Конспект образовательной деятельности «Рисование углем».
Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.
Задачи:
Обучающие задачи:
Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;
Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисунка с помощью трафаретов;
Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.
Развивающие задачи:
Развивать элементарные навыки работы с углем;
Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;
Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях чувство прекрасного через изобразительное искусство;
Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
Воспитывать аккуратность при работе с углем.
Методические приёмы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.
Демонстрационный материал: Картинка с изображением Художника, Презентация по теме, смайлики грустные и веселые.
Раздаточный материал: Листы плотной бумаги формат А4, уголь, простые карандаши, салфетки бумажные, влажные салфетки, трафареты, листы бумаги 10*10 для пробного рисования углем.
Ход занятия.
Воспитатель:
Пока я добиралась до детского сада, встретила почтальона, он передал мне посылку от Художника. И предлагает нам стать его друзьями и коллегами.
А чем же занимается Художник? (рисует)
Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской нашего художника? (Да) Тогда закрывайте глазки:
Раз, два, три, четыре, пять
Мастерская встречай наших ребят.
Слайд 1. Художественная мастерская
Воспитатель: открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской. Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки, и написанные картины.
У Художника есть вот такой красивый сундучок, в ней лежат нужные для его работы предметы. Но он просит не открывать, а попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…
Нарисую портрет мамы
Натюрморт или пейзаж
Деревянный тонкий длинный
Я волшебник ….(карандаш)
Дам подсказку - краска я ,
Скажу без скромности друзья
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)
Нанесу узор я нежный
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всем знакома ... (акварель)
Напишу я объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Потому что я ... (фломастер)
Воспитатель: Ребята, для чего нужны эти предметы? (они нужны для того, чтобы рисовать).
Воспитатель: Ребята, а в сундучке остался еще один предмет. А загадок больше нет. Давайте посмотрим, что же это?
Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям.
Воспитатель: Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.
Слайд 2. Обжиг веток
Его изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи.
Воспитатель: Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки и наброски
Слайд 3. Шишкина Ивана Ивановича «Заросший пруд»
А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича. Картина выполнена углем и мелом.
Слайд 4. Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»
Вот еще один пейзаж Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»
Слайд 6. Рисунки детей.
А это рисунки ребят, с которыми я работаю. Им очень нравится рисовать углем.
Воспитатель: Вы хотите научиться рисовать углем?
Что бы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую гимнастику:
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали,
Пусть немного отдохнуть
Снова рисовать начнут.
(сжимание и разжимание пальцев, стряхивание кистей).
Пальчики разогрели, можно приступать к работе. Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным, чтоб не испачкать свою работу. У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе. На нем нарисована геометрическая фигура карандашом. Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем. Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет еле заметна. Получился квадрат. Чтобы его закрасить нужно взять салфетку, смять ее и растушевать или по-другому растирать получившиеся линии. Вам понятна техника рисования углем? (Да)
Воспитатель: ну а теперь подвиньте к себе лист бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину, мы создадим сюжет с помощью обрисов.
Ход работы:
Рисуем обрисы простым карандашом;
Обводим углем карандашные линии;
Растушевываем;
Дорисовываем мелкие детали
Дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в овладении детьми новым материалом – углём.
Воспитатель: Сейчас мы завершим ваши работы и поместим их в рамочки (приклеивание рамок ранее приготовленных).
Возьмите свои работы в руки, покажите друг другу. Вам понравилось заниматься в художественной мастерской? Нам пора возвращаться в детский сад.
Закрывайте глазки: Раз, два, три в садик деток всех верни.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были? (в художественной мастерской)
Кто нас туда позвал? (художник)
А чем мы там занимались? (рисовали углем)
Вам понравилось, было трудно или легко?
У вас на столах смайлики грустные и веселые. Покажите какое у вас настроение от проделанной работы. (дети показывают смайлики)
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами заниматься. Хотите узнать мое настроение? Конечно же, Веселый смайлик.
Вы можете забрать ваши картины, отнести их домой и смайлики. Это вам мой подарок.