СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ, КОНКУРСАМ, ПРОЕКТАМ, ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
Хайбуллина Алсу Камилевна
МБОУ «Гимназия №9»
Казань, РФ
Каждый день со звонком мы входим в класс. Каждый день учим детей, таких разных, непохожих. Каждый день – это не просто повторение раз и навсегда заученных правил, это напряженная работа, которая включает в себя серьезное обдумывание содержания урока, форм и методов его проведения. И все эти годы, неустанно сея «разумное, доброе, вечное», задаем себе вопрос: «Как построить урок, чтобы даже самым слабым ребятам он стал доступен и интересен?»
Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Использование личностно-ориентированного подхода помогает нам в организации и проведении урока, в системе непрерывной подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам, проектам, итоговой аттестации по французскому языку, во внеклассной работе, в деятельности классного руководителя.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.
Новая концепция об иностранном языке в системе школьного образования, предложенная современными учеными, свидетельствует о том, что на пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. При обучении иностранному языку сегодня предусматривается не только овладение им, как таковым, но и более глубокое ознакомление с культурой страны изучаемого языка.
Предмет «Французский язык» занимает важное место в системе образования. Бесспорно, он развивает речь, общую грамотность, формирует культуру, гражданские, патриотические и нравственные качества личности. Именно поэтому мы стараемся обращаться к внутреннему миру ученика, к его субъективному опыту. И это, на наш взгляд, является главным условием его личностного развития и саморазвития.
Ребенку должно быть интересно в школе, он не должен бояться трудностей. Чтобы достичь этого, в нашей работе мы ориентируемся как на коллективные, так и на индивидуальные методы обучения. Всегда стараемся помнить одно: урок, система непрерывной подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам, проектам, итоговой аттестации и внеклассная работа должны развивать способности ребенка, формировать его личность. Именно поэтому перед учениками стараемся ставить проблему, для решения которой требуются наши совместные усилия.
Конечно, основная деятельность учителя разворачивается на уроке. Учитель и ученик должны быть настоящими партнерами в решении образовательных задач. Поэтому нашу работу мы стараемся строить так, чтобы создать условия для полного раскрытия возможностей и способностей каждого ученика (по системе И.Якиманской, технологии саморазвития личности Г.Селевко).
Считаем, что за годы преподавания французского языка в школе нами накоплен огромный методический опыт и достигнут высокий профессиональный уровень. Особенностью нашей работы является умение реализовать такие стороны учебного процесса, как единство обучения, воспитания и развития личности, а также развитие интереса учащихся к овладению французским языком. На уроках уделяем большое внимание правильной организации учебного общения, созданию благоприятной коммуникативной обстановки. С этой целью тщательно анализируем учебный материал каждой темы, систему упражнений по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений.
Методическая тема, над которой работаем последние годы «Системно-деятельностный подход: творческие задания на уроках французского языка» тесно связана с методической темой гимназии «Моделирование содержания учебно-воспитательного процесса с целью формирования поликультурной личности».
Считаем, что деятельность учителя не ограничивается только работой с детьми на уроке. Особого внимания требуют внеурочные занятия по непрерывной подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, проектам, итоговой аттестации, которые мы ведем систематически, начиная со второго класса и до выпускного одиннадцатого класса.
В системе по подготовке детей к олимпиадам и конкурсам используем как индивидуальные, так и групповые методы. Когда ребёнок получает доступ к дополнительной литературе, (а она намного сложнее школьного учебника) без помощи учителя ему не обойтись. Поэтому стараемся разрабатывать для каждого поэтапное изучение трудных для восприятия книг и статей. Много решаем мы и конкретных практических задач. Считаем, что целесообразно чередовать лекционные и практические занятия с работой в компьютерном классе, когда ребёнок получает возможность выйти на образовательные сайты, воспользоваться Интернет-ресурсами.
