Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Веселая карусель» для детей старшего дошкольного возраста.
Чекальдина Вероника Ивановна
Воспитатель
Цель: создание условий для развития речи и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора – жанра частушки.
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания о частушках, кругозор и фантазию.
Обогащение и активизация словаря (подбор определений, сочинительство).
Способствовать развитию познавательных способностей через игровые ситуации.
Способность понимать переданное в частушке настроение.
Способность высказывать свои впечатления о частушке.
Развивающие:
Развивать навыки выразительного произношения слов в частушке (в песне).
Правильно передавать гласные, согласные звуки в слове и окончании.
Продолжать развивать творческую способность, ассоциативное мышление.
Способствовать сенсорному развитию, художественному восприятию, мышлению, памяти.
Воспитательные:
Формировать интерес к русскому фольклору, к жанру частушка.
Поддерживать умение договариваться друг с другом.
Воспитывать патриотические чувства к культуре русского народа.
Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
Интеграционные области: познание, социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое.
Интеграция детских видов деятельности: речевая, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, музыкально – художественная.
Материалы и оборудование: технические (проектор, ноутбук, музыкальные записи), методические (наглядные пособия, картины, «Дидактический фартук»), организационные (столы, шляпа «Солнце» для игры, ватман, штампы для рисования, краски, баночки с водой, тарелки, конфеты «Скитлс», деревянные ложки, платки, магнитная доска).
Ход НОД:
Здравствуйте! Давайте познакомимся. Меня зовут Вероника Ивановна. Сегодня я у вас в гостях. А у вас есть для меня интересные новости? Расскажите. А знаете, у меня тоже есть для вас, что- то интересное.
Я частушек много знаю
И веселых и смешных
Приглашаю тех послушать
Кто не знает никаких.
Ребята как вы думаете, что я спела песню или частушку?
А как вы думаете, чем частушка отличается от песен?
Частушками в русском народе называют веселые коротенькие песенки. С песней частушку не спутаешь. В частушке говорится о жизни людей. Поэтому они называются народные. А почему их называют народные? Потому что их сочиняет народ, а не композиторы. Когда поют частушку можно играть на музыкальных инструментах: на ложках, балалайке, гармошке, трещотке. И тогда получается веселое громкое исполнение частушки (просмотр презентации).
А может, мы тоже сыграем на музыкальных инструментах? Но посмотрите есть у нас инструменты? Как мы сможем сыграть? Музыка окружает нас везде. Оглянитесь, приглядитесь, и может, мы найдем те предметы, на которых можно поиграть.
(дети используют заместители, имитируя игру на музыкальных инструментах).
Отлично молодцы! А сейчас я что- то еще вам покажу (одеваю фартук).
Дуйте в дудки
Бейте в ложки
В гости к нам
Пришли матрешки
Матрешки деревянные
От солнышка румяные.
Про что я спела в частушке? Что мы делаем с дудочками? А в ложки? Кто пришел к нам в гости? Матрешки, какие? Солнышко, какое?
Давайте вместе позовем или как раньше говорили, кликнем:
Солнышко солнышко
Выгляни в окошко
Солнышко покажись
Желтое появись!
Проводится русская народная игра «Солнышко».
Выбирается водящий – солнышко. Остальные встают в круг. «Солнышко» стоит посередине круга, все поют или припевают:
Гори солнце ярче
Лето будет жарче
А зима теплее
А весна милее.
Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу» оно говорит «горячо» и догоняет детей.
Раз в кармашек загляну, матрешку я здесь найду (показываю матрешку) и еще раз загляну, и рисунок здесь найду (показываю штамп для рисования).
Приглашаю вас поиграть. Налетайте, выбирайте!
Кто хочет матрешек нарядить? А кто хочет интересными штампами сделать рисунок? Обратите внимание на штампах разные изображения.
А как матрешек нарядим? Посмотрите. Посмотрела я на ваших матрешек и на рисунок так и просится попеть с вами частушки. Давайте придумаем вместе частушки о матрешках и о вашем рисунке (детское сочинительство)
Ребята, а как вы думаете какого цвета наши частушки?
Еще в кармашек загляну, и конфеты здесь найду. Мы попробуем нарисовать нашу частушку с помощью конфет. Игра «Радуга». Дети выкладывают на тарелку конфеты и наливают воду. Вода окрашивается в разноцветный цвет.
Какого цвета частушки? (разноцветные). Что вы расскажете родителям о нашей сегодняшней встрече? А петь частушки пригодиться вам в жизни? (ответы детей).Спасибо!