1 слайд Тема | Самые частые жалобы, которые можно услышать от родителей – это жалобы на непослушание. Родители говорят, что дети их не слышат, что приходится несколько раз повторять, кричать и ругать ребенка. Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Непослушные дети и их родители: почему дети не слушаются, и как им помочь» |
Психологическая зарядка | Родителям предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с данными высказываниями: Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши. Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка является лишение удовольствия – кивните головой. Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа. Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь. Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом. Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой. Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь. Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове. |
2 слайд Выделяют четыре основных причины непослушания | Первая причина непослушания – это борьба за внимание. Это самая распространенная причина. Если ребенок не получает нужного количества внимания, он находит свой способ его получить — это непослушание. Часто ли вы замечаете своего ребенка, если он не кричит, не скандалит и не дергает вас? Обычно только его негативное поведение приводит к тому, что родители немедленно отвлекаются от своих неотложных дел и бросаются воспитывать чадо. Итак, каждый ребенок нуждается во внимании родителей для нормального существования, причем эта потребность столь же велика, как потребность в еде и отдыхе. Вторая причина – это борьба за самостоятельность и протест против слишком большой родительской опеки. Чрезмерная опека со стороны родителей приводит к бунтарству и борьбе за самостоятельность. Уже в двухлетнем возрасте ребенок нередко заявляет настойчивым и громким голосом: «Я сам!» Часто родители теряются от таких заявлений, ведь гораздо проще указывать и делать замечания, чем научить действовать самостоятельно. Третья причина - месть, протест. Причины детской мести могут быть разные: обида, разочарование, ревность, невыполненное обещание и несправедливое наказание. Этот перечень можно продолжать долго. Иногда критика взрослых приводит к тому, что ребенок говорит: «Вы считаете меня плохим? Но вы еще не знаете, какой я плохой! Сейчас я покажу вам это!» Четвертая причина - потеря веры в себя. Если ребенка постоянно критикуют, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Что бы я ни сделал, мной всегда недовольны! Вы, взрослые, лучше меня знаете, что и как нужно делать. Значит, зачем стараться? Все равно ничего не получится. Пусть я плохой, мне все равно». |
3 слайд Реакция родителя на непослушание ребенка | Вспомните, какие чувства вы испытываете, когда ребенок вас не слушается? Понять какая из причин приводит к непослушанию можно по реакции родителей. Если ребенок борется за внимание, то родители испытывают раздражение. (Например, вы занимаетесь домашними делами, а ребенок вас постоянно отвлекает.) Ребенку необходимо любое внимание: будь то критика, похвала, воспитательная акция и он всеми способами добивается вашего внимания. Если ребенок стремиться самоутвердится, то родители испытывают гнев. Ребенок доказывает свои права, родитель в ответ злится. Ребенок пытается своим плохим поведением отвоевать право на собственное решение. Если ребенок плохо себя ведет из-за обиды, то и родитель обижается. Ребенок может обижаться на вас, потому, что вы не купили игрушку, не забрали из садика как обещали, не похвалили, может обижаться на брата и т.д. В этом случае его поступками будет управлять одна мысль: «Мне сделали плохо, пусть и вам всем будет плохо». Если у ребенка нет веры в себя, то и родитель чувствует безнадежность. Потеря веры в себя у ребенка пропадает, если он неоднократно пытался чего-то достичь, и у него не получалось. Его самооценка упала, и пропало желание к чему-то стремиться. И теперь его поведение – это безразличие и нежелание быть хорошим. |
