НЕСТАНДАРТНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА К ГИА ПО ГЕОГРАФИИ
Экзамен по географии при хорошей подготовке успешно может сдать каждый обучающихся. Всем известно, что после 9 класса обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию, которая является важным элементом общероссийской системы оценки качества образования. ГИА – серьёзное испытание в жизни каждого девятиклассника. Поэтому любой учитель-предметник, работающий в 9 классе, ставит перед собой основную задачу: как можно лучше подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена, потому что результаты, полученные на ОГЭ – это показатель работы не только учителя, но
всей школы. Соответственно, и девятиклассники, и учителя заинтересованы в получении хороших результатов.
Каждый ребёнок, оканчивающий 9-й класс, обязан сдать 4 экзамена, из них 2 обязательных – математика и русский язык и два по выбору. Экзамен по географии должен выбрать сам ученик, исходя из своих знаний, способностей и профессиональной направленности. Успех сдачи экзамена в высокой степени зависит от самого выпускника, степени его подготовленности, восприимчивости
мотивации, а также компетентности педагога.
рамках подготовки обучающихся к ГИА важно сформировать у обучающихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ГИА его участникам. В начале каждого учебного года мы с обучающимися знакомимся с нормативно-правовыми документами, определяющими требования к сдаче изучаемого предмета. Обсуждаем с ребятами изменения в тестах КИМ согласно ФИПИ, что помогает детям глубже познакомиться с уровнем сложности сдаваемой дисциплины, а также объективно оценить возможности каждого ученика. Как учитель-предметник я создаю план работы по подготовке к экзамену и утверждаю на методическом объединении школы. Так начинается поэтапная планомерная работа по подготовке детей к экзамену.
А как быть со слабоуспевающими учениками, выбор которых поражает любого учителя-предметника, и выбирают они, как правило, обычно долго, вплоть до последнего срока? Но в этом году уже при полным шагом идущей подготовке к экзамену в середине года ко мне прибавились 4 ученика. Этим ученикам пришлось приложить максимум усилий для получения положительной оценки.
Один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче ГИА – это поддержка учителя. Поддержать – значит поверить в ученика. Каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные
методы, формы и технологии подготовки к ГИА. Пришлось и мне для отдельных детей искать новые, порою нестандартные методы подготовки.
Во-первых, при первичном разборе тестов КИМ предложила взять детям карандаши в руки и отметить те задания, которые, на их взгляд, они знают, могут решить; затем наиболее сложные и трудные. Проанализировав отмеченные детьми задания, в дальнейшей подготовке большее внимание уделяю тем, которые вызвали наибольшее затруднение.
Следующий этап работы – это решение демоверсий и типовых заданий, которые позволяют определить пробелы в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися. Дети завели тетради для работы с терминами, где мы составляем таблицы, фиксируем формулы, составляем схемы и опорные конспекты. Такую работу с понятийным материалом проводили почти каждую консультацию. Например, выделение ключевых слов-маркеров; подчеркивание тех моментов, которые трудно запоминались; перевод из одной знаковой системы в другую.
Использование ИКТ-технологий (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы) сыграло положительную роль в подготовке учащихся
ГИА. В своей деятельности я чаще всего обращаюсь к материалам образовательных ресурсов «Internet.ru», «Решу ЕГЭ» и «Решу ОГЭ», сайта ФИПИ. Создав в Viber с родителями детей группу, легко можно отследить динамику роста или неудач учащихся, возможность регулярно показывать и обсуждать с родителями результативность работы детей, что даёт возможность консультировать по выполнению заданий как учеников, так и родителей.
не буду останавливаться на рассмотрении структуры КИМов и заданий ОГЭ, а подробнее остановлюсь на используемых мною способах и приемах работы с ними. Например, для выполнения задания 2 (определение границы РФ) мы выучили наизусть все страны, граничащие с нашей страной, провели работу с контурными картами, используя метод взаимопроверки. Для решения задач по определению особенностей природы заповедников использовали метод подготовки туристических маршрутов, с целью поднятия познавательного интереса к предмету составляли туристические проспекты. Проделанная работа пригодилась для выполнения задания 25 – установление соответствий между слоганами с целью привлечения туристов в свои регионы.
