СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неравенство с одной переменной

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Неравенство с одной переменной»

Открытый урок по алгебре на тему:

«Неравенства с одной переменной»

8 класс


Цель урока: продолжить формирование умения решать неравенства с одной переменной путем перехода к равносильному неравенству


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать понятия: «неравенство с переменной», «решение неравенства с переменной», «линейное неравенство», «равносильное неравенство», «равносильное преобразование неравенства», знать правила решения неравенств; уметь решать линейные неравенства и отображать множество его решений на координатной прямой.

Личностные: формирование ответственного отношения к успешной учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные: уметь ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку;

коммуникативные: уметь формулировать свои мысли на математическом уроке, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

познавательные: уметь выполнять упражнения по правилу, алгоритму, формулировать правило по многократно повторенному алгоритму


Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал


Ход урока.


1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Учитель проверяет готовность класса, приветствует детей, высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи, озвучивает эпиграф к уроку:

«Математика учит преодолевать трудности и исправлять собственные ошибки» (Декарт)


Учитель сообщает о раздаточном материале: Оценочный лист, карточки для графического диктанта

Предлагает проверить домашнюю работу с соседом по парте. Обучающиеся проверяют работу, исправляют ошибки (если есть), обращаются к классу, если нет единства в решении.


2. Актуализация знаний и способов действий

Учитель предлагает выполнить графический диктант. До начала диктанта, если необходимо, то на нижней строчке карточки для графического диктанта пронумеровать номера вопросов от 1 до 10 (для удобства)


Графический диктант

Выясните, верны ли утверждения. Если утверждение верное, то заполните клеточку так

, если же утверждение неверное, то так .

Главное требование: каждый следующий ответ должен начинаться в клетке так, чтобы в результате получился именно непрерывный графический рисунок.


  1. Верно ли утверждение, что если x 5 и y -3, то x+y 2?

  2. Является ли неравенство 2х – 15 4х + 7 строгим?

  3. Принадлежит ли отрезку [- 6; - 2] число -6,5?

  4. Является ли число -5 решением неравенства 4+2х 0?

  5. Верно ли, что решением неравенства 5х – 1 24 является x Î (5; +¥)?

  6. Верно ли, что решением неравенства 3х £ 5 является x Î (- ¥; 2]?

  7. Изображением решения неравенства 5х 30 служит ?

  8. Верно ли, что неравенству x 3,2 соответствует открытый числовой луч

(3,2; +¥) ?

  1. Существует ли целое число, принадлежащее отрезку [-3,9; -3,5]?

  2. При любом ли значении переменной a верно неравенство а² +2 0?

Один из учеников выходит к доске и изображает получивший графический рисунок

Правильный ответ



Учитель просит обучающихся посчитать количество верных ответов в выполненном графическом диктанте и занести набранное количество баллов в свой оценочный лист (за каждый правильный ответ – 0,5 балла)

Учитель предлагает выполнить задания устного характера, за каждый правильный ответ обучающиеся получают 1 балл.


Устный счет

  • Укажите все целые числа, принадлежащие полуинтервалу [-5; 3) (-5; -4; -3; -2; -1; 0; 1; 2)

  • Укажите какое-либо число из интервала (-5,6 ; -5,1)

  • Принадлежит ли отрезку [-2; 15] число 14,99? (да)

  • Укажите наименьшее целое число, являющееся решением неравенства 8 – 2х (5)

  • Является ли число - 5,2 решением неравенства -3х+5 ≤ - 4 ? (нет)

  • При каких значениях х выражение 2х – 1 принимает положительные значения? (при x 0,5)



Найди ошибку

1. Х Ответ: (-∞;9]


2. y ≤ 5,5 Ответ: [-∞;5,5]

3. n -2 Ответ: (-∞;-2]


4. k ≤ -2,1 Ответ: (-∞; -2,1)

3. Определение и поставка учебных задач


В тетрадях записывают дату, классная работа.

На интерактивной доске появляется задание

Решить неравенство

4(2 - 5х) – 3(4 + х) 18 – х


Что это за неравенство?

Чем неравенство отличается от тех, что вы умеете решать?