4 слайд Что делать в этих случаях? | Если ребенок борется за внимание, то необходимо игнорировать нежелательное поведение и максимально уделять внимание при хорошем поведении. Игнорировать в том случае, если ребенок не причиняет себе вреда. Если ребенок стремиться самоутвердится, то необходимо снизить контроль. Л.С. Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития». Есть зона – ребенок еще не умеет, есть зона – уже умеет, а есть зона «между» - может сделать, но при помощи взрослого. Помочь самоутвердиться ребенку, вы можете, научив его чему-либо. Если ребенок обижается, то родитель должен признать свою вину, извиниться перед ребенком. Родитель должен объяснить ребенку (как объяснить - зависит от возраста) почему он так поступил. Нельзя критиковать чувства ребенка: он имеет полное право обижаться. Надо пояснить его действия: «Ты злишься, обижаешься, нельзя было…» Если у ребенка нет веры в себя, низкая самооценка, то родителям необходимо игнорировать неудачи, больше хвалить, поощрять. Миф, что ребенка можно перехвалить. Необходимо создавать для ребенка «ситуацию успеха»: сначала давать более легкие задания, которые не вызовут у него трудностей, а потом сложнее. Необходимо поддерживать ребенка, давать ему посыл: «Мы в тебя верим». У некоторых родителей завышенные ожидания от возможностей ребенка. Ребенок не может оправдать ожидания родителей, это вызывает дискомфорт у ребенка, что приводит к плохому поведению. Статистические данные: в мире 50-70% команд исполняют. Те дети, которые слушаются интеллектуально более развитые. |
5 слайд Еще причины непослушания | Еще причинами непослушания может быть то, что ребенок нас не понимает в силу возраста, ограниченного словарного запаса и не понимания смысла обращенных к нему слов. Для маленьких детей инструкция должна быть четкой и короткой. При общении мы пользуемся не только речью – вербальный посыл, но и мимикой жестами, пантомимикой - невербальный посыл. (Например, «Покажи рисунок», - говорит мать, а сама разговаривает по телефону.) |
6 слайд Родитель – модель поведения | Еще одна причина – наше собственное поведение. Если ребенок не слушается – это может быть трансформация собственного поведения. Если родитель кричит на ребенка, то и ребенок добивается всего криком. Если ребенка наказывают физически, значит конфликты в детском коллективе ребенок решает с помощь кулаков. Если мы хотим воспитать положительные качества у ребенка, такие как вежливое общение, забота о других и т.д., значит личным примером показываем нормы и правила общения и поведения. |
7 слайд Конфликт лояльностей | А) В семье, в которой постоянные ссоры и конфликты нет единства требований по отношению к ребенку: Мама считает, что важно хорошо учиться, а папа считает, что важно заниматься спортом. Ребенок является заложником конфликтов между родителями. Б) Непослушание ребенка условно выгодно всем. (Например, социально желательная ситуация в семье: папа - много работает, домой приходит поздно. Мама – дома с ребенком, устает, не справляется с ним, у нее накопилось чувство одиночества. Жена срывается на муже. Это приводит к конфликтам в семье, для них это благоприятная ситуация для разговора, только на этой почве они могут выяснять отношения.) |
8 слайд Триангуляция семейных отношений | Триангуляция – это вовлечение в диадические отношения третьего члена семьи в момент, когда нарастание тревоги свидетельствует о возможности проявления и/или осознания конфликта в диаде или перехода его в неуправляемую форму (Мюррей Боуэн). Триангуляция позволяет стабилизировать эмоциональное состояние человека путем его обращения к третьему, поддержать семейную систему, отрегулировать дистанции между членами системы. "Треугольники отношений" неизбежно возникают в том случае, когда пара отличается чрезмерно низкой дифференциацией эмоций и разума и нуждается в том, чтобы смягчать конфликты и избавляться от лишнего напряжения за счет третьего лица. Близких доверительных отношений между родителями нет и они вовлекают в конфликт ребенка. Ребенку это выгодно, т.к. повышается его статус, роль в семье. Это плохо, потому что ребенок не живет своей детской жизней, не решает детские отношения, не учится строить правильные отношения. |
