СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Т. И. Нестерович, старший преподаватель кафедры общего и прикладного языкознания Барановичского государственного университета
Тема. Философский аспект экологической проблемы в романе Ч. Т. Айтматова «Плаха»
Цели урока: углубить знания учащихся о русской прозе 70-х — начала 90-х годов XX века, определив в ней место экологической проблемы; ознакомить с творчеством писателя Ч. Т. Айтматова, особенностями его художественного видения мира; содействовать развитию умения анализировать прозаическое произведение; способствовать формированию у учащихся экологического сознания через умение обобщать учебный материал, аргументировать своё отношение к прочитанному; воспитывать уважение к духовным ценностям как нравственной основе жизни людей.
Оборудование: портрет Ч. Т. Айтматова, выставка книг о его жизни и творчестве; раздаточный материал (карточки-информаторы для индивидуальной И коллективной работы), предварительные записи на доске (тема, цели, эпиграф к уроку, основные понятия, кластер, план анализа романа).
Тип урока: урок-диалог.
Участники диалога: учащиеся, учитель, писатель.
Ход урока
Вступительное слово учителя «Место экологической проблемы в русской литературе XX века (краткий обзор).
— XX столетие — время социальных бурь и потрясений, век сложный и противоречивый. Таким он вошёл в русскую литературу и определил многообразие поднимаемых и решаемых в ней проблем. Главными из них являются: человек и природа; человек и революция; интеллигенция и революция; личность и общество; художник и власть; судьба русской деревни; человек и война; проблема памяти и другие [9, с. 110].
Проблема взаимоотношения человека и природы занимает в литературе XX века ведущее место. Об этом писал ещё Максим Горький: основную задачу «новой большой литературы» он видел в том, чтобы показать «человека в его противопоставлении внешнему миру — природе» [6, с. 83].
По мнению исследователя В. Г. Маранцмана, гармония с природой была нормой мировосприятия для Пушкина, желанной и недосягаемой мечтой для Лермонтова. Но если герои литературы XIX века спорили о том, что такое природа — храм или мастерская, то XX век, озарённый достижениями научно- технического прогресса, повернул эту проблему в плоскость экологическую, сопряжённую со всем спектром нравственных проблем. Сегодня проблема взаимоотношения человека и природы рассматривается в одном ряду с актуальнейшими социально-нравственными проблемами. Мы всё настойчивее говорим не об укрощении природы, а о бережном отношении к ней. Кроме того, сегодня конфликт между человеком и природой достиг трагически рокового звучания и наиболее остро встал вопрос: «Как нам выжить?»
Разговор о бережном отношении человека к природе начинается в русской литературе с 30—40-х годов XX века. Веское слово в нём сказали прежде всего М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, JI. М. Леонов. Актуальной и злободневной экологическая проблема была представлена и в публицистике первой половины XX века. Необходимо вспомнить блистательные публицистические работы Л. М. Леонова («В защиту зелёного друга»), В. А. Закруткина («Слово о бессловном»),
А. Чивилихина («Земля в беде»). Новая волна публицистов влилась в широкое обсуждение этого вопроса в 70—80-е годы XX века в лице Б. Л. Васильева, Ю. Д. Черниченко, писателей Ю. В. Бондарева, В. И. Белова,
П. Залыгина, В. Г. Распутина, В. П. Астафьева и других [5].
Во второй половине XX века писатели, рассуждая о важности и целительности для человека общения с природой, продолжали разрабатывать нравственные, философские, социальные аспекты экологической проблемы. В творчестве известных художников слова она приобретала общечеловеческое звучание: наблюдался синтез выделенных аспектов, их новаторское углубление в произведениях В. П. Астафьева (повествование в рассказах «Царь-рыба»), В. Г. Распутина (повести «Прощание с Матёрой», «Пожар»), Ч. Т. Айтматова (роман «Плаха») и др. Художественному исследованию писатели подвергли различные социально-психологические стереотипы, сложившиеся у человека в отношении к природе: пассивно- созерцательный, хищнический (разрушительный), преобразующе охранительный [5].
При всём своеобразии творчества писателей-экологов XX века объединяет мысль о том, что человек и природа — понятия, неотделимые друг от друга. Убивая природу, человек обрекает себя на гибель. Любить природу — значит не только наслаждаться ею, но и бережно относиться к ней.
Чингиз Айтматов представляет литературу Киргизии, однако он внёс неоценимый вклад не только в развитие национальной литературы, но и мировой. По данным ЮНЕСКО, Чингиз Айтматов является одним из наиболее читаемых современных писателей. Его произведения переведены более чем на сто семьдесят иностранных языков, изданы за рубежом общим тиражом свыше шестидесяти миллионов экземпляров. (Учитель знакомит учащихся с выставкой его книг.)
Проверка домашнего задания. Анализ актуальности экологической проблемы в творчестве писателя (по плану, предварительно составленному учащимися с помощью учителя).
— Используя учебник, рекомендуемую литературу по проблеме, выскажите своё мнение по этому вопросу. (Ответы учащихся.)
Обобщение учителя.
Чингиз Айтматов — истинный сын своего народа. С раннего детства ему пришлось стать хозяином в семье, работать на земле. Он жил заботами людей, старался понять и решить их проблемы, везде и во всём помогал им. После окончания семилетней школы будущий писатель поступил в Джамбульский зооветеринарный техникум, затем закончил Киргизский сельскохозяйственный институт по специальности «зоотехника». В течение трёх лет Чингиз работает по специальности: живёт среди чабанов, поднимается с ними в горы на джайлоо, спускается в степи. Красота природы, труд и страдания простых людей — всё это переполняет чуткую душу будущего писателя и изливается в слово. Сквозным сюжетом его произведений становится судьба всего живого в век научно-технической революции, а отношение к природе — своеобразным критерием оценки жизни героев. Именно природа, по мнению писателя, формирует в людях те нравственные ценности, которые составляют содержание их духовного мира и без которых невозможна в жизни победа Добра над Злом [5].
Произведения писателя 1980-х годов поражают глубиной философского мышления. В лучших из них — романах «Буранный полустанок» («И дольше века длится день», 1980), «Плаха» (1986) — автор прослеживает связь каждой отдельной личности с жизнью всеобщей, а судьбы человечества — с мирозданием. Чингиз Айтматов смело и бескомпромиссно ставит самые «трудные» вопросы современности: об экологии души и природы, исторической памяти, о наркомании. Писатель обращается к первоначалам бытия: личность оказывается перед судом совести, человеческое общество и его деятельность — перед судом природы [5].