Учитель предлагает определить тему урока

Озвучивают и записывают тему урока «Решение неравенств с одной переменной»

Предлагает определить цель урока

Цель: продолжить формирование умения решать неравенства с одной переменной путем перехода к равносильному неравенству




4. Усовершенствование знаний, умений


Вопросы


– Дайте определение решения неравенства с одной переменной.
– Что значит «решить неравенство»?
– Какие неравенства называются равносильными?
– Сформулируйте свойства равносильности неравенств, используемые при решении     неравенства с одной переменной.


Учитель возвращает к неравенству, предлагает составить устно алгоритм решения и решить на доске (один ученик у доски, остальные в тетрадях). Ученик у доски и досрочно выполнившие в тетради ученики получают баллы (максимальное 3)


4(2 - 5х) – 3(4 + х) 18 – х

8 - 20х – 12 – 3x 18 – х

- 20х – 3x + x 18 – 8 +12

- 22х 22

х -1

Ответ: х Î (- ¥; -1)



Разминка Игра в домино (на каждую парту выдаются карточки с домино, для удобства проверки учителем карточки цветные)


В парах обучающиеся составляют верную игру, учитель проверяет, выставляет баллы (максимальный 3 балла)


5. Физкультминутка, включающая специальную гимнастику для

глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1 Вертикальные движения глаз вверх-вниз.

2 Горизонтальное вправо-влево.

3 Вращение глазами по часовой стрелке и против.

4 Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно

отчётливее.

5 Глазами« нарисовать» 8 и знак бесконечности несколько раз, сначала в одном, а затем в другомнаправлении.


Учитель предлагает решить тринадцатое задание ОГЭ (самостоятельно)

Решите неравенство:

6х-2(2х+9)

6x-4x-18x-18

2x

2x

x

Варианты (ответа)

1.[-8,5;+∞)

2.[9,5; ∞)

3.(-∞;9,5)

4.(-∞;-8,5]

Ответ: 3







За первый правильный ответ обучающийся получает 3 балла



5.Исторические сведения о неравенствах


Понятия «больше» и «меньше» наряду с понятием равенства возникли в связи со счётом предметов и необходимостью сравнивать различные величины. Понятиями неравенства пользовались уже древние греки. Архимед, занимаясь вычислением длины окружности, установил, что «периметр всякого круга равен утроенному диаметру с избытком, который меньше седьмой части диаметра, но больше десяти семьдесят первых». Иначе говоря, Архимед указал границы числа π:

Ряд неравенств приводит в своём знаменитом трактате «Начала» Евклид. Он, например, доказывает, что среднее геометрическое двух положительных чисел не больше их среднего арифметического, т. е. что верно неравенство

В «Математическом собрании» Паппа Александрийского (III в.) доказывается, что для положительных чисел а, b, с и d

Однако все эти рассуждения проводили словесно, опираясь в большинстве случаев на геометрическую терминологию. Современные знаки неравенств появились лишь в XVII—XVIII вв. Знаки ввёл английский математик Т. Гарриот (1560—1621), знаки ≤ и ≥ — французский математик П. Буге (1698—1758).



6. Подведение итогов урока. Рефлексия

В качестве рефлексии учитель предлагает составить синквейн к уроку (на обратной стороне оценочных листов)

«Синквейн»

 Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Обучающиеся по желанию могут зачитать свой синквейн классу.

Обучающиеся подсчитывают полученное количество баллов на оценочных листах, переводят в оценки. Сдают оценочные листы учителю для выставления оценок в журнал.

6. Постановка домашнего задания

  • Повторить правила решения неравенств

  • № 842 (а,б),  № 843 (б),  № 845, № 847 (в, г),



Список использованной литературы:

1. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова «Алгебра. 8 класс». учебник для общеобразовательных учреждений, под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение, 2014 г.

2. Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся. Учебное пособие / Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. – М.: Интеллект-Центр, 2013 г.

3. Брадис В.М., Минковский В.Л., Харчева А.К. Ошибки в математических рассуждениях. Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1959.

4. Открытый банк заданий ФИПИ (http://oge.fipi.ru/)





Оценочный лист

Учени _________________________________________

«5» - 15 баллов и выше

«4» - 11 - 14 баллов

«3» - 7-10 баллов

Вид работы

Количество баллов

1.

Графический диктант


2.

Устный счет


3.

Домино


4.

Решение упражнений


5.

Работа в группе






«Синквейн»

 Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского "5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).






















Графический диктант