Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 с углубленным изучением математики» г. Каргополь Неожиданные картинки
Зайкова Ольга Александровна,
воспитатель группы продленного дня
Проблема формирования и сплочения детского коллектива и поиск эффективных путей ее решения является особенно актуальными для учителей начальных классов, классных руководителей 5 классов, воспитателей группы продленного дня.
В формировании и сплочении детского коллектива особая роль принадлежит совместной (или групповой) деятельности. Необходимость вовлечения всех обучающихся в разнообразную, содержательную в социальном и нравственном отношении совместную деятельность, специфика её организации и стимулирования может способствовать объединению и сплочению школьников в работоспособный, самоуправляемый, дружный коллектив.
В своей профессиональной деятельности в группе продлённого дня я использую поиск новых средств, методов и форм в воспитании детей. Я не равнодушна к рисованию и поэтому стала размышлять, как использовать это в работе с детьми.
Учеными (Л. С. Выготский, Б. М. Неменский Б. П. Юсов и др.) установлено, что в младшем и среднем школьном возрасте рисование остается одним из любимых видов творческой деятельности.
Организованное в коллективных формах творческой работы, оно приносит детям удовлетворение, позитивный настрой, влияет на формирование межличностного взаимодействия обучающихся между собой, сплачивает детский коллектив.
Арт-практики — это широкое понятие, которое охватывает различные виды творческой деятельности, направленные на развитие творческого мышления и самовыражение, Art – это «искусство» или «художество». В современном мире слово «арт» часто используется как синоним слову «рисунок». Но для нас важно не создание идеального, конкретного рисунка как результат рисования, а использование совместной художественной деятельности для сплочения коллектива.
Арт-практики подходят для работы с детьми всех возрастов, подростками и взрослыми людьми.
Преимущества групповых занятий:
1. Арт-практики в группе становятся общим занятием, поддерживающим каждого из членов группы.
2. В процессе работы, группа имеет возможность как вербального, так и невербального взаимодействия.
3. Ощущение поддержки.
4. Ощущение, что тебя принимают.
5. Взаимопомощь.
Особенности работы в детских группах:
1. Безоценочное восприятие всех работ.
2. Дети являются своего рода экспертами.
3. Важен и уникален вклад каждого из детей.
4. Сохранение тайны необходимо, поскольку рисунки, возможно, задействуют личный уровень.
5. Важен рассказ о своей работе.
6. Желательно установить основные правила.
Учитывая, что детям младшего школьного возраста процесс рисования интересен и важен так же, как и сам результат творческой деятельности, не было сомнений, что забавные занятия вызовут у детей активный интерес и желание участвовать в них.
Работу в данном направлении мы начали с наблюдения за своими детьми- первоклассниками. Впервые поступая в школу, дети примеряют на себя новую социальную роль – ученика, и, как правило, у детей возникают проблемы взаимоотношений. Ребята испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами. Они не умеют договариваться, не слышат друг друга. Структура группы формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Отсутствует авторитетный центр. Нет устойчивых основ межличностных отношений.
Одновременно начали работу по подбору упражнений и заданий, составлению их вариантов, подготовке необходимого материала.
На начальном этапе целенаправленной работы мы использовали упражнения и задания в парах. Такие как «Парное раскрашивание» («Рукавички», «Валеночки» и др.). Занятия проводили по несколько раз, меняя состав пар, усложняя задание. Например, на одном из занятий дети раскрашивали без предварительного обсуждения между собой, на следующем предложили сначала обсудить, а только потом раскрашивать. После выполнения заданий рисунки рассматривали, обсуждали, сопоставляли по качеству выполнения, сложности выполнения задания. Дети всякий раз с удовольствием включались в совместную творческую деятельность, чувствовали свою причастность к общему делу.
«Парное раскрашивание» – «Рукавички» и «Валеночки»
Когда дети научились выполнять задание в парах, договариваться между собой, действовать сообща, мы добавили более сложные упражнения, выполняемые в небольших подгруппах. Использовали такие арт-практики: «Я+Я=Мы» - дети пишут на небольших листочках слово «Я». Что это за слово? Какой смысл несет? По просьбе педагога дети в центре этого рисуют три факта о себе (имя, хобби, друзья и др.). Затем складывают все вместе листочки на ватман в форме слова «Мы».
