Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1 р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области»
Мастер – класс для педагогов ДОУ
«Необычное в обычном»
подготовила
воспитатель:
Матюнина Л.В.
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы.
Задачи:
- расширить знания педагогов о значении использования нетрадиционного материала для развития детей;
- познакомить педагогов с игровой технологией с использованием сенсорного пакета;
- познакомить со способом раскрытия сенсорных и творческих способностей;
- показать возможность овладения новыми способами предметно-познавательной деятельности.
Оснащение: пластиковые пакеты зип-лок или пакеты для заморозки ;гель для волос, пена для бритья; красители (гуашь и пищевые); мелкие детали для украшения и привлечения внимания (блёстки, конфетти, бисер и т. п., крупные детали (бусины, пуговицы, мелкие плоские фигуры и т. п.); скотч (для герметизации швов), два стола.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- повышение креативности педагогов;
- возможность применение педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике;
- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;
- практическое освоение участниками мастер-класса специальных знаний, умений, навыков и приемов технологии воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- проявлять творческую инициативу, фантазию, мышление.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда,
когда малыш делает серьёзное дело. Вся его жизнь – это игра».
А.С. Макаренко
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на мастер-классе «Необычное в обычном».
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. Играя, ребёнок учится и познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Дошкольный возраст– это период активного сенсорного развития ребенка. В этом возрасте ребенок получает информацию о мире в основном через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства, ребенок стремительно развивается.
Наша задача – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений через игру, в которой будут активно работать не только его пальчики ,но и происходить значимые мыслительные процессы.
Я считаю, что использование игровых технологий ,основанных на сенсорном развитии повышает мотивацию воспитанников, что делает воспитательно-образовательный процесс интересным и непринуждённым.
Дети очень любопытны, их тянет ко всему новому и необычному.
Сегодня я представлю вам игровую технологию с использованием сенсорного пакета.
«Сенсорный пакет», или как ещё его называют «Сенсорная рамка», «Планшет для сенсорного рисования»– незаменимый помощник в решении этой задачи. Ребенок может трогать, передвигать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений.
Для ребенка это веселая и интересная развивающая игра. Даже взрослые могут использовать такую поделку в качестве игрушки-антистресса: приятное на ощупь вещество помогает снять напряжение.
Так что же собой представляет этот пакет и как он выглядит?
Это пакет, заполненный жидким наполнителем, в котором скользко перемещаются разные включения.
Такая игрушка может быть гораздо интереснее и занимательнее покупной. Ведь сенсорные пакеты будут интересны детям любого возраста. Яркие пакетики не только скрывают множество секретов, также они развивают:
- сенсорные способности;
- мышление и мыслительные операции;
- фантазию и воображение;
- память и сообразительность;
- координацию и мелкую моторику;
- знания об окружающем мире;
- цветовосприятие: цвета и оттенки;
- творческие способности.
Что понадобится для данного пособия?
стандартный пакет зип-лок (ищите в канцелярских отделах);
густой гель (можно заменить жидким мылом, крахмалом или желатином, но гель является наиболее удобным и правильным);
краситель (можно использовать любой сухой или пищевой, гуашь);
- мелкие детали для украшения и привлечения внимания (блестки, бисер, бусинки, глиттеры и т.п.)
- крупные детали, которые будут непосредственно участвовать в игре(бусины, пуговицы, мелкие плоские фигуры и т.п
-клеевой пистолет, утюг или скотч(использует воспитатель)
Технология изготовления
Берем гель, блестки и пакет. Высыпаем блестки в гель и тщательно перемешиваем. Если гель прозрачный можно воспользоваться пищевым красителем либо гуашью , разбавляем до нужного цвета. Затем в пакет добавляем все ваши приготовленные украшения и фишки, которые будут участвовать в игре. Закрываем пакет и при помощи клеевого пистолета, утюга, запечатываем свободный край пакета. Проверяем на герметичность.
Количество жидкой основы пакета зависит от размера изделия, который вы хотите получить, а затем использовать. Стоит учитывать, что на пакете предстоит рисовать и большое количество жидкости помешает этому процессу.
Наш сенсорный пакет готов.
На основе такого сенсорного пакета можно изготовить множество разных игр.
Как играть с сенсорным пакетом
Подложите под пакет большие распечатанные трафареты цифр, букв, различных дорожек и попросите ребенка обвести их пальчиком.
Игры и упражнения можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста. Это интересно и познавательно.
Конечно, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее задания. Дети младшего возраста могут просто рисовать, или обводить ладошки, или перемещать друг к другу игрушки, вложенные внутрь пакета.
Детям постарше можно предложить пересчитать предметы внутри пакетика, им будут интересны лабиринты и бродилки, подложенные под пакет.
В процессе работы используем объяснение и показ приемов работы и необходимую помощь, если ребенку это потребовалось.
Любой сенсорный пакет можно использовать многократно, меняя его наполнение. Тема недели, индивидуальные интересы ребенка оказывают влияние на наполняемость пакета. Тематика игр может быть разной: «Путешествие», “Космос»”, «Сочиняем сказку», «На что это похоже?» и т.д.
Сенсорные пакеты помогают разнообразить дидактические игры, их уровень сложности, постепенно идти от простого к сложному, поддерживать интерес ребенка к игре.
