СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Несклоняемые имена существительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи

Просмотр содержимого документа
«Несклоняемые имена существительные»

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Дата: 1.03.17

Класс: 3Г

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;

Задачи:

  1. познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи

  2. развивать орфографическую зоркость

  3. способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к языку

Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 3 класс в 2х частях, карточки с индивидуальными заданиями, карточки с домашними заданиями.

Ход урока

Этап

Время

Учитель

Ученики

1.Организационный момент.

Слов.: слово учителя

2 мин

- Доброе утро, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь. Дежурный собери тетради.

Приветствуют

2.Каллиграфическая минутка

Практич.: запись

1 мин

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. И прописываем целую строчку вот таких соединений….

Записывают число

3.Словарно-орфографическая работа


Практич.: запись слов


Слов.: ответы на вопросы

5 мин

- Начнем с орфографической разминки (на доске сне… , м…роз…ц , пр…тал…нка , луж…ца , луч… , площа…ь , ноч… , х…лодный).

-Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Проверка.

- Какие орфограммы есть в словах?

- Какое слово лишнее?

- Что объединяет другие слова?

- На какие группы можно разделить слова?

- Расскажите, что вы знаете об имени существительном?

( Что такое имя существительное ?

Какого рода бывают им. сущ. ?

Как изменяются им. сущ. ?

Что такое склонение ? )

Записывают слова




Отвечают на вопросы

4. Актуализация знаний


Слов.: ответы на вопросы

5 мин

Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение темы «Склонение имён существительных».

Давайте сыграем в «Горячую картошку» на тему «Падежи»:

-Что значит просклонять существительное?

-Сколько падежей в русском языке?

-Как мы определяем падеж существительных?

-Просклоняй существительное имя.

Отвечают на вопросы

5. Изучение нового материала


Слов.: слово учителя

























Практич.: исправление слов

12 мин

- Сегодня мы, продолжая работу над темой «Склонение имён существительных», познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: 

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

- Все значения слов вам понятны?

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

- А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Как должны звучать слова в стихотворении.

-Молодцы! А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило?

Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах в сочетании с предлогами, и запишите в тетрадях. Укажите падежи у этих существительных.

-Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми.

-Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствовано это слово, и дается его лексическое значение.

К несклоняемым существительным относятся такие слова, как пианино, кашне, кофе, какао, метро и прочие.

Все эти слова иноязычные, в основном – французские, в которых ударение – на последнем слоге. Депо – ударение на последнем слоге, плато, кафе.  Это первая группа слов.

Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич, Хантер, Гюго (сказать: «У меня много романов Гюга!» - язык не повернётся). Примыкают к ним украинские фамилии типа Коваленко, Устименко.

Слова Черных, Руденко, Живаго – относятся к третьей группе. Это русские несклоняемые фамилии.

А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам – это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются.

Слушают




























Исправляют текст

6.Физминутка

1 мин

Проводят дежурные


7. Закрепление нового материала



Практич.: решение заданий на карточках

10 мин

У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки?

Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп.

(Задание на карточках)

Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные.

- Поиграем в путешествие вокруг света.

В условиях класса это трудновато сделать, но можно.

Учитель вывешивает на доску карту мира, на ней прикреплены слова: Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи.

- Цель нашего путешествия - поиск слов. Какие это слова?

(Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные)

- Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные- географические названия.





Выполняют задания на карточках








8. Запись д/з

2 мин

Решить задание на карточках


9. Рефлексия и итог

2 мин

-Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

-Как называются такие имена существительные?

-Как определить падеж несклоняемых имён существительных?

-В каком словаре можно узнать значение слова?

-Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?

Отвечают на вопросы




Рекомендуемая оценка _____________________________________________________________


Учитель начальных классов Шурыгина Светлана Юрьевна _________________________

(подпись)



Карточка 1.

Вставьте в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже. Укажите падеж.

В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.





Карточка 2.

Ф.И.___________________________________________________________

1.Найти третье « лишнее» 2.Какую букву нужно вставить?

а) какао, пальто, повидло а)по ради…

б) бра, трава, халва б)без пальт…

в) интервью, ручью, тишью в)на пианин…

г) о кин…



3.Укажите несклоняемое 4.Выпишите склоняемые имена

существительное: существительные и ставьте их в

1)сумма родительном, творительном и

2) метро предложном падежах.

3)коридор Вуз, АТС, ВВС, МГУ, РФ, турпоход,

4) Сербия подлодка, запчасти, завхоз.