МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38»
Несовершенная конкуренция
Выполнил: ученик 10 «А» класса
Любавин Иван
Учитель: Иванова В.И.
Несовершенная конкуренция – это такое состояние рыночной экономики, когда нарушаются условия совершенной конкуренции: на рынке существуют уже не множество мелких производителей однородной продукции, а сокращаются, вплоть до одной, наиболее крупной. Остальные предприятия имеют не равный доступ к информации о продукции, характер и параметры продукции на таком рынке могут быть абсолютно уникальными, неоднородными.
1. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (ПОЛИПОЛИЯ)
Тип рыночной структуры, при которой на рынке присутствует много производителей, являющихся монополистами на отдельных его сегментах за счет дифференциации продукции. Отличительными признаками несовершенной конкуренции такого типа являются относительно низкие рыночные барьеры и неценовая конкуренция.
Признаки монополистической конкуренции
1. Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые дают ему преимущество перед другими конкурентами.
2. На рынке существует относительно большое количество продавцов (10, 40 или 100), каждый из которых удовлетворяет небольшую долю 11 рыночного спроса. Для каждого из производителей колеблется от 1% до 10% продаж на рынке.
3. Продавцы, устанавливая цены на свои товары или определяя объёмы продаж, не учитывают реакцию своих конкурентов. Маловероятно, чтобы какой-то конкурент понёс убытки или потерял значительную долю рынка при уменьшении продажной цены любой фирмой, поскольку он имеет уникальный товар, на который достаточно устойчивым спросом.
4. На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Вход на рынок новых предприятий не заблокирован, но более сложный, чем в условиях совершенной конкуренции, поскольку нужно иметь соответствующий размер капитала, ноу – хау, и определённый срок для признания покупателями товаров новых торговых сетей.
Характерным примером рынка монополистической конкуренции является рынок одежды. Также к рынку монополистической конкуренции можно отнести рынки косметики, лекарств, кондитерских изделий и т.д.
2. ОЛИГОПОЛИЯ
Тип рыночной структуры, при которой на рынке доминирует несколько взаимосвязанных фирм и наблюдаются высокие входные барьеры в отрасль.
Олигополию отличают следующие характерные черты:
- многочисленность фирм в отрасли;
- однородная или дифференцированная продукция;
- всеобщая взаимозависимость фирм;
- значительный контроль над ценой;
- значительные препятствия вхождения в отрасль
На олигополистическом рынке действует две противоположно направленные силы: заинтересованность фирм в максимизации совокупной массы прибыли для всей отрасли, которая порождает тягу к заговору и совместных действий, и эгоистическая заинтересованность каждой фирмы в максимизации своих собственных прибылей путём снижения цены на продукцию толкает фирмы на нарушение соглашений.
Примеры олигополий:
- производители пассажирских самолётов, такие как «Boeing» или «Airbus»;
- производители автомобилей, такие как «Mercedes-Benz», «BMW».
3. ОЛИГОПСОНИЯ
Тип рыночной структуры, при которой несколько потребителей взаимодействуют с множеством продавцом, определяя ценовую политику на рынке.
Ситуация олигопсонии возникает на рынках факторов производства , а не на рынках готовой продукции.
В отличие от других форм рыночной структуры, олигопсония сравнительно меньше разработана в экономической литературе. Как правило, исследователи объясняют это обстоятельство тем, что не существует значимых отличий между моделированием олигополии и моделированием олигопсонии, и даже называют олигопсонию «сестрой» олигополии.
Вот несколько примеров олигопсонии:
- Рынок авиадеталей, где потребители – малые авиастроительные компании.
- Военно-промышленный комплекс, продукция которого закупается ограниченным кругом государственных силовых ведомств.
- Рынок какао, на котором три фирмы (Cargill, Archer Daniels Midland и Barry Callebaut) закупают подавляющее большинство производимых какао-бобов, в основном у мелких фермеров в странах третьего мира.
4. МОНОПОЛИЯ
Тип рыночной структуры, при которой фирма является единственным производителем уникальных экономических благ, не имеющих близких заменителей и аналогов, и при которой наблюдаются существенные входные барьеры в отрасль.
Различают открытые, закрытые и естественные монополии.
Характерными чертами чистой монополии является:
1. Единственный продавец. Чистый монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы.
2. Отсутствие близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что для него нет приемлемых альтернатив. Если покупатель не купит этот продукт у монополиста, он будет лишён выбора и не удовлетворит определённую потребность.
3. Чистый монополист диктует цену. Монополист использует свою рыночную власть для установления такой цены, которая приносит ему наибольшую выгоду из возможных.
4. Заблокировано вхождения. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов, так как существуют значительные барьеры для вступления других фирм в отрасль. 5. Монополист может не рекламировать свою продукцию, потому что продукт не имеет полноценных заменителей
5. Монополист может не рекламировать свою продукцию, потому что продукт не имеет полноценных заменителей
Типичными примерами естественных монополий являются организации водоснабжения, коммунальные предприятия, железные дороги и некоторые другие.
4.1 ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
– состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары.
Примеры естественных монополий:
- Производство и передача электрической энергии. Например, «Федеральная сетевая компания – Россети».
- Водоснабжение и водоотведение. Как правило, в каждом регионе и крупном городе имеется свой единственный поставщик воды и оператор канализационных систем.
- Железнодорожные перевозки. ОАО «РЖД» – единственная компания в России, занимающаяся пассажирскими и грузовыми железнодорожными перевозками.
- Эксплуатация трубопроводного транспорта. Компания «Транснефть» осуществляет транспортировку нефти и нефтепродуктов из месторождений Западной Сибири.
4. МОНОПСОНИЯ
Тип рыночной структуры, при которой единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, задавая уровень цен и объем продаж для них.
Существуют два типа монопсонии
НА РЫНКЕ
ТРУДА
НА КОММЕРЧЕСКОМ РЫНКЕ
Взаимодействие одной компании или группы предприятий в лице единственного работодателя со множеством сотрудников.
Отношения покупателя-монополиста с двумя и более продавцами.
Пример монопсонии – рынок труда в моногороде, где есть лишь одно большое предприятие. Такое предприятие - единственный крупный покупатель рабочей силы. А продавцов рабочей силы (наемных работников) множество. В результате завод-монопсонист устанавливает зарплату по своему усмотрению, а местные жители либо соглашаются на нее, либо остаются без работы.
Структура рынка несовершенной конкуренции в основном сложилась, но сам характер взаимодействия между субъектами рынка, предприятиями, представляющими разные формы конкуренции, только формируется.