Как помочь растению
Непосредственно-образовательная деятельность
во второй младшей группе
Воспитатель
Успенская О. Г.
МБОУ ЦО №38
г. Тула
Интеграция образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель
Обучать экологически правильному взаимодействию с растениями.
Задачи
Образовательные задачи
- Учить использовать модель трудового процесса: ставить цель, выбирать предмет труда, выполнять трудовые действия в правильной последовательности, получать результат.
- Развивать умения поливать растения, пользуясь моделью трудового процесса.
- Способствовать установлению связи между состоянием растений и их потребностям во влаге; применению знаний о растениях как живых существах (растениям для жизни нужна вода).
- Учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.
Развивающие задачи
- Развивать умение находить способы решения проблемных ситуаций.
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи
- Способствовать появлению стремления пожалеть растение.
- Воспитывать желание действенно помочь растению.
Предварительная работа
Рассматривание комнатных растений (особенности внешнего вида, строения), серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдения за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы.
Демонстрационный материал
Игровой персонаж – клоун Тимошка, пустая лейка, картинки-модели.
Раздаточный материал
Комнатные растения, лейки, готовые формы, вырезанные из цветной бумаги, цветочных горшков, цветов фиалки, клей, кисти, клеенки, салфетки.
Ход
1 часть
В гости к детям приходит игровой персонаж – клоун Тимошка, грустный, с растением, которое нужно полить. Воспитатель интересуется почему клоун грустный, и предлагает спросить, что у него случилось.
Клоун. Мое любимое растение было красивым, а теперь стало вот каким. Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.
Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее, не плач, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.
Воспитатель спрашивает у детей, почему растение у клоуна стало таким, что он забыл сделать. Дети отвечают. Но Тимошка признается, что не умеет поливать растения. Педагог спрашивает у детей, могут ли они помочь клоуну Тимошке и как.
2 часть
Воспитатель спрашивает у детей, хотят ли они, чтобы растение хорошо себя чувствовало и обсуждается каким оно должно стать (листики смотрят вверх, стебелек смотрит вверх, земля влажная…). Чтобы не забыть об этом предлагает поставить картинку (модель – растение в хорошем состоянии).
Воспитатель. Какое растение сейчас? (Проводится обследование растения: состояние листьев, стебля, земли.) Чтобы не забыть какое растение сейчас, поставим картинку (модель – растение в неблагоприятном состоянии). Растению нужно скорее помогать. Для этого надо правильно выбрать инструменты.
Клоун. Я знаю, что нужно. (Приносит пустую лейку. Она обследуется, обсуждается, почему ее нельзя использовать для полива.)
Воспитатель. Какую лейку нужно взять? Чтобы не забыть, что нужно взять лейку с водой, поставим картинку (модель – средства труда: лейка с водой).
Клоун. Я вспомнил, как поливать, можно я покажу? (Держит лейку одной рукой, льет воду на листья, под корень, хочет вылить всю воду.)
Воспитатель и дети объясняют и показывают, как нужно поливать правильно.
3 часть.
Воспитатель спрашивает у детей, не хотят ли они познакомить Тимошку с растениями, которые находятся в группе. Дети знакомят клоуна с комнатными растениями. Затем воспитатель предлагает найти и принести растения, которые хотят пить. Дети, ориентируясь на модель трудового процесса, самостоятельно выполняют полив. Клоун вместе с воспитателем наблюдает за трудом детей, задает уточняющие вопросы. В случае затруднений педагог приходит детям на помощь.
Воспитатель вместе с игровым персонажем проверяют как дети полили цветы.
Воспитатель. Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям и научили Тимошку поливать цветы. Клоун благодарит детей.
Клоун. Спасибо вам ребята, теперь мои растения будут чувствовать себя хорошо. Я очень этому рад.
Воспитатель спрашивает у детей, рады ли они, что помогли растениям (эмоционально разделяет радость детей).
4 часть
Воспитатель предлагает сделать клоуну Тимошке подарок. Дети выполняют аппликацию. Наклеивают шаблон горшка, а сверху стилизованные цветы фиалки.
Литература
Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2008.
Кондратьева Н. Н. и др. «МЫ». Программа экологического образования детей. – СПб: М 94 «Детство-пресс», 2002.
Никитина Т. В. (и др.). Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы». Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2015.