СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необходимость внедрения ФГОС в контексте государственной образовательной политики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит аспекты, раскрывающие необходимость ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Необходимость внедрения ФГОС в контексте государственной образовательной политики»

В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум.

Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

 Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет собой совокупность требований, предъявляемых к деятельности учреждений общего и профессионального образования. ФГОС имеет силу закона и должен соблюдаться всеми без исключения образовательными учреждениями.  

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
       Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
       1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
       2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Идея обновления образовательных стандартов, а скорее всего разработка нового поколения образовательных стандартов - просто вызов времени, в котором мы живем.

Главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышения его качества, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкуретноспособность отечественной школы, ее готовность к решению новых социальных задач: консолидации общества, формированию российской идентичности, выравниванию социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями.

Иначе говоря, сегодня образовательный стандарт должен служить средством не фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Введение ФГОС начального и основного общего образования можно рассматривать как одно из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ведущего инструмента модернизации общего образования.

Формирование компетенций рассматривается в настоящее время как новый результат российского образования в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов и предъявляет новые требования к управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений и соответственно к системе повышения их квалификации.

С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Повышается значимость формирования условий реализации программ, в том числе создания образовательной инфраструктуры, изменяются требования к ним. Должна быть спроектирована система управления инновационными процессами, обеспечивающая достижение нового качества образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования формулируют требования к подготовке учителя и руководителей общеобразовательного учреждения для реализации основной образовательной программы общего образования.

Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Изучение опыта работы общеобразовательных учреждений свидетельствует о наличии проблем, которые требуют разрешения. В их числе:

  • упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода и компетентностного подходов;

  • сложившаяся традиционная методика проведения урока и других форм образовательной деятельности;

  • недостаточная мотивация и отсутствие готовности руководителей ОУ и учителей к осуществлению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС (реализация субъект-субъектных отношений; признание активной позиции обучающихся, последовательная ориентация на вариативность, в том числе, индивидуализацию образования; ориентация на изменение профессионального мышления через понимание новой роли учителя как фасилитатора, тьютора и др);

  • традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;

  • недостаточная осведомленность в вопросах инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

  • недостаточный опыт организации разработки в основной образовательной программы.