Нестандартные приёмы умножения
математика и информатика
Выполнил работу:
Замураев О.,
ученик 4 кл.
Руководитель:
Очирова Н.Б,
учитель начальных классов
г.Улан-Удэ, 2019г.
Актуальность работы
- Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений.
- На уроках математики нас учат выполнять действия над числами. Мы умножаем, делим, складываем и вычитаем привычными для всех способами.
- Современные школьники не хотят утруждать себя счётом в уме, им гораздо удобнее пользоваться вычислительными устройствами.
А существуют ли нестандартные приёмы умножения и можно ли их использовать на уроках математики?
Цель:
изучить нестандартные приёмы умножения и выявить их целесообразность использования при обучении математики современных школьников
Задачи:
- истории возникновения счёта;
-нестандартных приёмов умножения;
- анализ нестандартных приёмов умножения
Объект исследования: приёмы нестандартного умножения Предмет исследования: процесс вычисления Гипотеза: нестандартные приёмы умножения можно использовать на уроках математики
План работы:
- найти и изучить информацию об истории умножения;
- научиться пользоваться нестандартными приёмами умножения;
- подготовить работу к защите;
- провести защиту исследовательской работы
Фрагмент таблицы умножения
VIII века, был обнаружен японскими археологами
Возраст таблицы умножения 5000 лет
Древняя Месопотамия
Где и как изучают таблицу умножения
В первые в школьную программу таблица умножения была введена в Англии в конце Средних веков. Это была таблица умножения до 12.
В Индии ученики до сих пор учат исходный вариант таблицы — до 20.
В России таблицу умножения до 10 обычно изучают в 7-8 лет.
А вот в английских школах таблица умножения должна быть выучена к возрасту 11 лет.
«Нестандартный приём»
– приём умножения,
который не используется
на традиционном уроке математики
Нетрадиционные приёмы умножения:
- умножение на пальцах от 6 до 9;
- умножение на пальцах на 9;
- русский крестьянский способ умножения;
- индийский способ умножения;
- умножение на 11;
- умножение трёхзначного числа на 101
Умножение на пальцах от 6 до 9
- Загибаем на одной руке столько пальцев на сколько первый множитель превосходит число 5 - это число 1
- На второй руке проделываем тоже самое со вторым множителем – это число 2
- Согнутые пальцы- это десятки – 3 десятка
- Вытянутые пальцы умножаем 4х3 = 12
- К трём десяткам прибавляем двенадцать получаем 42
6 х 7
Вывод : Не рекомендуем использовать на уроках математики
Умножение на пальцах на 9
4 х 9
Умножение на пальцах
Вывод: Приём прост. Рекомендуем использовать на уроках математики.
Крестьянский способ умножения
:2 47 35 2
23 70
11 140
5 280
2 560
1 1120
35 + 70+ 140 + 280 + 1120 = 1645
Вывод: необходимо уметь умножать и делить на два, можно допустить много ошибок. Не рекомендуем использовать данный приём на уроках
математики.
Индийский способ умножения
2 3
1 2
2 7 6
2х2 + 3х1 = 7
Вывод: приём прост, легко запоминается и усваивается, но легко ошибиться.
Не рекомендуем использовать на уроке математики
Умножение на 11
47 х 11 = 470 +47= 517
243 х 11= 2430 + 243= 2673
Вывод: Приём прост, легко запоминается и усваивается. Рекомендуем использовать на уроке математики
Умножение на 11
4 5 х 11 = 4 ( 4+5 ) 5 = 4 9 5
4 7 х 11 = 4 ( 4+7 ) 7 = 4 ( 1 1 ) 7 = 5 1 7
Вывод: приём прост, легко запоминается и усваивается. Рекомендуем использовать на уроках математики.
Умножение трёхзначного числа на 101
1 25 х 101 = ( 1 25 + 1 )25 = 12.625
5 27 х 101 = ( 5 27 + 5 )27 = 53.227
Вывод: приём легко усваивается и запоминается. Рекомендуем использовать на уроках математики
Вывод
Приёмы счёта зародились в глубокой древности.
Нестандартные способы вычисления хоть и просты, но для каждой группы чисел очень индивидуальны. Мы обнаружили более быстрые и надёжные способы умножения, которые рекомендуем использовать на уроках математики.
Использование нестандартных приёмов умножения усиливает интерес к математике и содействует развитию математических способностей. В результате наша гипотеза подтвердилась.
Список использованных источников и литературы
- .Библиотека статей – [Электронный ресурс] – режим доступа:
http://www.hintfox.com/article/razlichnie-sposobi-ymnozhenija.html , свободный
- Математика, которая мне нравится– [ Электронный ресурс] – режим доступа:
http://hijos.ru/2013/03/20/gde-i-kogda-poyavilis-simvoly-%E2%80%99%E2%80%99-i/ , свободный
- Старт в науке - [Электронный ресурс] – режим доступа:
https://school-science.ru/2/7/30317 , свободный
- Секреты таблицы умножения - [Электронный ресурс] – режим доступа:
https://sites.google.com/site/sekretytablicyumnozenia/home/istoria-vozniknovenia , свободный
6 слайд - http://www.kometa-vozmezdie.ru/images/stories/pup_zemli/image025.jpg
7 слайд- http://www.athens.kiev.ua/wordpress/wp-content/uploads/2013/03/20130314_tabl_umnozh2.jpg
11 слайд- https://mathlove.ru/wp-content/uploads/2017/10/p13_r1.png
12 слайд - https://www.wikihow.com/images/thumb/9/94/Use-Your-Fingers-to-Do-the-9s-Times-Tables-Step-3.jpg/aid1028931-v4-728px-Use-Your-Fingers-to-Do-the-9s-Times-Tables-Step-3.jpg