Тема: Непроизносимые согласные.
Цели:
Образовательные: -
закрепить правило написания непроизносимых согласных в корнях слов;
учить изменять слова, подбирать проверочные:
Коррекционные:
развитие фонематического слуха;
развитие навыка самоконтроля при письме;
развитие зрительного, слухового восприятия;
развитие речи.
Воспитательные:
Ход урока:
Орт. момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, вы хорошо отдохнули? Сегодня на уроке вас ждёт интересная и важная работа. Будьте внимательны..
Развитие зрительного восприятия.
Попробуйте отгадать, что зашифровано на этой табличке.
И | А | С | С | Н | С | Н | А | М | К | И |
Н | Д | О | А | Ы | Т | Ю | А | И | Т | Я |
О | Г | Г | Л | Е | И | Г | Р | В | П | Р |
Объявление темы урока:
Понятен ли вам смысл этой стихотворной строчки? Вы любите играть в прятки? В чем смысл этой игры? (надо спрятаться так, чтобы водящий тебя не заметил)
Как могут согласные играть в прятки? (они прячутся так, что мы их перестаём слышать) Что же это за согласные такие? (непроизносимые согласные)
-Сегодня мы будем с вами работать с непроизносимыми согласными, будем учиться узнавать слова, в которых нужно писать непроизносимые согласные.
Основная часть.
Не все согласные в словах произносятся, некоторые из них исчезают, как, например, звук т в словах лестница. Или звук д в слове праздник. Как определить, что в слове нужно писать непроизносимую согласную. Может ли само слово нам как-то подсказать? Чтобы это определить, нам важно встретить как можно больше таких слов, понаблюдать за ними и подумать, что в них особенного.
Прочитайте текст.
С утра день был ненастный. Дома и деревья имели грустный вид.. Вдруг из-за туч блеснул лучик. Сразу вся местность ожила. Иней, покрывавший ветви, заискрился. Как будто снова наступил праздник. Жаль, что солнце сегодня появилось так поздно.
Прочитайте выделенные слова, так, как мы их произносим обычно. Что происходит с некоторыми согласными? Подчеркните согласные, которые не звучат. Какие согласные стоят рядом с ними? –сн-, -нц-, - зн-. Выделите их другим цветом.
Прочитайте. Назовите непроизносимый согласный. Подчеркните согласные, которые стоят рядом.
Доблестный, честный, известный, тростник, звёздный, проездной, ненастный, лестница, яростный, устный, прелестный, крепостной, наездник, здравствуй, чувствовать, явственно, сердце, поездка, совестливый.
Назовите согласные, которые стоят рядом с непроизносимыми.
-сн-, -зн-, -ств-, -рц-, -зк-, -сл-. (звукосочетания распределяются на доске в столбик)
Какую закономерность вы заметили? Если в слове есть звукосочетания -сн-, -зн-, -ств-, -рц-, -зк-, -сл-, то в слове может быть непроизносимый согласный.
Почему всё-таки исчезают отдельные звуки?
Дело в том, что три согласные подряд бывает очень трудно произнести, и мы упрощаем таким образом их произношение.
Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными? Конечно. Для этого нужно подобрать такое родственное слово, чтобы согласный зазвучал отчётливо.
Например: доблестный – доблесть – слышится отчётливо согласный т
Игра с мячом: подбери проверочное слово.
Ребята, всегда ли если слышится такое звукосочетание, то в слове есть непроизносимая согласная? Отыщите в тексте предложение «Вдруг из-за туч блеснул лучик.» В каком слове есть сочетание сн? Блеснул. Есть ли в этом слове непроизносимый согласный? Нет. Есть много слов с такими звукосочетаниями, в которых нет непроизносимой согласной. Например: Название нашего города – Лесной, а вы все прекрасно знаете, что оно пишется так: Лесной. Вас сегодня кормили вкусным обедом? В слове вкусный есть сочетание сн , а еще какой-то согласный писать нужно? В словах вкусный, опасный, интересный, чудесный, прекрасный, ужасный непроизносимого согласного нет. Чтобы вы это запомнили, существует специальный стишок-запоминалочка
Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный,
И ужасный, и напрасный,
И чудесный, и прекрасный
Этих слов не забывайте,
Букву Т в них не вставляйте.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
И обязательно надо слово проверять.
Игра «Опасный гол» - слова – мячи забейте в нужные ворота.
Физминутка: кинезиологические упажнения.
Развитие слухового восприятия:
Ребята, для чего мы выписали эти звукосочетания? Они нам должны напоминать: внимание, знак опасности, проверь слово.
Поэтому, вот вам сигнальные указатели: если в слове есть непроизносимый согласный, то вы показываете красный, а если нет – то зелёный.
Интересный, неизвестный, звёздный, небесный, капустница, радостный, устный, чудесный, чувствовать, местный, областной, крепостной.
7. Работа у доски: запись слов под диктовку, распределение их к нужному звукосочетанию.
Буревестник, гигантский, завистливый, областной, наездник, счастливый, свистнуть, праздничный, доблестный.
Выписать из текста слова с непроизносимой согласной.
Чудеса героизма проявили наши доблестные воины в годы войны. Днём и ночью громили они ненавистного врага.
Великое чувство любви к Родине звало их на подвиг.
Итог урока. – с какими согласными мы сегодня работали?
почему их называют непроизносимыми?
Какие звукосочетания нам подсказывают, что в слове есть непроизносимый согласный?
Как проверить написание слова?
Какие слова с непроизносимыми согласными вы запомнили?
А в каких словах с такими звукосочетаниями нет непроизносимых согласных?
И | А | С | С | Н | С | Н | А | М | К | И |
Н | Д | О | А | Ы | Т | Ю | А | И | Т | Я |
О | Г | Г | Л | Е | И | Г | Р | В | П | Р |
___________________________________________________________________________
И | А | С | С | Н | С | Н | А | М | К | И |
Н | Д | О | А | Ы | Т | Ю | А | И | Т | Я |
О | Г | Г | Л | Е | И | Г | Р | В | П | Р |
___________________________________________________________________________
И | А | С | С | Н | С | Н | А | М | К | И |
Н | Д | О | А | Ы | Т | Ю | А | И | Т | Я |
О | Г | Г | Л | Е | И | Г | Р | В | П | Р |
___________________________________________________________________________
И | А | С | С | Н | С | Н | А | М | К | И |
Н | Д | О | А | Ы | Т | Ю | А | И | Т | Я |
О | Г | Г | Л | Е | И | Г | Р | В | П | Р |
___________________________________________________________________________
И | А | С | С | Н | С | Н | А | М | К | И |
Н | Д | О | А | Ы | Т | Ю | А | И | Т | Я |
О | Г | Г | Л | Е | И | Г | Р | В | П | Р |
___________________________________________________________________________
И | А | С | С | Н | С | Н | А | М | К | И |
Н | Д | О | А | Ы | Т | Ю | А | И | Т | Я |
О | Г | Г | Л | Е | И | Г | Р | В | П | Р |
___________________________________________________________________________
И | А | С | С | Н | С | Н | А | М | К | И |
Н | Д | О | А | Ы | Т | Ю | А | И | Т | Я |
О | Г | Г | Л | Е | И | Г | Р | В | П | Р |
___________________________________________________________________________
Прочитайте текст.
С утра день был ненастный. Дома и деревья имели грустный вид.. Вдруг из-за туч блеснул лучик. Сразу вся местность ожила. Иней, покрывавший ветви, заискрился, засверкал. Как будто снова наступил праздник. Жаль, что солнце сегодня появилось так поздно.
__________________________________________________________________
Прочитайте текст.
С утра день был ненастный. Дома и деревья имели грустный вид.. Вдруг из-за туч блеснул лучик. Сразу вся местность ожила. Иней, покрывавший ветви, заискрился, засверкал. Как будто снова наступил праздник. Жаль, что солнце сегодня появилось так поздно.
__________________________________________________________________
Прочитайте текст.
С утра день был ненастный. Дома и деревья имели грустный вид.. Вдруг из-за туч блеснул лучик. Сразу вся местность ожила. Иней, покрывавший ветви, заискрился, засверкал. Как будто снова наступил праздник. Жаль, что солнце сегодня появилось так поздно.
__________________________________________________________________
Прочитайте текст.
С утра день был ненастный. Дома и деревья имели грустный вид.. Вдруг из-за туч блеснул лучик. Сразу вся местность ожила. Иней, покрывавший ветви, заискрился, засверкал. Как будто снова наступил праздник. Жаль, что солнце сегодня появилось так поздно.
__________________________________________________________________
Прочитайте текст.
С утра день был ненастный. Дома и деревья имели грустный вид.. Вдруг из-за туч блеснул лучик. Сразу вся местность ожила. Иней, покрывавший ветви, заискрился, засверкал. Как будто снова наступил праздник. Жаль, что солнце сегодня появилось так поздно.
Прочитайте. Назовите непроизносимый согласный. Подчеркните согласные, которые стоят рядом.
Доблестный, честный, известный, тростник, звёздный, проездной, ненастный, лестница, яростный, устный, прелестный, крепостной, наездник, здравствуй, чувствовать, явственно, сердце, поездка, совестливый.
__________________________________________________________________
Прочитайте. Назовите непроизносимый согласный. Подчеркните согласные, которые стоят рядом.
Доблестный, честный, известный, тростник, звёздный, проездной, ненастный, лестница, яростный, устный, прелестный, крепостной, наездник, здравствуй, чувствовать, явственно, сердце, поездка, совестливый.
__________________________________________________________________
Прочитайте. Назовите непроизносимый согласный. Подчеркните согласные, которые стоят рядом.
Доблестный, честный, известный, тростник, звёздный, проездной, ненастный, лестница, яростный, устный, прелестный, крепостной, наездник, здравствуй, чувствовать, явственно, сердце, поездка, совестливый.
__________________________________________________________________
Прочитайте. Назовите непроизносимый согласный. Подчеркните согласные, которые стоят рядом.
Доблестный, честный, известный, тростник, звёздный, проездной, ненастный, лестница, яростный, устный, прелестный, крепостной, наездник, здравствуй, чувствовать, явственно, сердце, поездка, совестливый.
__________________________________________________________________
Прочитайте. Назовите непроизносимый согласный. Подчеркните согласные, которые стоят рядом.
Доблестный, честный, известный, тростник, звёздный, проездной, ненастный, лестница, яростный, устный, прелестный, крепостной, наездник, здравствуй, чувствовать, явственно, сердце, поездка, совестливый.
__________________________________________________________________