Роман «Плаха» по многоплановости изображаемых событий, философскому подходу к решению проблем и глубине символики превзошёл всё ранее написанное Айтматовым. Это книга об отношениях человека и природы, о поисках смысла жизни, назначении религии в её лучшем проявлении, о беде нашего времени — наркомании и о многом другом. Однако основной темой романа является экологическая проблема, осмысленная автором в философском ракурсе.
Позиция автора.
«...Произведение художника — это его откровение, его кровь и мысль... Мы все сейчас переживаем, остро ощущаем какой-то этап нашего противоречия с природой: называют это экологическими проблемами или защитой животного и земного мира. Об этом везде и всюду пишут, все средства информации нацелены на эту проблему. Я тоже не мог стоять в стороне, потому что никто не мог стоять в стороне от этих проблем... Но экология — это мы сами. Мы — часть этой природы» [2, с. 247—249].
Анализ художественного текста (беседа с элементами творческих заданий).
Работа с кластером.
По мнению писателя, художественное произведение имеет «сложную симфоническую систему». Попробуем выразить это с помощью кластера «Ч. Айтматов — великий писатель-эколог. Роман “Плаха”» (приложение 1).
Сколько основных сюжетных линий в романе Чингиза Айтматова?
Что связывает разные сюжеты в единое целое? (В романе две основные сюжетные линии: мир природы и мир человека* Оки связаны решением главной проблемы — экология природы и души.)
Почему каждая сюжетная линия заканчивается трагически? Как это способствует раскрытию авторского замысла? (В основе романа — противоречивость отношений человека и природы. С одной стороны, человек подчиняет себе природу, используя её через плоды своей деятельности, а с другой — разрушает своими преобразованиями. Мир природы и мир человека находятся в тесном единстве, и между ними должны быть установлены гармоничные отношения. Но в романе всё наоборот. Автор утверждает: дисгармония в отношениях человека и природы приводит род человеческий к трагедии — на «плаху». Писатель стремится постичь экологические проблемы как состояние души человека, так как уверен: разрушение природного мира оборачивается опасной деформацией личности.)
Что составляет философское содержание романа?
Как объяснить распределение героев по полюсам «добро» — «зло»? (Основу философского содержания романа составляет противостояние добра и зла. Полюс «добро» представлен Авдием, Бостоном (мир человека), Акбарой и Ташчайнаром (мир животных) — в плоскости «современность», Иисусом Назарянином — в плоскости «история». Полюс «зло» представлен Гришаном, Базар- баем, Обером-Кандаловым и его «хунтой» — в плоскости «современность», Понтием Пилатом — в плоскости «история». Между героями романа огромная пропасть — несовместимость нравственных ценностей, жизненных устремлений.)
Почему Чингиз Айтматов обратился к этой теме? (Ответы учащихся.)
Обобщение учителя.
Человек, по мнению Чингиза Айтматова, часть гармоничной природы. Когда он перестает ощущать себя этой частью, начинает мыслить себя царём, победителем природы, нарушается гармония, а это ведёт к катастрофе — «плахе».
К сожалению, та великая социальная и нравственная гармония в жизни человека, о которой мечтали лучшие умы человечества, пока не достигнута. Чингиз Айтматов, глубоко исследуя противоречия современного общества, ищет пути борьбы с бездуховностью, пытается распутать тот узел, в котором стянуты воедино добро и зло, любовь и ненависть, благородство и низость, милосердие и жестокость... Вместе с писателем мы ищем ответ на вопрос: как сохранить и умножить в себе высокую духовность и нравственную чистоту, чтобы иметь моральное право называться человеком «сегодня, завтра, всегда»? Над этим вопросом нас заставляют задуматься трагические судьбы героев романа — Авдия Каллистратова и Гришана, Бостона и Базарбая, волков Акбары и Ташчайнара. Все они оказываются на «плахе», но каждый из них идёт к ней своим путём. И в то же время эти пути тесно переплетаются, они неразрывно связаны между собой.
Чтобы ответить на главный вопрос романа: «Что привело на “плаху” столь непохожих людей?» — нужно обратить внимание на их жизненные позиции, устремления, идеалы.
В каком значении автор романа использует слово «плаха»? (Ответы учащихся.)Работа со словарём. Плаха, -и, ж. 1. Кусок бревна, расколотого пополам. 2. Обрубок дерева, на к-ром в старину отсекали голову казнимого, а также помост, на к-ром совершалась эта казнь [3, с. 461].
Обобщение учителя. В романе Чингиза Айтматова это слово — образ-символ, оно наполнено глубоким философским содержанием: 1) мир и человек подошли к последней черте, оказались на краю гибели — на «плахе»; 2) современный мир представляет собой место страданий и смерти — «плаху» — для человека и всего живого; 3) аналогия с Христом и христианскими мучениками, которые во время казней и пыток — на «плахе» — демонстрируют величайшую высоту духа; 4) «плаха» как символ Апокалипсиса (конца света): за ней либо уход в небытие, падение в бездну, либо духовное возрождение; отсюда — мотив личной ответственности каждого «за всё, что ни есть в мире» [8, с. 39].
Позиция автора.
«Что есть плаха в вашем понимании?
...Плаха — это не только то извечное место, где человек подвергается казни за свои преступления или за свои идейные убеждения. Но почему я назвал роман «Плаха»? Дело в том, что в повседневной жизни каждый из нас, осознаёт он это или нет, не раз и не два поднимается на плаху, отстаивая свои истинные убеждения, кого-то защищая, считая своим долгом поступить так, а не иначе» {2, с. 261].
2. Анализ образов Авдия — Гришина.
Художественный пересказ-анализ (домашнее задание): ч. 1, гл. 6, с. 390—392 (проповеди Авдия в среде анашистов); ч. 2, гл. 1, с. 398 (спор-поединок Авдия и Гришана); ч. 2, гл. 1, с. 412—417 («кайф» в поезде); ч. 2, гл. 2, с. 418—444 (допрос Иисуса Назарянина); ч. 2, гл. 5, с. 481—488 («самосуд» над Авдием).
Индивидуальная работа (приложение 2, задания № 4, 5, 6, 7, 8).
Какое место отведено в романе Авдию Каллистратову?
К какой миссии готовит себя герой, отправляясь на юг со сборщиками анаши? Почему проповеди героя не доходят до их сознания?
Почему Авдий и Гришин «неотвратимо должны были встретиться»? Как можно определить тему их спора?
К чему призывах»? друг друга герои? В чём «правда» каждого иэ них?
Прав ли Гришан, называя Авдия «спасителем рода человеческого»?
Прав ли Авдий, утверждая, что Гришан идёт к своему Богу «с чёрного хода»?
Согласны ли вы с мнением Гришана: «На свете всё продаётся, всё покупается...»?
Какое значение имел для Авдия разговор с Гришаном? Можно ли соотнести этот спор с последними днями жизни Иисуса Христа?
Какая «плаха» ждёт Гришана? Почему?
Кто из героев побеждает в этом споре? На чьей стороне вы? (Ответы учащихся.)
Обобщение учителя.
Авдий и Гришан — нравственные антиподы, с ними связана одна из главнейших сюжетных линий романа.
Авдий Каллистратов — «еретик-ново- мысленик», изгнанный из семинарии за свои недопустимые, с точки зрения религии и устоявшихся церковных постулатов, идеи о Боге-современнике. Он выполняет в романе миссию духовного наставника современного поколения людей. Одухотворённая и глубоко мыслящая натура героя противится всяким проявлениям зла и насилия. Неправедный, гибельный путь, по которому идёт человечество, вызывает в его душе боль и страдания. Поэтому он видит своё призвание в том, чтобы помогать людям, обращая их к Богу: «Меня давно терзала мысль — найти нехоженые тропы, к умам и сердцам своих сверстников. Я видел своё призвание в поучении добру» [1, с. 336]. Герой убеждён в том, что если в каждом развить душу, пробудить совесть, то сами собой исчезнут уродливые способы доставления человеку псевдорадости. Путь к истине, по мнению героя, лежит через покаяние. ,
Наркомания — это, в понимании Авдия, зло, против которого нужно бороться сегодня. Он «стремится изучить изнутри личные, социальные, семейные, психологические моменты этого явления» и собственным примером доказать, что «выход из этого пагубного состояния возможен лишь через собственное возрождение» [1, с. 333]. Герой отправляется со сборщиками анаши в Мо- юнкумскую саванну не посторонним наблюдателем, а, влившись в их компанию, хочет выяснить, что двигало ими, кроме соблазна наживы и спекуляции. «Вызволить души этих людей из-под власти порока, раскрепостить их, раскрыть им глаза на самих себя, освободить от вечно преследующего страха, отравляющего их, как яд, разлитый в воздухе» [1, с. 374], — вот задача Авдия. Но за это его жестоко избивают, а впоследствии и лишают жизни те, кому он протянул руку помощи. И автор говорит по этому поводу своё слово: «Но он пока не знал одного: что зло противостоит добру даже тогда, когда добро хочет помочь вступившим на путь зла...» [1, с. 374]
В отличие от Авдия, хозяин гонцов Гришан искренне уверен в том, что «в мире всё продаётся и покупается». «Мы не можем обходиться друг без друга» [1, с. 403], — подмечает Гришан, не лишённый ума и умения здраво рассуждать. Они «антиподы», поэтому «неотвратимо должны были встретиться». Их разговор накануне «разбойничьего нападения» (интерпретация Авдия) на товарный поезд — своеобразный спор-поединок двух противников. Каждый из героев отстаивает свою точку зрения. Авдий считает высшим счастьем в жизни человека гармонию в отношениях между людьми, с окружающим миром, с Богом. Бог Авдия (истинный) — «высшее мерило совести», духовное начало, и к нему он идёт через открытые двери храма. Гришан видит счастье в другом. Его Бог — мнимый, и к нему Гришан идёт через «чёрный ход».
Избитый до полусмерти и выброшенный из товарного поезда на полном ходу, Авдий все-таки одерживает моральную победу, а Гришана и его компанию ждёт неминуемое возмездие — «плаха»-тюрьма.
Позиция автора.
«И если такой человек (Авдии Каллистратов) станет преобладающим типом населения, то можно надеяться, что мировой катастрофы не произойдёт. Он терпит физическое поражение, но не духовное. Но он своим поражением больше побеждает, нежели бы он переубедил кого-то на словах» [2, с. 253—254].
Анализ образов Бостона — Базарбая. .
Художественный пересказ-анализ (домашнее задание): ч. 3, гл. 1, с. 491—503 (похищение Базарбаем волчат, погоня); ч. 3, гл. 5, с. 530—532 («бригадный подряд» Бостона); ч. 3, гл. 5, с. 555 (раздумья Бостона о жизни молодёжи); ч. 3, гл. 5, с. 564—568 (столкновение Бостона и Базарбая в столовой); ч. 3, гл. 5, с. 582—584 (самосуд над Базарбаем).
Индивидуальная работа (приложение 2, задание № 11).
Какое место отведено в романе Бостону, Базарбаю? Почему они являются антиподами?
Что составляет основу жизни героев? В чем заключается «правда» каждого из чих?
Какая «плаха» ждёт Базарбая?
Что символизирует в романе «плаха» Бостона? (Ответы учащихся.)
Обобщение учителя.
Добро в лице Бостона противостоит злу в лице Базарбая. На примере этих героев Чингиз Айтматов раскрывает два возможных пути в жизни человека.
Бостон относится к той когорте высоко духовных людей, что и Авдий. Однако духовность Бостона имеет другую жизненную основу: она порождена прежде всего глубокой преданностью своему делу. Герой убеждён, что только трудом можно добиться всего. Такой вывод заставила сделать его сама жизнь: «Вот ведь с самого детства жил своим трудом. Судьба ему выпала тяжёлая: отец его погиб на войне, когда он во втором классе учился, потом умерла мать, старшие братья и сёстры жили сами по себе, иных уже и не было в живых, и он всем был обязан только себе, только своему труду... Также истово он заставлял трудиться и всех, кто работал под его началом. Многих из тех, кто прошёл его школу, он вывел в люди, научил работать, а через это и ценить саму жизнь в труде. Тех, кто не стремился к этой цели, Бостон откровенно не любил и не понимал. Считал таких людей никчемными... Ни на какую хулу Бостон, как правило, не отвечал, ибо никогда не сомневался, что истина на его стороне, иначе и не могло быть, иначе свет перевернулся бы вверх дном» [1, с. 528].
