интересов пятнадцатилетней девочки, пострадавшей в психологическом смысле после прочтения книги серии "Воровской закон", выпущенной "Издательским домом "Нева" и широко разрекламированной в городе. И дай ему, Бог, удачи!
Несколько петербургских библиотек договорилось провести акцию по возврату издателям чересчур смелых книг, от которых шарахаются читатели. Как пройдет эта законная со всех точек зрения акция - покажет время, но призыв Достоевского хоть немного подумать о противоречивости сквернословия в нашей жизни актуален, как никогда.