Всероссийская олимпиада школьников по французскому языку проводится ежегодно в четыре этапа: школьный (сентябрь-октябрь), муниципальный (ноябрь-декабрь), региональный (январь) и заключительный (апрель) этапы, что предполагает качественное и количественное усложнение заданий от этапа к этапу. Олимпиада содержит пять конкурсов: лексико-грамматический тест, понимание устного текста (аудирование), понимание письменных текстов, продуцирование письменной речи, они выполняются в письменной форме. Конкурс устной речи проводится в устной форме.
К каждому конкурсу мы тщательно готовимся. Это титанический труд каждого ученика, настоящая научно-исследовательская деятельность в области лингвистики. Ученики должны иметь огромное желание и обладать высокими творческими способностями, а мы, учителя, выявляем одаренных детей, развиваем их познавательные способности, расширяем кругозор, учим применять полученные знания в нестандартной ситуации. Такая систематическая подготовка одаренных школьников приносит свои результаты.
Для подготовки к олимпиадным конкурсам слушаем аудиозаписи с аутентичными текстами, выполняем задания к ним, слушаем французское радио, смотрим и обсуждаем французские фильмы и мультфильмы. Для этого используем Интернет-ресурсы. Ежегодно в нашем городе проходит фестиваль французского кино, который мы с удовольствием посещаем. Затем каждый высказывает свое мнение, мы проводим дискуссии.
Много времени уделяем чтению художественной литературы на французском языке, работе со словарями (например, новый большой французско-русский фразеологический словарь, словарь антонимов, словарь синонимов французского языка, Le Nouveau Petit Robert, Le Petit Larousse illustré, словарь пословиц и поговорок и др.), с французскими журналами и газетами, со справочной литературой. Путешествуя по Франции, мы привозим для учащихся справочники, карты-схемы французских регионов и городов, книги, проспекты. Такой вид работы приобщает учащихся к более глубокому изучению духовного наследия, к ознакомлению с литературой, историей и в целом с культурой Франции и франкоязычными странами.
Учащимся предлагаем выполнять тесты заданий разного уровня сложности, учитывая их возрастные особенности. Задания некоторых тестов предлагаем выполнить самостоятельно с использованием специальных словарей, поисковых систем Интернета.
Для подготовки к конкурсу письменной речи учимся писать мини-сочинения и сочинения, письма, приглашения, поздравления, изучаем и деловое письмо.
К конкурсу устной речи готовимся всегда очень тщательно. Это один из сложных конкурсов олимпиады, учитываем требования к структурированию устного монологического высказывания (вступление, основная часть, заключение) и на жесткие временные рамки. Опора на предложенную схему помогает при работе над умением аргументировать, высказывать аргументированную точку зрения на французском языке (см. учебники для X, XI классов для школ с углубленным изучением французского языка авторов Бубновой Г.И., Тарасовой А.Н., Лонэ Э.). Мы много говорим о самой стране изучаемого языка, об экономике, науке, технике, спорте, образовании, о традициях, нравах и обычаях французского народа, о праздниках и образе жизни. Учащихся особенно интересует жизнь их сверстников, их увлечения и учеба.
Ежегодно наши ученики принимают участие в районных, городских и республиканских и всероссийских олимпиадах по предмету «французский язык». Они показывают хорошие результаты. Наши ученики сдают международный экзамен по французскому языку DELF, DALF, демонстрируют хорошие результаты владения французским языком.
Ежегодно наши ученики принимают участие в Республиканском конкурсе на лучшего чтеца на французском языке среди студентов и школьников, на Республиканском конкурсе французской песни и занимают призовые места.
К конкурсу на лучшего чтеца начинаем готовить ребят в начале учебного года, мы вместе с ними выбираем понравившиеся стихотворения, работаем над совершенствованием навыков произношения и над развитием чувства ритма и интонации. Стихотворения служат расширению и более прочному усвоению лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. Они способствуют развитию чувства языка и его стилистических особенностей. Для каждого ученика подбираем стихи, учитывая его психолого-возрастные особенности, его темперамент и манеру прочтения миниатюрного литературного произведения.