В «глубине души» Бостона живёт «настоятельная необходимость ответить себе, что есть что». Герой прекрасно осознает, что именно чувство кровной связи с землей — колыбель нравственности. Вот почему так тревожны его мысли о современной молодёжи, не желающей трудиться на земле. Его волнует «этот конфликт, постепенно приведший к непониманию и отчуждению поколений» [1, с. 555]. Здраво взвешивая все «за» и «против», Бостон не может понять, почему «современной молодёжи не хочется возиться в грязи и жить на отшибе» [1, с. 555], потому что искренне уверен, что труд — основа жизни каждого человека.
Выступая за идею бригадного подряда, Бостон стремится тем самым возродить духовную основу крестьянского труда — чувство родства с землёй, ответственности за ее судьбу. Он всеми силами пытается воплотить в жизнь свою идею, но наталкивается, с одной стороны, на злобно-трескучее фразёрство парторга Кочкорбаева, с другой — на беспринципность директора совхоза. Именно такие руководители порождают базарбаев — людей, до крайней степени разложившихся, потерявших всякие духовные ориентиры. Никогда не жить Базарбаю заботами Бостона, так как духовную жизнь ему заменяет некий суррогат — водка. Базарбай и ему подобные равнодушно губят красоту родной земли, уничтожают гармонию в природе, убивая при этом в себе всё человеческое.
Сорвать побольше калым, погулять с пьяными дружками — вот к чему стремится Базарбай и чему с лёгкостью приносит в жертву чабанские и семейные обязанности. Он яростно воюет против предлагаемых Бостоном реформ, опасаясь, что они помешают его разгульной жизни. В отношениях с людьми и природой Базарбай признаёт только силу и личную выгоду.
Оказавшись случайно в горах рядом с логовом Акбары и Ташчайнара, он, «подлая его душа, волчат уворовал, а волков, зверей свирепых, оставил на воле» [1, с. 516]. Спасаясь бегством от разъярённых животных, Базарбай приводит их к кошаре Бостона, накликая таким образом беду на невинных людей.
Ослеплённые горем, звери каждую ночь кружат возле жилья Бостона, издавая «тягостный, возносящийся к небу, надсадный волчий вой» [1, с. 517]. Потеряв всякую надежду вернуть своих щенят, они «нарушили волчье табу и стали нападать на людей» [1, с. 526]. И тогда Бостон берётся за ружье. Хитростью ему удалось заманить волков в западню и застрелить Ташчайнара. А Акбара появилась сама на подворье Бостона спустя некоторое время.
. Выразительное чтение отрывка художественного текста.
— Внимательно перечитайте сцену похищения Акбарой малыша Кенджеша [1, с. 79— 581].
Что привело её на двор Бостона?
Почему волчица решила украсть человеческого детёныша?
В чём символизм этой сцены? Как связана она с главной идеей романа? (Ответы учащихся.)
Обобщение учителя.
Писатель создаёт глубоко драматическую сцену погони за волчицей. Убиты Акбара — «великая матерь всего сущего» и сын Бостона — символ продолжения рода человеческого, сын разумных и работящих людей. Гибель природы неотвратимо влечёт за собой гибель людей. В состоянии глубокого внутреннего потрясения Бостон идёт на подворье Базарбая, похитившего волчат Акбары и явившегося косвенным виновником трагедий. «Я хочу тебе сказать, что ты недостоин жить на этом свете, и я сам порешу тебя!» [1, с. 582] — суровый и безоговорочный приговор Бостона. После этого дважды звучит выстрел.
Подумайте, можно ли оправдать поступок Бостона? (Ответы учащихся.)
Обобщение? учителя.
Убив сына, Бостон убивает своё будущее. Потрясенный чудовищностью происшедшего, он абсолютно сознательно присваивает себе право суда и возмездия по отношению к фактическому виновнику несчастья. Но герой разрешает себе «кровь по совести» с целью восстановления, а не разрушений нравственного миропорядка. Утверждая в правах нравственный закон как предельно исключительный и едва ли не единственно возможный в данных обстоятельствах способ, Бостон переступает закон юридический и берёт на себя за это ответственность. Писатель закономерно подводит читателя к выводу: самосуд героя — общечеловеческая плаха, цена всей невинно пролитой крови в наше время.
Позиция автора.
«...Это мой привычный, традиционный герой (Бостон), которого я с детства люблю, уважаю и очень верю такого типа людям ... Это здоровое начало в народе» [2, с. 259].
4. Анализ образов волков Акбары, Ташчайнара.
1 . Художественный пересказ-анализ (домашнее задание): ч. 1, гл. 3, с. 314—320 (Моюнкумское «светопреставление»); ч. 2, гл. 5, с. 488—489 (предсмертная встреча Авдия и Акбары); ч. 2, гл. 5, с. 489—490 («светопреставление в приалдашских зарослях»); ч. 3, гл. 2, с. 517—521 («волчий вой»); ч. 3, гл. 4, с. 526—527 (нарушение волками табу);
ч. 3, гл. 5, с. 541—543 («слезы» Акбары); ч. 3, гл. 5, с. 568—573 (убийство Ташчайнара).
Индивидуальная работа (приложение 2, задание № 1, 2, 3, 9,10).
Как вы понимаете значение образов волков в романе?
Какой художественный принцип использует автор в изображении животных? Назовите эпизоды, когда Акбара действует как волчица, а когда поступает как человек?
В чём смысл сравнения писателем людей с «человекобогом» во время Моюнкум- ского «светопреставления»? Продолжите авторскую мысль: «Жизнь людей “опрокинулась”...»
Проанализируйте последствия «побоища» в Моюнкумской саванне. Нашёл ли автор ответ на вопрос: «Отчего зло почти всегда побеждает добро?»
Почему картина «побоища» в Моюнкумской саванне дана через восприятие волчицы Акбары? Чьё лицо и почему явилось ей в этом «апокалипсическом безмолвии»?
Соотнесите картину Моюнкумского «светопреставления» со «светопреставлением в приалдашских зарослях». Что их объединяет? Определите позицию автора.
Объясните, почему горы для волков «теперь единственное место на земле, где они смогут выжить».
Чем обернулось в романе противостояние человека и природы?
Что привело на «плаху» Акбару и Ташчайнара? (Ответы учащихся.)
Обобщение учителя.
История жизни волков очень важна для понимания философской концепции произведения: они олицетворяют собой весь природный мир.
