Творческая работа
«Нестандартные формы обучения в школе
или как сделать урок интересным»
Главная задача современной школы – это научить ребенка, сформировать у него систему универсальных учебных действий, воспитать нравственного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Большие возможности для формирования личностного потенциала обучаемых, повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов учебной деятельности, их успешной социализации в современном мире в значительной степени обеспечиваются изучением информатики, а также реализацией в учебном процессе возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.
В период формирования новой школы происходят существенные изменения в формах и методах проведения уроков и внеклассной воспитательной работы в школе при Колпинской воспитательной колонии. Однако, главная моя задача как учителя – привить интерес к предмету, уйти от скучных шаблонов преподавания, найти новые и доступные методы обучения и воспитания, используя информационные технологии.Мой девиз «Увлекая – обучай». К сожалению, наши ученики в своем большинстве – это подростки со слабо развитым интеллектом,с надломленной психикой, весьма бездуховные, утратившие интерес не только к учебе, но и к самосовершенствованию, к развитию своей духовной культуры.У воспитанников очень слабые знания, узкий кругозор,конкретность мышления. Из-за большого пробела знаний воспитанников (по объективным и субъективным причинам) в нашей школе есть определенные трудности в побуждении ребят к обучению, трудности с включением в учебный процесс класса своего общеобразовательного уровня (зачисление воспитанников и выбытие из школы происходит на протяжении всего учебного года).Поэтому, основой моей учебной и воспитательной работы является сопровождение по индивидуальномуобразовательному маршруту каждого воспитанника. Наиболее простой и действенный метод – индивидуальная беседа, в ходе которой я интересуюсь тем, как складываются отношения с воспитанниками в отряде; есть ли проблемы в коллективе; какая связь с родителями; о чем он мечтает; какие строит планы на будущее. Много внимания уделяю групповым формам воспитания в формировании классного коллектива, начиная с работы с активом класса. Еженедельно провожу классные часы с разнообразной тематикой этико-нравственной направленности, например: «Научи свое сердце добру», «Мой мир и я», «Что значит для меня семья?». Так появляется чувство ответственности и долга, постепенно формируется личность несовершеннолетнего осужденного. Лучшее воспитание – это воспитание добрым отношением, состраданием, сочувствием, быть толерантными и справедливымикобучающимся. Позитивно влияет на личность проведение внешкольных и внеклассных воспитательных мероприятий, на которых воспитанники показывают свои творческие способности, проявляют смекалку, фантазию, эрудицию, что развивает эстетический вкус, способствует формированию высоконравственных начал.
Наиболее эффективными уроками в нашей школе, я считаю нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, ведьтакие уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, т.к. они создают ситуацию успеха,снимают излишнее напряжение, скованность, которые свойственны многим ученикам, особенно нашим воспитанникам. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на ребят, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания,способствующие проявлению активной позиции ученика на уроке, в защите своего мнения, умения доказывать, аргументировать соответствующие положения, отстаивать свою точку зрения, проявлять чувство коллективизма. На своих уроках я хочу, чтобы глаза моих учеников светились радостью познания, поэтому я опробовала принцип обучения через увлечение. Моя основная учебная цель – практическое применениерезультатов каждого урока к эффективному его использованию,привитие любви учеников к предмету информатики и ИКТ. Нестандартные уроки,которые я использовала в своей практикев форме уроков-презентаций, уроков-конференций, уроков-путешествий, уроков - соревнований и т.д. всегда дают положительные результаты, повышая мотивацию к обучению своего предмета. Словом, делаю все, чтобы мои уроки были интересными и результативными. Решению задач, поставленных мною на уроках, способствуют «активные методы и приемы обучения». В своей работе я использую такие методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
а) Методы словесной передачи информации слухового восприятия информации.
Например, тема урока «Кодирование информации» 7 класс
- Ребята, давайте подумаем, что же значит слово кодирование? Подберите однокоренные слова к слову кодирование.
- Что значит кодировать информацию?
б) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.
Например, тема урока «Компьютерное моделирование» 10 класс
- Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно с текстами и с рабочими картами. Итогом вашей работы будет заполненные кластеры, согласно той информации, которую вы получите, прочитав текст. В текстах можно делать пометки. Время для выполнения этой работы 5 минут.
- Сейчас к доске пойдет Иванов Петя. Тебе необходимо собрать кластеры, так как ты это сделал в своей рабочей карте.
в) Методы передачи информации с помощью практической деятельности.
Например, урок «Форматирование документов в MSWord». 8 класс
- В тексте вставьте недостающие слова и символы, исправьте орфографические ошибки:
Но едва владимирвыхал за околицу в поле, как поднялся и сделалась такая метел, что о ничего не взвидел. В минуту доргу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и жлтоватой, сквозь которую летл белые хлопья снегу; неб слилося с землею.ладимир очутился в пол и нпрасно хотел снов попаст на дорог; лошад ступала на удачу и помнутно то въезжала н сугроб, то проваливалас в яму; сани поминутно опрокидывалсь. Владими старался только не потерят настоящего нправленя. Но ему казалос, что уже более получаса, а он доезжал еще до Жадринской рощи.
А.С.Пушкин «Метель»
2. Методы стимулирования и мотивации учащихся.
Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке, создаю проблемные ситуации через удивление новизны учебного материала, эмоциональную окраску урока.Повышенную мотивациюпознавательной деятельности ученика на уроке достигаюна основе жизненного опыта ученика. Обучающемуся тогда все понятно, когда интересно.
