СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: использование различных методов и форм контроля для оценки качества знаний учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся.»

Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся ©ГБОУ СОШ №463 Рождественская В.В. Учитель английского языка

Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

©ГБОУ СОШ №463

Рождественская В.В.

Учитель английского языка

Оглавление Функции оценки Матричный контроль Викторина-зачет «Шайба» зачет-игра Коробка упражнений Рейтинговая система контроля

Оглавление

  • Функции оценки
  • Матричный контроль
  • Викторина-зачет
  • «Шайба» зачет-игра
  • Коробка упражнений
  • Рейтинговая система контроля
Функции оценки Функции оценки в учебном процессе: •   оценка качества знаний; •   стимул учебной деятельности учащихся; •   оценка качества организации учебного процесса в школе или вузе; •   оценка качества работы преподавателя. Чтобы оценка могла выполнять все эти функции, она должна удовлетворять следующим требованиям: •   быть объективной (т.е. оценка не должна зависеть от того, кто ее выставляет); •   быть точной (т.е. оценка должна соответствовать подлинному качеству знаний обучаемого); •   быть понятной ученику.

Функции оценки

Функции оценки в учебном процессе:

•  оценка качества знаний;

•  стимул учебной деятельности учащихся;

•  оценка качества организации учебного процесса в школе или вузе;

•  оценка качества работы преподавателя.

Чтобы оценка могла выполнять все эти функции, она должна удовлетворять следующим требованиям:

•  быть объективной (т.е. оценка не должна зависеть от того, кто ее выставляет);

•  быть точной (т.е. оценка должна соответствовать подлинному качеству знаний обучаемого);

•  быть понятной ученику.

Матричный контроль Матричный контроль - первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответы осуществляется произвольно. За каждый правильный ответ или 2-3 ответа учащиеся набирают 1 балл; пустое место в контрольной матрице означает неправильный ответ и оценивается нулем. Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс.

Матричный контроль

  • Матричный контроль - первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответы осуществляется произвольно.
  • За каждый правильный ответ или 2-3 ответа учащиеся набирают 1 балл; пустое место в контрольной матрице означает неправильный ответ и оценивается нулем.
  • Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс.
Достоинства  Экономия времени при проверке ответов учащихся  Безошибочность оценки знаний даже в случае усталости преподавателя Недостатки Большие затраты времени на подготовку матриц и карточек Большие материальные издержки (расход бумаги и краски на тиражирование карточек)
  • Достоинства Экономия времени при проверке ответов учащихся Безошибочность оценки знаний даже в случае усталости преподавателя
  • Недостатки
  • Большие затраты времени на подготовку матриц и карточек
  • Большие материальные издержки (расход бумаги и краски на тиражирование карточек)
Викторина-зачет Эта форма контроля может быть только текущей: по разделу курса, по теме. Классу предварительно предлагаются следующие условия игры (критерии оценок): •  за каждый полный ответ - 2 фишки; •  за хорошее дополнение к ответу - 1 фишка. В общий список выносится 25 вопросов, т.е. ответ должен быть сформулирован и дан за 45-75 секунд. Теоретически возможное число фишек, таким образом, составляет 50. Ученик, набравший 5 фишек и более, получает зачет по теме или пятерку в журнал, набравший 4 фишки - четверку, 2 фишки - тройку (при условии, что он на нее согласен). Остальные учащиеся остаются неаттестованными и знания по этой теме у них будут выявлены в конце четверти или семестра.

Викторина-зачет

  • Эта форма контроля может быть только текущей: по разделу курса, по теме.
  • Классу предварительно предлагаются следующие условия игры (критерии оценок):
  • •  за каждый полный ответ - 2 фишки;
  • •  за хорошее дополнение к ответу - 1 фишка.
  • В общий список выносится 25 вопросов, т.е. ответ должен быть сформулирован и дан за 45-75 секунд. Теоретически возможное число фишек, таким образом, составляет 50.
  • Ученик, набравший 5 фишек и более, получает зачет по теме или пятерку в журнал, набравший 4 фишки - четверку, 2 фишки - тройку (при условии, что он на нее согласен). Остальные учащиеся остаются неаттестованными и знания по этой теме у них будут выявлены в конце четверти или семестра.

«Шайба» зачет-игра

  • Группа или класс делятся на две команды «хоккеистов» с одинаковым числом игроков. Выбираются капитаны команд, организующие интеллектуальную деятельность учащихся. Роль арбитра и комментатора берет на себя учитель.
  • Игра начинается с вбрасывания «шайб» (разноцветных кружков) арбитром для первой команды и оглашения вопросов (написанных на кружках).
  • Первыми включаются в игру «нападающие», им предлагается отразить шайбу, т. е. дать ответ на поставленный вопрос в течение одной минуты. В случае затруднения на помощь приходят «защитники». Время «мозговой атаки» продляется еще на полминуты, по истечении которых в игру включается вратарь. Общее время, отведенное на обдумывание вопроса и ответа, - не более 2 минут.
  • Арбитру-учителю следует строго регламентировать время мозговой атаки. Если с задачей справляются только нападающие, команда получает льготное время, которое может использовать для ответа на другой вопрос. В случае нарушения правил команда получает «штрафное время». Оно компенсируется удалением с поля вратаря или сокращением времени мозговой атаки.
Коробка упражнений Смысл создания Exercise Box (ЕВ) заключается в том, что учащиеся самостоятельно создают контрольные и тренировочные материалы (КТМ). Это повышает мотивацию и дает детям ощущение востребованности, так как создание КТМ можно рассматривать и как игровой элемент. EB могут быть: Индивидуальные Групповые Парные Создание КТМ возможно: На уроке В качестве домашнего задания

Коробка упражнений

  • Смысл создания Exercise Box (ЕВ) заключается в том, что учащиеся самостоятельно создают контрольные и тренировочные материалы (КТМ). Это повышает мотивацию и дает детям ощущение востребованности, так как создание КТМ можно рассматривать и как игровой элемент.
  • EB могут быть:
  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Парные
  • Создание КТМ возможно:
  • На уроке
  • В качестве домашнего задания

Рейтинговая система контроля

  • Рейтинговая система эффективна в следующем:
  • Во-первых, она учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную работу;
  • во-вторых, более объективно и точно оценивает знания учащегося за счет использования дробной 100-балльной шкалы оценок;
  • в-третьих, создает основу для дифференциации учащихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
  • в-четвертых, позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым учащимся графика самостоятельной работы.
  • В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и оценку ее усвоения.
  • •  рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу ученика и его результаты на экзамене (зачете);
  • •  совокупный четвертной (триместровый) рейтинг, отражающий успеваемость ученика по всем предметам, изучаемым в данной четверти (триместре);
  • •  заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
  • •  интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость ученика в целом в течение какого-то периода обучения.