Обращение Чингиза Айтматова именно к образу волка берёт истоки в киргизской мифологии и опирается на поверья и легенды мировой культуры (иранской, китайской, индийской). В одном из киргизских мифов волчица считалась прародительницей племени, а вождь выступал либо в образе волка, либо имел способность превращаться в волка. Кроме того, у человеческих детей и волчат, по киргизской мифологии, один и тот же покровитель [4, с. 206].
Автора романа «Плаха» волнует дисгармония между природой и человеком. И, как мы убедились, она носит не только экологический, но и нравственный характер. Образ волков— это рисунок мира, совершенно непохожего на человеческий. Но в него из жизни людей перенесены такие высокие понятия, как преданность, милосердие, любовь, мудрость, которые во многом сегодня утрачены человеком. Их «нравственность» противопоставлена безнравственности людей. Поэтому роль волков не только композиционная (их судьба соединяет все части произведения), она концентрированно выражает идейно-образную суть романа: природа, грубейшим образом поруганная человеком, может мстить ему абсолютно непредсказуемым образом. Так сплетаются в единый узел звериная и человеческая трагедии.
Моюнкумское «светопреставление» — первое серьёзное столкновение волков Акбары и Ташчайнара с людьми, стоившее им потери «тунгучей-первенцев, троих щенят». Цель этого поистине чудовищного «побоища» — во что бы то ни стало выполнить план мясосдачи и «не ударить лицом в грязь перед народом и перед взыскательными органами свыше» [1, с. 315—316]. В этом «апокалипсическом безмолвии» Акбаре явилось лицо человека не случайно: волчица увидела в нём страшного зверя с бессмысленной жаждой убивать. Именно ей, умной синеглазой волчице, дано понять: «Саванна платила богам кровавую дань за то, что смела оставаться саванной» [1, с. 318].
«Светопреставление в приалдашских зарослях» отняло у волков «самый большой выводок — пятеро волчат». После войны в этих местах были открыты крупные залежи редкого сырья, строились подъездные пути к открытой горнорудной разработке, и древние камыши на многих сотнях и тысячах гектаров вокруг озера Алдаш подверглись уничтожению. «А что в таком случае камыши, когда гибель самого озера, пусть и уникального, никого не остановит, если речь идёт о дефицитном сырье. Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву» [1, с. 489], — таков приговор писателя «рачительным хозяевам» природы.
В третий раз пришлось Акбаре и Ташчай- нару уходить в новые края. Их путь теперь лежал в Прииссыккульские горы. Инстинкт подсказывал волкам, что это «единственное место на земле, где они смогут выжить»: согласно древним мифам, горы являются прародиной тюркских народов, которые произошли от волчицы и человека. Вот почему местное население назвало Акбару «анабаши», что означает «мать-прародительница».
В Прииссыккульских горах у Акбары и Ташчайнара опять родились волчата — на свет появилось четыре детёныша. Это была последняя, отчаянная попытка продолжить свой род, но и ей не суждено было сбыться. Здесь, на Иссык-Куле, история волков завершается страшной трагедией: Акбара и Ташчайнар теряют своё последнее потомство в результате ничем не оправданной человеческой жестокости.
Таким образом, параллель «человек— волк» проходит через весь роман, и не в пользу первого: писатель, обнажая звериное в людях, видит человеческое в звере. Акбара и Ташчайнар изображены Чингизом Айтматовым в тот момент, когда они оказались у последней черты, на перекрёстке жизни и смерти. Выбор автором именно этой точки отсчёта времени исключительно важен: на подобном временном распутье находится не только волчья пара или весь животный мир земли, но и всё человечество.
Люди и звери, человек и природа в романе, как показывает Чингиз Айтматов, скреплены нерасторжимой причинно-следственной связью. Безжалостность, проявленная человеком по отношению к природе, оборачивается против него самого: того, кто творит зло, неизбежно настигает возмездие — «плаха».
Библейский план романа: композиционная необходимость, связь с идейным содержанием произведения.
Какое место занимают христианско- религиозные споры в романе? Вопрос этот очень важен для понимания идейного содержания романа и в то же время сложен. Он требует глубокого понимания жизни, специальных знаний. Я предлагаю выслушать по этому вопросу прежде всего мнение писателя.
Позиция автора.
«Считаете ли вы евангельскую систему ценностей идеальной для человечества?
Человек стал настолько могущественным, что он может сам себя изничтожить вместе с этой землей. И надо’ думать, что иногда нам не помешало бы обращаться вот туда, к тем истокам, которые некоторые из нас пытаются вовсе замолчать или не брать во внимание лишь потому, что они отражают религиозное вероучение.
Я использовал известные эпизоды, известные библейские сюжеты как метафору. С помощью этого я хотел показать современному человеку, насколько исторически значимо всё то, что нам кажется сегодня сиюминутным... Но ведь всё это давным-давно человечеством выстрадано и выношено, и все время, сколько поколений бы ни следовало одно за другим, мы пытаемся себя удержать именно на этой высоте.
...Нельзя уже дальше переступать какую-то черту, чтобы не. обратить всё в прах... эта система должна быть нами творчески воспринята и творчески применяема» [2, с. 256—258].
Обобщение учителя.
Ответ писателя на поставленный вопрос можно понять, если учесть, что советское общество проповедовало принципы атеистической жизни. Он также полностью объясняет назначение в романе библейского плана.
Евангельская система ценностей «творчески» переработана в романе Чингизом Айтматовым. Писатель уверен: путь к спасению человечества лежит через экологическое выживание -— гуманное отношение к природе, что невозможно без духовного сближения людей. С этой целью он вводит в роман образ Учителя, Иисуса Назарянина, и даёт ему новую трактовку: герой Айтматова выступает как образец жертвенной реакции на окружающее зло не в роли «возвестителя», а как бы комментатора и истолкователя своего учения из нашего времени, многоречивого философа-диалектика.
Известно, что Чингиз Айтматов начал «Плаху» с истории о Понтии Пилате и Христе. Из библейского сюжета о Христе автор выбрал его допрос прокуратором Иудеи, превратив данную сцену в философский диспут о смысле человеческой жизни: «На то и родился я на свет, чтоб послужить людям немеркнущим примером. Чтоб люди уповали на мое имя и шли ко мне через страдания, через борьбу со злом в себе изо дня в день, через отвращение к порокам, к насилию и кровожадности, столь пагубно поражающим души, не заполненные любовью к Богу, а стало быть, к подобным себе, к людям!» [1, с. 436].