3. Методы контроля и самоконтроля.
Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по курсу основ информатики и ИКТ является совершенствование проверки и оценки результатов обучения учеников. Проверочно-оценочная деятельность учителя – неотъемлемая часть всей педагогической работы, важный фактор улучшения качества обучения. Часто для контроля знаний ограничиваюсь устным опросом воспитанников, в процессе которого лишь пересказывается текст учебника. Для более качественной проверки применяю различные виды и формы контроля знаний.В своей работе я использую формы контроля: текущий, периодический, итоговый и самоконтроль; методы контроля: традиционные – устный опрос, письменная проверка, тестирование, практическая работа; нетрадиционные – словарный диктант, проект; виды контроля:тест, контрольная работа.
На всех своих уроках я использую такие методические приемы, как постановка проблемных вопросов,проблемных ситуаций,работа с карточками, коммуникативная атака, эстафета,выборочное чтение, чтение пословиц «наоборот», кроссворды.Также в своей практике я применяю не только нестандартные формы обучения, но и новые информационные технологи (НИТ). Использование НИТ преображает преподавание традиционных учебных предметов, оптимизируя процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное они поднимают на более высокий уровень интерес воспитанников к обучению.Особенно мне нравится проводить уроки информатики и ИКТ с использованием компьютерной презентации. На таких уроках значительно экономится время, материал представляется с большим объемом наглядности и доступности, поэтому ученики с удовольствием и заинтересованно участвуют в учебном процессе. Уроки такого плана современны, потому что успешны.А успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для воспитанников цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, я определяю свою стратегию и тактику, распределяю время, привлекаю необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации и такой предмет как «Информатика и ИКТ». Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Если я не предложу подростку способы реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, почувствовать себя самостоятельным, почувствовать доверительное отношение со стороны взрослых.Если в ходе учебы оцениваю только результат работы и не нахожу места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс учения теряет в глазах обучающихся свою привлекательность, таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность ученика к творчеству.Если воспитанник не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных. Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие. Вовлечение воспитанников в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности в школе, подростки проявляют повышенный интерес, стараются получить достаточно знаний, овладеть навыками использования компьютера. Они стараются преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.
Так, например, я представляю фрагмент нестандартного по форме урока по информатике и ИКТ «Выбор оптимального решения жизненных проблем»
Цель: познакомить учащихся с методом проектов, при решении задач реальной жизни, используя электронные таблицы, показать возможность практического применения полученных знаний, расширить представление о сфере применения прикладных программ, закрепить навыки и умения использования табличных процессоров.
В начале урока провожу беседу о предстоящей жизненной проблеме, которая предстоит при выходе из Колпинской ВК. По многочисленным ответам делаю вывод, что важнейшая проблема – это деньги.Где их взять и на что потратить? Предлагаю виртуально сходить в Сбербанк России. Но прежде, надо определиться в выборе товара. Ребята выбрали взять кредит на покупку машины. По результатам опроса в выборе марки машины сделали диаграмму:
Вывод: рассмотрение проекта покупки машин различных марок.
Работа над проектом «Выбор кредита на автомобиль» (Приложение № 1)
Работа по группам над проектом: (3 группы – 3 задания)
Рассчитать по формуле в программе Excelсумму ежемесячного платежана покупку машины в кредит, если сумма кредита 1000000 руб., годовая процентная ставка – 16%, сроком на 5 лет.
Рассчитать по формуле в программе Excel сумму ежемесячного платежа на покупку машины в кредит, если сумма кредита 500000руб., годовая процентная ставка – 18%, сроком на3 года.
Рассчитать по формуле в программе Excel сумму ежемесячного платежа на покупку машины в кредит, если сумма кредита 250000руб., годовая процентная ставка – 14%, сроком 2 года.
Результат работы:
сумма кредита | процентная ставка в год | кол-во месяцев | сумма ежемесячного платежа |
1000000 | 16% | 60 | 24 318.06руб. |
500000 | 18% | 36 | 18076,20 руб. |
250000 | 14% | 24 | 12003,22 руб. |
формула в Excel: =ПЛТ(16%/12;60; - 1000000)
формула в Excel: =ПЛТ(18%/12;36; - 500000)
формула в Excel: =ПЛТ(14%/12;24; - 250000)
Вывод:При выходе из колонии воспитаннику надо устроиться на работу с минимальным заработком 26000 руб. в месяц с тем, чтобы купив машину за 250000 руб., половину заработной платы оставлять на другие житейские нужды. А, выплатив кредит через 2 года и накопив дополнительно денег, можно будет в дальнейшем купить дорогую машину, используя предыдущий опыт.
Изсвоей практике по проектной деятельностия делаю вывод, что такая деятельность может научить детей умению:
• увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
• поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;
• оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;
• добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
• планировать свою работу;
• выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
• увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Кроме того, проектная деятельность способствует:
• развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
• развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;
• решению профориентационных задач.
Таким образом, проектную деятельность, разработанную на уроках информатики и ИКТ пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразоватьакадемические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.
Сущность всех вышеперечисленных способов, форм и методов обучения состоит в том, чтобы получить на уроке высокий результат при наименьшей затрате сил и времени, чтобы урок поднял наших ребят на очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что человек должен учиться сам. Задача учителя – заинтересовать воспитанника, привить интерес к учебе.