Что касается конкурса французской песни, то наши ученики ежегодно участвуют в Республиканском конкурсе французской песни в конкурсе «Фестишан» в Альянс Франсез – Казань. Жюри конкурсов заслуженно присуждало ей первые призовые места. В 2010, 2011 годах Марина получила Гран-при в региональном конкурсе французской песни, организованном «Альянс Франсез –Казань». В апреле 2011 года на Федеральном фестивале французской песни «Фестишан-2011» Кокина Марина стала обладателем диплома Гран-при и была награждена летней лингвострановедческой стажировкой во Францию Посольством Франции в России.
Работа с детьми по участию в конкурсах ведется регулярно и систематически, в течение всего учебного года. Вот некоторые достижения учащихся в конкурсах.
Одно из основных направлений в системе непрерывной подготовки учащихся – использование метода проектов. Он как нельзя лучше сочетается с личностно – ориентированным подходом в обучении, который мы используем при разработке уроков. Начиналась эта работа постепенно: с использования проекта на отдельных этапах, а затем и в продолжение всего урока. Хотелось бы отметить, что метод этот оправдывает себя как в средних, так и в старших классах.
Самостоятельная творческая работа, которая является неотъемлемой частью любого проекта, помогает раскрыться каждому ребенку, даже такому, которого мы называем слабым, безынициативным.
Работа над проектом предполагает разные формы организации познавательной деятельности. Ребенок может работать индивидуально, объединяться с кем-то в пару, войти в творческую группу (она, кстати, может состоять из трех и более человек; иногда, творческой группой может быть и весь класс). Все зависит от сложности выбранной темы.
Например, компьютерную презентацию по теме «Казань – столица Татарстана» вполне может подготовить один человек, а вот задание «Творчество импрессионистов» лучше готовить группой: здесь необходимо собрать огромный материал об истории импрессионизма, художниках и их картинах, сделать иллюстрации (можно предложить и компьютерный, и графический, и акварельный варианты).
Очень важный этап – защита проектов. Этот момент развивает способность ученика свободно ориентироваться в процессе всей работы, формирует умение красиво, правильно выражать свои мысли, предоставляет возможность продемонстрировать творческие способности и уровень подготовленности. Обычно защита проходит интересно, ярко.
Индивидуальный проект может быть оформлен в виде реферата, например, по теме «Французская гастрономия» (7 класс), «Сокровища Лувра», «История создания Собора Парижской Богоматери» (8 класс), «Парижское метро», «Французские праздники», «Наши французские сверстники» (9 класс), «Александр Дюма в Казани», «Франция в моей жизни» (11 класс) и т.д.
Наши ученики принимают активноеучастие в районном и городском конкурсе экскурсионных проектов «Казань – город сердца моего» и занимают призовые места. Такой кропотливый труд, проделанный совместно учителем и учащимся приносит свои результаты. Ребята выбирают темы проектов, изучают их историю, готовят презентацию и защищают свои проекты.
В старших классах ведется активная работа по подготовке к сдаче единого государственного экзамена по французскому языку. Проводим контрольные тесты по аудированию, чтению, лексике и грамматике в формате ЕГЭ. Обучаем учащихся 10-11-ых классов структуре написания письма в формате ЕГЭ, учитывая все требования современного экзамена.
Вышеизложенная система непрерывной подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, проектам, итоговой аттестации по французскому языку работает и дает свои положительные результаты.
Литература
Бунтман Н.В., Кузнецова Г.П., Морозова И.В., Райский С.Б. Готовимся к олимпиаде по французскому языку / Н.В.Бунтман, Г.П.Кузнецова, И.В.Морозова, С.Б.Райский, - М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко, - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С.Якиманская, - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.