Авдия Каллистратова, пусть и с негативной интонацией, Гришан называет «новым Христом». В этом убеждает и его «плаха», которой стало для героя дерево саксаула. Авдий, распятый на саксауле, напоминает в романе Христа, принесшего себя в жертву за добро и истину и искупившего своей смертью человеческие грехи. Подобно Христу, Авдий принял смерть за добро, и в последних его мыслях не было упрёка обезумевшей толпе убийц, а лишь сострадание к ней и горестное чувство невыполненного долга. «Ты пришла...» [1, с, 489], — предсмертные слова героя, сказанные им волчице-Недо- век и волк поняли друг друга, потому что их объединил» общее страдание.
Закономерным кажется и тот факт, что самосуд над Авдием, творимый обер-кандаловцами, следует после исторической главы о казни Иисуса Назарянина, завершившего свою жизнь открытием великой истины для человечества: «Я в людях вернусь к себе через страдания мои, в людях вернусь к людям» [1, с. 436]. Эти слова, вложенные в уста Иисуса Назарянина, говорят о духовном родстве героев и о том, что проблема добра и зла —вечная проблема. На ней держится вся человеческая жизнь. Автор подчёркивает, что человек должен жить праведно, самоотверженно, честно, даже если этот путь ведет его на Голгофу.
«Вам гордиться надо им, люди, его мерой мерить себя!» [1, с. 453] — учит нас автор романа от имени своего героя Авдия. Идеалом человека, по его мнению, во все времена был и остаётся Иисус Христос. Всем ходом повествования Чингиз Айтматов убеждает: духовный потенциал общества (и человечества в целом) должен сохраняться. Без этого человечеству не выжить. За нравственную смерть одних (Базарбай, Гришан, Обер-Кандалов и его «хунта») другие (Бостон, Авдий) идут на смерть физическую. За нравственную деградацию одних героев расплачиваются другие, восходя на «плаху».
Подведение итогов урока.
Роман Чингиза Айтматова «Плаха» посвящён философской проблеме добра и зла, которая имеет непосредственную связь с главными вопросами современности: сохранится ли жизнь на земле? Выживет ли человек и каким он будет в условиях технократического XXI века?
Согласны ли вы с рассуждениями писателя? (Ответы учащихся.)
Позиция автора.
«Каким вам представляется начало XXI века: человек в плане нравственном?
Мне трудно сказать, каким будет XXI век. Но каким бы он ни был, надо знать, чего мы сами хотим от грядущего. Думаю, что в этом смысле ни одна эпоха не может сравниться с нашей современной эпохой. По- моему, ни одно поколение не ставило себе таких далеко идущих целей. Думаю, что страх всемирной ядерной катастрофы заставляет всех нас думать по-иному, вырабатывает новое мышление. И для того чтобы преодолеть этот страх, уничтожить его, чтобы он не давил на нас, не калечил нашу жизнь, для этого и ведется эта великая борьба человека за уничтожение ядерного оружия, за мир без войн, за мирную встречу 2000 года, без ракет, без ядерных бомб [2, с. 265].
В чём, на ваш взгляд, высший смысл человеческого существования сегодня?
Мне кажется, совершенствование человеческого духа — вот высший смысл бытия» [2, с. 265].
Обобщение учителя.
К этому призывает и автор произведения устами своего героя Авдия: «Раскаяние — одно из великих достижений в истории человеческого духа — в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозрения, которые достигаются через осознание вины — в действиях ли, в помыслах ли, через порывы самобичевания или самоосуждение?.. Путь к истине — повседневный путь к совершенству...» [lj с. 472]
Вот почему так современно звучат сегодня слова публициста И. М. Клямкина: «Душа наша застряла между жаждой высокой духовности и соблазнами низкой материальности. В мире много грустного, горького, гадкого. Хочешь изменить этот мир? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу».
Роман «Плаха» Чингиза Айтматова призывает людей вернуться к нравственности, выполнить Овоё предназначение в жизни — быть ответственным за всё живое на Земле. Хищнически эксплуатируя природу и тем самым опустошая собственную среду обитания, человек убивает будущие поколения, лишает их чистого воздуха, земли, воды — естественных источников жизни. Такова философия писателя, воплощённая в символическом плане романа.
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему «Герой романа, которого можно назвать Человеком».
Ответить на вопрос: в чём вы видите традиции и новаторство Ч. Т. Айтматова в постановке экологической проблемы?
С целью углубления знаний о произведении учащимся предлагается индивидуальная работа (приложение 2, задания № 12, 13).
Список цитированных источников
Айтматов, Ч. Т. Буранный полустанок; Плаха : Романы / Ч. Т. Айтматов. — М. : Профиздат, 1989. — 608 с.
Земскова, Т.15 встреч в Останкине / сост. Т. Земскова. М. : Политиздат, 1989. — 303 с.
Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 75 ООО слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. — 14-е изд., стереотип. — М. : Русский язык, 1983. — 816 с.
Нефагина, Г. Л. Русская литература : полн. курс подгот. к тестированию и экзамену / Г. JI. Не- фагина. — 3-е изд., доп и перераб. — Минск : ТетраСистемс, 2004. — 416 с.
Нестерович, Т. И. Учебно-методический комплекс по разделу «Человек и природа в русской литературе XX века (В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, Ч. Т. Айтматов)» учебной дисциплины «История русской литературы и литературной критики» для специальностей: 1-02 03 02 Русский язык и литература; 1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык; 1-02 03 03 Белорусский язык и литература. Дополнительная специальность 1-02 03 03-01 Белорусский язык и литература. Русский язык и литература / Т. И. Нестерович. — Барановичи : РИО БарГУ, 2015. — 164 с.
Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. : кн. для учащихся 11 кл. сред. шк. : в 2 ч. /сост. Е. П. Пронина. — М. : Просвещение, 1991. — Ч. 2. — 351 с.
Русская литература : учеб. пособие для 11-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус, и рус. яз. обучения / Н. И. Мищенчук [и др.] ; под ред. Н. И. Мищенчука, Т. Ф. Мушинской. — 4-е изд., перераб. — Минск : Нац. ин-т образования, 2010. — 336 с.
Суслова, Я. А Русская литература в схемах и таблицах. 11 класс / Н. В. Суслова* Т. Н. Усольцева. — Мозырь : Белый ветер, 2003. — 52 с.
Я иду на урок литературы: готовимся к экзаменационному сочинению: 11 класс : кн. для учителя / под общ. ред. Г. Г. Красухина. — М. : Первое сентября, 2001. — 216 с.