«Ладошки» - на длинном листе бумаги, карандашом или фломастером любого цвета, участники группы обводят свою ладошку. Затем детям даётся задание: придать своей ладошке какой-то образ.
«Одновременное раскрашивание» - каждый участник группы выбирает карандаш или фломастер какого-то одного цвета. Одновременно и молча раскрашивают черно-белую иллюстрацию. При этом каждый должен выбрать детали, которые будут соответствовать его цвету.
Такой переход способствовал формированию у детей чувства принадлежности к группе, развитию самоконтроля и саморегуляции, взаимопомощи, развитие способности конструктивного взаимодействия. Дети учились работать вместе, учились делить успех и ответственность с другими, узнали друг о друге много нового. Дети стали формировать мини-компании по интересам, не старались отвергать внимание других детей. А кроме того, это способствовало более успешной адаптации детей к школьной жизни.
Во втором классе мы продолжили работу по сплочению детского коллектива.
Следующим этапом работы, с учетом принципа усложнения, стало применение групповых арт-практик в подгруппах и в целой группе сверстников, постепенный переход от простых заданий к более сложным.
«По кругу» - все садятся в круг (два круга), каждый участник получает по листу бумаги, цветные карандаши или фломастеры (вариант - рисующий инструмент одного цвета) и по сигналу начинает рисовать любой рисунок. Через 15-20 секунд рисунок передается по кругу. Получив чужой рисунок, нужно добавить что-либо к нему. После того, как круг пройден и каждый оставил свой отклик на рисунок каждого – рисунки вновь оказываются у своих авторов.
«Невербальное рисование» - каждый участник подгруппы захватывается за одну-единственную рисующую принадлежность (карандаш или фломастер) и не сговариваясь, молча начинают рисовать «нечто».
«Моя галактика» - на длинном листе бумаги каждый участник рисует свою собственную планету и заселяет ее обитателями. Обдумывает, какой ресурс есть на планете, как будет защищать свою планету от вторжения и с кем будет дружить.
«Групповая мандала» - на большом листе бумаги нарисован большой круг, который разделен на секторы, в соответствии с количеством членов группы. Участникам предлагается нарисовать в секторах все, что пожелают. Каждый может решать, останется ли он рисовать лишь в пределах отведенного ему пространства, или же войдет на чужую территорию. Вариант– дети одной подгруппы раскрашивают мандалу, используя один набор карандашей.
«Футболка с надписью» - детям предлагается в течение 5-7 минут придумать на своей футболке из бумаги надпись о чем-то личном (любимые занятия или игры, об отношении к другим, о том, чего он хочет от других и т.п.). Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться.
«Парное рисование» - рисуют по двое на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. Важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы.
«Каракули» - педагог на доске рисует линию необычной формы «каракулю», дети повторяют этот рисунок на своих листочках, затем придумывают свой образ, добавляя детали.
После выполнения любой арт-практики идёт небольшое обсуждение, рефлексия.
В ходе выполнения таких заданий дети учатся отстаивать свое собственное мнение, но при этом прислушиваться к другим, учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, считаться с правами своих одноклассников, согласовывают свои действия со всеми в коллективе, учатся принимать групповые решения, поддерживают дружелюбную атмосферу и просто получают удовольствие от совместной деятельности, в ходе которой у ребенка появляется возможность выплеснуть свои эмоции, насытиться общением со сверстниками. В организации этих занятий прослеживаются два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности младшего школьника, развитие его тех или иных качеств личности.
Наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием учащихся во время проведения арт-практик показало, что все ребята активно вовлечены в коллективную творческую деятельность, проявляют интерес к задуманному, дети активно участвуют в процессе обсуждения.
Формирование и сплочение детского коллектива - это сложный процесс, включающий различные формы и методы. Арт-практики могут быть эффективным инструментом в этом процессе. Рисуйте вместе с детьми !