9 слайд Коалиция | коалиции имеют следующие варианты: а) Один из родителей образует устойчивую коалицию с ребенком против другого, дистанцированного родителя. В этом случае ребенок имеет возможность не выполнять требования последнего, так как его всегда поддержит другой родитель. В типичном случае — мать образует коалицию с ребенком, а отец находится на расстоянии. б) Бабушка (дедушка) образует коалицию с ребенком против родителей. Часто встречающийся вариант в разведенных семьях, когда мать с ребенком живет в доме своей матери, представляет собой коалицию бабушки и ребенка против воспитательных мер матери. в) Родитель объединяется с любимым ребенком, позволяя ему больше, чем другим детям, и вызывая у них ревность. г) Один из супругов объединяется со своими родителями против другого супруга и т.д. Коалиции помогают тем, кто чувствует себя слабым и не способным справиться с теми, кто кажется им сильнее. Они позволяют членам семьи совладать с низким самоуважением, уменьшить тревогу и контролировать третью сторону. коалиции образуются между поколениями — один родитель сговаривается с ребенком против другого родителя. Например, мать может говорить за ребенка так, что дискредитирует отца. В другом случае ребенок может вклиниваться между ссорящимися родителями, становясь «услужливым» или больным. |
10 слайд Перевернутая иерархия | Некоторые родители считают, что можно потакать ребенку. Авторитет родителей падает. Некоторые родители считают, что в семье должны быть равноправные отношения и с ребенком. Сам посыл звучит логично, кто не хочет быть с ребенком на равных, с другой стороны, ребенок не может решать взрослые проблемы и нельзя отказываться от родительских функций. |
11 слайд Для чего ребенку послушание? | Когда ребенок взрослый, он не обязан слушаться, а должен принимать самостоятельные решения. Но если ребенок маленький, он обязан слушаться. Послушание в раннем возрасте – это основа будущей морали, волевой регуляции, потому что, те правила которые вводятся родителями, постепенно интегрируются личностью ребенка. Знания «что такое хорошо, а что такое плохо» сами не рождаются, а прививаются родителями. Доказано, что у детей, которые слушаются лучше развивается интеллект. |
12 слайд Как помочь ребенку слушаться? | Необходимо учитывать возрастные особенности и особенности сформированности ЦНС. Дети дошкольного возраста еще малы, чтобы в совершенстве управлять своим поведением, т.к. это обусловлено особенностями сформированности головного мозга. Так у детей 4-5 лет возрастает сила и подвижность нервных процессов и слабая уравновешенность. К 6 годам совершенствуется нервный процесс – торможение, что способствует соблюдению правил поведения ребенком. Старайтесь установить доверительные отношения с ребенком. Больше позитивного общения и меньше критики. Проводите как можно больше времени со своим ребенком. (Совместная деятельность). |
13 слайд Позитивное общение | Позитивное общение: Меньше вопросов, больше отражать, что делает ребенок. Больше зрительного и тактильного контакта. Старайтесь подмечать детали. Ребенок должен понимать, что его слушают. Повторять за ребенком и тоже что-то сделать плохо, а потом показать, как справиться с неудачей и исправить ситуацию. Больше похвалы (каждые 20 сек. , не просто: «Молодец», а «Как ты хорошо раскрасил», «Какую интересную игру ты придумал»). Игнорировать нежелательное поведение, кроме разрушающего. Важно! Когда игнорируем нежелательное поведение, то оно начинает усиливаться, потом идет на спад. В этот момент надо набраться терпения! Например. Теперь, когда ты плохо себя ведешь, я не буду на тебя смотреть, с тобой разговаривать. Как только ребенок начинает вести себя хорошо: Ты оказывается молодец, умеешь себя вести. Делая замечание ребенку, подумайте, что вы можете предложить взамен. Например: «Не качайся на стуле, иди полей цветы». Можно устанавливать домашнее правило. Давать право на выбор. Например: «Или ты сейчас говоришь тихо, или идешь в угол». |
14 слайд Наказания | Родительство – это не только удовольствие, но и сложная работа. Наказывать детей за поступки необходимо. Прежде всего, нужно установить границы, а уже потом требовать их соблюдения. Лишь в этом случае ребёнок будет считать наказание справедливым. Вывод прост: если родители не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения. Если дети ведут себя вызывающе, нужно действовать решительно. Беспомощное поведение родителей, неумение дать отпор маленькому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в результате чего снижается авторитет взрослого. Следует отличать своеволие от безответственности. Если ребёнок позабыл о просьбе или не понял требований, наказывать не следует. Детское мышление и память не так развиты, как у взрослых. Так что безответственное поведение требует терпения, а не наказания. Методы: Лишение удовольствия. Лишение внимания. Тайм аут. (Сидеть на стуле, стоять в углу). Исправление совершённого. Извинение. Наделение обязанностями. Устанавливать правила. Правило в детском коллективе – способ регуляции поведения детей. |