Приложение 1
Чингиз Айматов — писатель-эколог Роман «Плаха»
е
Зло
© Добро
«евосакса
Тюрь*.
Авдий
Бостон
Мир животных
Современность
История
Иисус Назарянин
Гришан
Базарбай
Мир людей
Современность История Понтий Пилат
Плаха — 1) кусок бревна, расколотый пополам;
2) большая деревянная колода, на которой в старину отсекали голову приговорённого к смерти, а также помост на котором совершалась эта казнь.
Задание 1. В чём смысл сравнения писателем людей с «человекобогом» во время Моюнкумского «светопреставления»? Продолжите авторскую мысль: «Жизнь людей “опрокинулась”...»
Приложение 2
Люди, люди — человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооружённые стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями, гикая, скакали туда-сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону — поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время, и человекобоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь-в-точь как волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекобоги стали прилетать на вертолётах и, высмотрев сначала с воздуха сайгачьи стада в степи, шли на окружение животных в указанных координатах, а наземные снайперы при этом мчались по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться, а вертолёты корректировали сверху цель и движение. Машины, вертолёты, скорострельные винтовки — и опрокинулись жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном... [1, с. 302]
Задание 2. Проанализируйте последствия «побоища» в Моюнкумской саванне. Нашел ли автор ответ на вопрос: «Отчего зло почти всегда побеждает добро?»
И тем более обитателям уникальной Моюнкумской саванны не дано было знать, что в самых обычных для человечества вещах таится источник добра и зла на земле. И вот тут всё зависит от самих людей — на что направят они эти самые обыкновенные для человечества вещи: на добро или худо, на созидание или разор. И уж вовсе неведомы были четвероногим и прочим тварям Моюнкумской саванны те сложности, которые донимали самих людей, пытавшихся познать себя с тех пор, как люди стали мыслящими существами, хотя они так и не разгадали при этом извечной загадки: отчего зло почти всегда побеждает добро... [1, с. 305].
Задание 3. Почему картина «побоища» в Моюнкумской саванне дана через восприятие волчицы Акбары? Чьё лицо и почему явилось ей в этом «апокалипсическом безмолвии»?
А побоище длилось. Врезаясь на машинах в гущу загнанных, уже выбивающихся из сил сайгаков, отстрельщики валили животных направо и налево, еще больше нагнетая панику и отчаяние. Страх достиг таких апокалипсических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце, беззвучно пылающее над головой, тоже гонимо вместе с ними в этой бешеной облаве: что оно тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам... А отстрельщики-автоматчики беззвучно палили с колена, с бортов «уазиков», и беззвучно мчались, взлетая над землей, машины, беззвучно неслись обезумевшие сайгаки и беззвучно валились под прошивающими их пулями, обливаясь кровью... И в этом апокалипсическом безмолвии волчице Акбаре явилось лицо человека [1, с. 318—319].
Задание 4. Проанализируйте мысли Авдия Каллистратова во время поездки в Примоюнкумье в качестве гонца за анашой. Что значило для героя «быть человеком сегодня, завтра, всегда»?
«Теперь я как бы воочию убедился, что земля — это планета, — думал Авдий, стоя у кабины. — А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол! И это и есть планета. А ведь ещё перед каждым человеком стоит неизбывная задача — быть человеком сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история. Куда мы едем сейчас, ради какой жизненно важной надобности люди ищут отравы себе и другим, что их толкает на это и что они находят в том страшном круге отречения от самих себя?» [1, е. 381]
Задание 5. Попробуйте согласиться или опровергнуть мнение Гришана: «Человек всё тот же». Как можно объяснить его иронию по поводу «нового Христа» в жизни современного человека?
— Ради нас самих же! — скривился Гришан. — Не беспокойся, не удивляюсь, чего ради мне удивляться тому, на чем свихнулся еще тот, кого распяли, Спаситель рода человеческого... Раскинул руки в гвоздях на кресте, голову свесил, скорчил мученическую рожу и на тебе — любуйтесь, плачьте и поклоняйтесь до конца света. Недурно, понимаешь ли, придумали себе иные умники занятие на все века — спасать нас от самих же себя' И что же, кто спасен и что спасено в этом мире? Ответь мне! Всё, как было до Голгофы, так оно есть и до сих пор. Человек всё тот же. И в человеке ничто с тех пор не изменилось. А мы всё ждём, что вот придёт кто-то спасать нас, грешных. Тебя вот, Каллистратова, недоставало в этом деле. Но вот и ты явился к нам. Явился не запылился! — скорчил комическую мину Гришан. — Добро пожаловать, новый Христос! [1, с. 402]
Задание 6. Выскажите своё мнение о системе духовных ценностей Авдия. Возможна ли параллель между Каллистратовым и Иисусом Христом?
Ты требуешь полномочий — так вот, мандатов мне никто не выдавал. Правота и сознание долга — вот мои полномочия, а ты волен считаться или не считаться с ними. Но я неукоснительно их выполняю. Вот ты заявил, что вправе сам решать свою судьбу. Звучит прекрасно. Но не бывает изолированных судеб, нет отделяющей судьбу от судьбы грани, кроме рождения и смерти. А между рождением и смертью мы все переплетены, как нити в пряже. Ведь ты, Гришан, и те, кто оказался под твоей властью, сейчас ради своей корысти несете из этих степей вместе с анашой несчастье и беду другим. Соблазном мимолётным вы вовлекаете людей в свой круг — круг отчаяния и падения [1, с. 404].
Задание 7. Сопоставьте мнения героев: Гришана, Авдия, Иисуса Назарянина. Какая проблема поднята в их споре? Насколько она современна?
Оставь! Не заливай! На свете все продается, все покупается, и твой Бог в том числе. Но я, по крайней мере, даю людям покайфовать и испытать то, что вы сулите лишь на словах и вдобавок на том свете. Лишь кайф даёт блаженство, умиротворение, раскованность в пространстве и во времени. Пусть блаженство это мимолётно, пусть призрачно, пусть оно существует лишь в галлюцинациях, но это счастье, и достижимо оно только в трансе. А вы, праведники, лишены даже этого самообмана [1, с. 406].