Сенсорные пакеты пополняют и видоизменяют среду группы. Сенсорный пакет проходит путь от первоначального знакомства в совместной деятельности педагога с детьми до самостоятельной игры ребенка.Дети учатся обмениваться играми. Вместе играют.
В такие игры можно играть и дома, они формируют добрые взаимоотношения между детьми, взрослым и ребёнком. Родители могут самостоятельно сделать сенсорный пакет вместе с ребенком дома. Простота и доступность материалов позволяют родителям включиться в процесс создания развивающей среды для ребенка. Совместное изготовление и игра сближают, в комфортных домашних условиях продолжается развитие ребенка.
Необычная техника имеет огромный плюс в том, что после занятия творчеством, вам не придется отмывать, вытирать столы, руки, все будет чисто и аккуратно. Но при этом масса удовольствия и восторга гарантированы!
Яркие “сенсорные пакетики” скрывают в себе множество «секретиков», тем самым побуждают к проявлению познавательного интереса.
Несомненным плюсом такой игры являются многофункциональность, компактность, бюджетность.
Это очень увлекательное занятие, которое действительно доставит много положительных эмоций и малышам, и взрослым. А главное - поможет вырастить будущих изобретателей, генераторов идей!
Уважаемые коллеги! Сегодня я продемонстрировала Вам всего лишь несколько вариантов использования сенсорного пакета в работе с детьми.
В этой аудитории собрались педагоги, которыеэкспериментируют и ищутновые решения, активно внедряя их в педагогическую деятельность.
Уверена, что вы сможете придумать много интересных игр на основе предлагаемого мной «сенсорного пакета» и использовать их в своей работе.
Я желаю всем радостного предпраздничного настроения и дальнейших творческихуспехов.
Спасибо за внимание!
Интернет ресурсы.
1. Мастер-класс для детей 2-7 лет «Сенсорный пакет для рисования» «Креативное обучение. Методика и опыт»
2. https://nsportal.ru/ Сенсорный пакет для рисования.
3. https://stranamasterov.ru/node/509828 Сенсорный пакет.
Приложение
Варианты дидактических игр – упражнений.
1. Название игры: «Запомни, кто где находится»
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие зрительной памяти.
Целевая аудитория: индивидуальные занятия с детьми всех возрастных групп
Содержание: в каждый угол сенсорного планшета кладутся различные фигурки. Ребенок смотрит и запоминает в каком углу кто находится. Затем воспитатель перемещает все фигурки в центр планшета, а ребенок передвигает фигурки на место, как он их запомнил.
2. Название игры: «Ориентировка»
Цель: развитие пространственной ориентировки
Целевая аудитория: старший дошкольный возраст
Содержание: детям дается задание поставить пуговки в правый верхний угол, в левый нижний угол, посередине …
3. Название игры: «Расставь по порядку»
Цель: повторение и закрепление знаний о последовательности чисел, развитие внимания, слуховой памяти, мелкой моторики.
Целевая аудитория: старший дошкольный возраст
Содержание: в планшет вкладываются пластмассовые цифры, ребенок должен поставить их по порядку.
Вариант игры: на заднюю стенку приклеивается фон с картинками. Воспитатель называет эти картинки, но в разной последовательности. Ребенок должен над каждой картинкой поставить цифру в той последовательности, в которой воспитатель называл слова.
4. Название игры: «Лабиринт»
Цель: развитие внимания, мелкой моторики, закрепление правил по ПДД
Целевая аудитория: старший дошкольный возраст
Содержание: за заднюю стенку планшета вставляется фон-лабиринт. Ребёнок должен передвигать фигурку (пуговицу) по заданному лабиринту.
5. Название игры: «Проведи линии»
Цель: развитие зрительно – моторной координации межполушарных связей.
Целевая аудитория: старший дошкольный возраст
Содержание: за заднюю стенку планшета вставляется зеркальный рисунок. В обе руки надо взять фишки (пуговицы) и начать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки обводить.
6. Название игры: «Цифры в геометрической форме»
Цель: закреплять знания цифр, счета, форм, цвета
Целевая аудитория: старший дошкольный возраст
Содержание: за заднюю стенку планшета вставляется рисунок с цифрами в цветных геометрических фигурах. Ребёнку надо передвинуть нужное количество цветных пуговиц в цветную геометрическую фигуру.
7. Название игры: «Поставь цифру правильно»
Цель: развивать внимание; закреплять знание геом. форм, цвета, цифр.
Целевая аудитория: старший дошкольный возраст
Содержание: за заднюю стенку планшета вставляется рисунок цветных геометрических форм. Ребёнок по заданию воспитателя передвигает названную цифру в геометрическую фигуру указанного цвета.
8. Название игры: «Цифровая рыбка»
Цель: закреплять знания цвета, счёта в пределах 10
Целевая аудитория: старший дошкольный возраст
Содержание: за заднюю стенку планшета вставляется рисунок цветной рыбки с цифрами. Ребёнок самостоятельно или с участием воспитателя считает пример и передвигает нужное количество цветных пуговиц.
9. Название игры: «Напечатай букву (цифру)»
Цель: развитие тактильных ощущений и формирование графо-моторных навыков.
Целевая аудитория: старший дошкольный возраст
Содержание: распечатываем лист бумаги с изображением одиночной буквы (цифры) кладем под сенсорный пакет. Задача ребенка повторить на пакете силуэт буквы или цифры.