Непосредственно – образовательная деятельность в средней группе по теме «Малые формы фольклора».
Цель: Формирование знаний дошкольников о видах устного народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
1. дать знания об этом виде жанра, истории возникновения «фольклора»,
2.закрепить знания о многообразии потешек, пестушек, прибауток, колы-
бельных песнях.
Развивающие:
- способствовать формированию интереса к устному народному творчеств,
- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной в общении)
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать и понимать произведения этого жанра, выражать эмоции,
- воспитывать дружелюбие и любовь к окружающему.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об устном народном творчестве.
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки, нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели
Своих деток учили петь еще с колыбели!
А вы знаете, что такое фольклор (ответы детей)
Воспитатель: Фольклор-это устное народное творчество. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Люди запоминали их и передавали из уст в уста. Поэтому эти произведения и приживались в народе. Фольклор включает в себя очень много жанров. А мы сегодня познакомимся только с малыми жанрами ,такими как колыбельные, пестуш-
ки, потешки и прибаутки.
Колыбельные песни -это особые песни, с помощью которых мамы убаюкивали своих деток. Для каждого младенца и колыбельная песня своя, потому что каждому младенцу ее поёт родная мать, поэтому считалось, что песня эта являлась оберегом для этого ребенка. Колыбельные песни несут в себе ласку, нежность, успокоение, душевный покой.
(Слушание колыбельной песни).
Воспитатель: Ребята, а кто же создал колыбельные песни (Ответы детей)
-Скорее всего, колыбельная песня когда-то была придумана чьей-то мамой или няней, только мы не знаем их имен. Затем эта песня переходила от мамы к дочке, а от дочки к ее дочке.
Воспитатель: за колыбельными песнями в жизнь ребенка приходят и пестушки. Пестушки-это еще один жанр русского народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Пестушки-это короткие песенки и стишки, которыми сопровождается движение ребенка в первые месяцы жизни.
Проснется младенец, потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают :
Цыпа-цыпа-цыпочка!
Встанем мы на цыпочки
Ручки вверх потянем
Бо-о-льше, вы-ы-ше станем!
Тянем,тянем ушки
Прямо до макушки
По-тя-гушки, по-тя-гушки!
Воспитатель: Послушайте пестушку, и скажите для чего она нужна?
Цыть,цыть,не плачь,
Неси котик калач.
Недалеко на мостике
Несет калач на хвостике.
(ответы детей)
Физминутка-пестушка :
Ходит котик с веничком (шагают на месте)
Подметает семечки (метут влево)
Подметает крошки (метут вправо)
Да кладет в лукошко (складывают)
Кормит он птичек голубей, синичек (посыпают крошки щепотью)
А ты крошки собери,
Тоже птичек покорми (кидают вверх крошки)
Воспитатель: Следующий жанр фольклора, с которым я хочу вас познакомить – потешки, они всегда забавные. Они учат детей различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, учат улавливать повышение и понижение голоса. Запоминая слова и сочетающиеся с ними движения, ребенок тренирует память и мелкую моторику, запоминает название частей тела, животных и многое другое.
Давайте вспомним любую потешку (дети называют)
А послушайте мою потешку :
Здравствуй. Солнышко!
Как цветочек мой спал?
Как по маме скучал?
Сейчас на ручки возьму,
Прямо к сердцу прижму
Поцелую, обниму
К небу сына подниму.
Воспитатель: А о ком идет речь? (о малыше)
-А кто к нему обращается? (мама)
-Как нужно читать эту потешку? (ласково, с любовью)
Воспитатель: Еще один жанр русского народного творчества – это прибаутки. Что же такое прибаутки? Оказывается это один из самых интересных жанров детского фольклора. В народе их называют «забавушки», прибаутки созданы для развлечения малых деток.
Послушайте прибаутку.
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку
Купил котик булочку
Самому ли есть?
Или Бореньке снесть
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Заключение.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Что вам особенно понравилось, запомнилось? Что такое устное народное творчество?Как давно это творчество было придуманно?