Ты, Гришан, паразитируешь на том, что люди изверились, а это культивировать куда удобнее. Всё плохо, всё ложь, а раз так — утешься в кайфе. А ты попробуй, если клеймишь всё, что было, дать людям новый взгляд на мир. Вера — это тебе не кайф, вера — продукт страданий многих поколений, над. верой трудиться надо тысячелетиями и ежедневно. А ты на позорном промысле желаешь перевернуть чередование дня и ночи, извечный порядок. И, наконец, начинаешь ты за здравие, а кончить придётся за упокой — ведь вслед за кайфом, так тобою превозносимым, наступает полоса безумия и окончательная деградация души. Что ж ты не договариваешь до конца? Выходит, твой кайф — провокация: ведь придя к Богу мнимому, тут же попадаешь в объятия сатаны. Как с этим быть? [1, с. 406—407]
— Ведь ты не станешь отрицать, наместник римский, что смысл существования человека в самосовершенствовании духа своего, — выше этого нет цели в мире. В этом красота разумного бытия — изо дня в день всё выше восходить по нескончаемым ступеням к сияющему совершенству духа. Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день. А посему — как долго ждать придётся того дня, в который ты не веришь, правитель, зависеть будет от самих людей [1, с. 435].
Задание 8. Что нового внёс автор романа в понимание образа Иисуса Христа? Насколько оправдались его надежды: « ...я в людях вернусь к себе через страдания мои, в людях вернусь к людям?»
Так знай, правитель римский, промысел Божий не в том, что однажды, как гром в ясную погоду, грянет день, когда Сын Человеческий, воскреснув, спустится с небес править суд над народами, а всё наоборот будет, хоть цель и останется та же. Не я, кому осталось жить на расстоянии перехода через город к Лысой горе, приду, воскреснув, а вы, люди, пришествуете жить во Христе, в высокой праведности, вы ко мне придёте в неузнаваемых грядущих поколениях. И это будет моё второе пришествие. Иначе говоря, я в людях вернусь к себе через страдания мои, в людях вернусь к людям. Вот о чём речь'. Я буду вашим будущим, во времени оставшись на тысячелетия позади, в том промысел Всевышнего, в том, чтобы таким способом возвести человека на престол призвания его — призвания к добру и красоте. В том смысл моих проповедей, в том истина, а не в молве ходячей и не в небылицах всяких, опошляющих высокие идеи. Но путь тот будет наитягчайшим средь всех рода людского и бесконечно долгим, и этого ты, наместник римский, справедливо опасаешься. Путь этот начнется с рокового дня, с убиения Сына Божия, и в вечном покаянии да пребудут поколения, всякий раз заново содрогаясь цене той, которую я сегодня заплачу во искупление греховности людей, во их прозрение и пробуждение в них божественных начал. На то и родился я на свет, чтоб послужить людям немеркнущим примером. Чтоб люди уповали на мое имя и шли ко мне через страдания, через борьбу со злом в себе изо дня в день, через отвращение к порокам, к насилию и кровожадности, столь пагубно поражающим души, не заполненные любовью к Богу, а стало быть, к подобным себе, к людям! [1, с. 436]
Задание 9. Сформулируйте проблему, поднятую автором в данном отрывке» Можно ли было её решить не в ущерб природе? Прокомментируйте содержание последнего выражения: «Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву».
Целый год жизни Акбара и Ташчайнар провели в приалдашских камышах. Там родился у них самый большой выводок — пятеро волчат, вот какой был помёт! Волчата уже подрастали, когда зверей опять постигло несчастье — загорелись камыши. В этих местах строились подъездные пути к открытой горнорудной разработке — возникла необходимость выжечь камыши. И на многих сотнях и тысячах гектаров вокруг озера Ал- даш подверглись уничтожению древние камыши. После войны в этих местах были открыты крупные залежи редкого сырья. И вот в свой черёд разворачивался в степи еще один гигантский безымянный почтовый ящик. А что в таком случае камыши, когда гибель самого озера, пусть и уникального, никого не остановит, если речь идёт о дефицитном сырье. Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву [1, с. 489].
Задание 10. Соотнесите картину Моюн- кумского «светопреставления» со «светопреставлением в приалдашских зарослях». Что их объединяет? Определите позицию автора. Объясните, почему горы для волков «теперь единственное место на земле, где они смогут выжить».
И началось светопреставление в приалдашских зарослях. Птицы летали над озером тучами, оглашая степь на много вёрст вокруг пронзительными криками. Всё, что веками жило в камышах, начиная от кабанов и кончая змеями, впало в панику — в камышовых чащобах заметались все твари. Та же судьба 'постигла и волков: огонь обступил их со всех сторон, спастись можно было только вплавь. И, бросив троих волчат в огне, Акбара и Ташчайнар, держа двух других в зубах, попытались спасти их вплавь через залив. Когда наконец волки выбрались на противоположный берег, оказалось, что оба щенка, как ни старались волки держать их повыше, захлебнулись.
И опять Акбаре и Ташчайнару пришлось уходить в новые края. На этот раз их путь лежал в горы. Инстинкт подсказывал волкам, что горы теперь единственное место на земле, где они смогут выжить [1, с. 490].
Задание 11. Определите тему раздумий Бостона. В чём герой видит причину нежелания молодежи работать на земле? Какими последствиями это чревато?
А думалось ему о разном. И больше всего о том, что из года в год добросовестно работать становится всё труднее и что у нынешнего народа, особенно у молодёжи, совсем стыда не стало. Слову теперь никто не верит. И каждый прежде всего свою выгоду ищет. Ведь до войны, когда строили знаменитый Чуйский канал, люди съехались со всех концов страны, работали бесплатно и добровольно. А теперь никто не верит, сказки, мол, рассказываете, мыслимы ли такие дела. В чабаны теперь никого на аркане не затащишь. И все об этом знают, но делают вид, будто это временное затруднение. А скажешь об этом, обвиняют в клевете. Поёшь, дескать, с чужого голоса! И никому не хочется подумать всерьёз, что же дальше- то будет [1, с. 555].
Задание 12. Анализируя проблему «человек й природа» в творчестве Ч. Т. Айтматова, Теймураз Мамаладзе писал: «...вся образно-художественная ткань его произведений, пронизанная блестящими нитями сказово-притчевой символики, призвана оттенить эту самую главную для писателя идею».
Согласны ли вы с мнением критика? Выскажите своё мнение об особенностях стиля романа «Плаха». Как связаны они с идейно-художественным содержанием произведения? Для ответа используйте приведённые выше примеры из текста.
Задание 13. Используя текст художественного произведения, составьте пять заданий для анализа проблемы «человек и природа». Обоснуйте свой выбор.