Для того чтобы успешно выполнить задания 10 и 11, где проверяется умение находить и анализировать информацию по карте погоды, необходимо выработать умение различать такие атмосферные явления, как циклон и антициклон. На практике успешно зарекомендовал себя метод ассоциаций: «анти» – приставка, означающая «против»: против облаков – солнечно, солнце высоко, значит, антициклон обозначается первой буквой слова «В» – область высокого давления. Антициклон – обширный атмосферный вихрь с высоким давлением в центре и низким по краям. Антициклон приносит ясную, солнечную погоду без осадков со слабым ветром или его отсутствием. Следовательно, «циклон» – обозначается буквой «Н».
Чтобы легче выполнить задания, направленные на знание и понимание возникновения природных и антропогенных причин геоэкологических проблем, мы с детьми составили опорные конспекты «Плохо, неразумно!» и «Хорошо, разумно для природы!».
При работе с тестами КИМ трудным для выполнения оказалось задание 15,
котором необходимо прочитать фрагмент текста и объяснить причины каких-либо географических явлений: землетрясений, вулканизма, оползней, образования болот и др. При работе с такими заданиями записываем шаблоны ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, а потом учащиеся сдают эти шаблоны в виде зачета. Шаблоны ответов учитель может составить сам или воспользоваться ресурсом «Сдам ОГЭ». Такие же заготовки можно сделать и для задания № 20 (определите, какой из участков подходит для сада, катания на санках и т.д.).
Свою методику требует выполнение № 21. Даны четыре профиля местности, которые построены по линии A – B по топографической карте из предыдущего задания. Здесь нужно понимать условные знаки и то, как показан рельеф – с помощью горизонталей. Важно пространственное мышление, чтобы взглянуть на объект сбоку. Закрепляли методом взаимопроверки. Дети не просто проверяли друг знания друга, но и объясняли выбранный либо исправленный вариант ответа. Дома учащиеся сами пробовали построить подобные задания с последующей обязательной оценкой учителем.
обратной стороны тетради, которую мы завели для терминов и опорных конспектов весной, я предложила детям составить шпаргалки-рекомендации для следующего 9 класса «Советы эксперта: как сдать ОГЭ по географии». Здесь дети рекомендовали, на что нужно обратить внимание при подготовке к сдаче ГИА по предмету, отмечали типичные ошибки в наиболее сложных заданиях, указывая на «подводные камни» у определённого типа заданий.
Активно использую в подготовке к ГИА атласы. Ребёнка необходимо научить ориентироваться на страницах атласа, с той целью, чтобы обучающийся знал, на какой странице атласа он сможет найти необходимые ему материалы. Целесообразнее во время подготовки использовать атласы тех изданий, которые ученик в дальнейшем возьмет на экзамен. Ответы после работы с тестами КИМ записывали на распечатанных пробных бланках, подобные бланки ученику будут выданы в индивидуальных комплектах.
При подготовке к ГИА большое значение имеет самостоятельная подготовка обучающихся.
В текущем году ГИА по географии сдавало 6 человек. Один ученик подтвердил свои знания на «4», ещё один ученик не добрал 1 балла до «4». Остальные подтвердили удовлетворительную годовую оценку.
В заключении хочу сказать, что такая система подготовки детей к итоговой аттестации требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий, но помогает получать хорошие результаты.
Таким образом, профессиональное мастерство учителя по подготовке обучающихся к ГИА мы видим в системной многоплановой работе по выравниваю образовательных результатов обучающихся через различные способы мотивации и активизации как обучающихся, так и родителей на основе освоения педагогами новых форм, средств и технологий обучения, а также творческое воплощение уже существующие нестандартные подходы в образовании.
Литература
Амбарцумова, Э. М., Барабанов, В. В., Дюкова, С. Е. ОГЭ 2018. География. 14 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков экзамена.
– М., 2018.
Баринова, И.И. География. Природа России. 8 класс. – М. : Дрофа, 2015.
География : учебно-справочное пособие. – М.: АСТ, Астрель, 2007.
География России в схемах и таблицах 8-9 классы. – М.: ЭКЗАМЕН,
2009.
– М.: Дрофа, 2016.
Дронов, В. П., Ром, В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.
Коринская, В. А., Душина, И. В., Щенев, В. А. География материков и океанов.7 класс. – М: Дрофа, 2017.
Моргунова, Ю. А., Чичерина, О. В. География. Школьный курс за 100 часов. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 366 с.
Интернет-ресурсы: