Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы организации уроков как средство формирования познавательной активности школьников»
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я пойму.
(Древняя китайская мудрость)
Нестандартный урок- это
« импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру»
Цель нетрадиционных уроков:
отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона
педагогики – закона об активности обучения.
Нетрадиционные формы обучения предполагают:
• использование коллективных форм работы;
• привитие интереса к предмету;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
• более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
• становление новых отношений между учителем и учениками.
Признаки нетрадиционного урока
- Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
- Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
- Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
- Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.
- Выполняются творческие задания.
- Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
- Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
- Планируется урок заранее.
Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса.
Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти.
Уроки в форме соревнования и игр
урок-турнир
урок-эстафета
Урок-конкурс
Урок-игра
урок-викторина
деловая игра
ролевая игра
Уроки - публичные формы общения
Уроки, опирающиеся на фантазию
урок-сказка
урок-сюрприз
урок-подарок
урок-путешествие
Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций
Урок - следствие
Урок - цирк
Урок - суд
Дебаты в парламенте
Ученый совет
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые.
- Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе.
- Слишком частое обращение к подобным формам урока нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным.