Нетрадиционные приёмы (упражнения)
формирования фонетических знаний
младших школьников на уроках русского языка.
Выполнила: Каримова Ленара Рефатовна,
учитель начальных классов МБОУ «Молочненская средняя школа имени Героя Советского Союза Г.С.Титова»
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и практически у всех детей с нарушениями речи.
Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти. В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте. Недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полной скомпенсированности дефектов произношения может привести к трудностям в овладении навыками письма и чтения.
Таким образом, вовремя сформированное фонематическое восприятие предупредит возможное появление вторичных речевых дефектов (это фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие и общее недоразвитие речи), снижая при этом вероятность возникновения дислексии и дисграфии.
В последние годы наблюдается увеличение количества поступивших в школу первоклассников с несформированным или недостаточно сформированным фонематическим восприятием, всё большее количество младших школьников нуждаются в логопедической помощи, что не всегда возможно.
Изучение фонетики в начальных классах обусловлено, во-первых, необходимостью фонетических знаний и умений для становления у школьников всех видов речевой деятельности; во-вторых, важностью этих знаний и умений для усвоения произносительных норм, что обеспечивает эффективное осуществление коммуникативной деятельности; в-третьих, фундаментальной ролью фонетических умений в освоении орфографии и грамматики русского языка.
Недооценивать значение фонетики на начальном этапе обучения русскому языку — одна из существенных причин графических и орфографических ошибок в письменных работах младших школьников. Если ребенок может установить последовательность звуков в слове, ориентируется в "звуках-соседях", различает ударные (безударные) гласные, твердые (мягкие) и глухие (звонкие) согласные звуки, то это свидетельствует о прочном фонетическом фундаменте, от которого будет зависеть его грамотность.
Однако, как показывают наблюдения, младшие школьники не всегда в должной мере овладевают знаниями по данному разделу русского языка. Качество усвоения учебного материала по фонетике во многом зависит от выбранных приемов обучения. Под приемами обучения русскому языку понимаются составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода. В процессе изучения фонетики в начальной школе используются традиционные и нетрадиционные приёмы. Традиционными считаются приёмы, которые в течение многих лет применяются в процессе обучения русскому языку, методика работы с ними широко известна. Они направлены на освоение одного раздела русскогоязыка – фонетики. Характер работы с ними – преимущественнорепродуктивный. Степень сложности приблизительно одинакова в течение всех лет обучения. Самый распространённый традиционный приём – звуко-буквенный анализ слов. Нетрадиционные приёмы – это приёмы, используемые в обучении фонетике сравнительно недавно (последние два десятилетия), направленные на освоение и развитие знаний по нескольким разделам русского языка одновременно, всегда содержат поисковую ситуацию, имеют характер постепенного усложнения задействованных мыслительных операций. Нетрадиционные приёмы обучения фонетике классифицируются по трем направлениям. В приёмах первого направленияучащиеся осуществляют поисковую операцию в рамках одного разделарусского языка, в данном случае, фонетики.
Нетрадиционные приёмы обучения фонетике классифицируются по трем направлениям. В приёмах первого направления учащиеся осуществляют поисковую операцию в рамках одного раздела русского языка, в данном случае, фонетики. Варианты заданий по фонетике:
Приём 1
Задание. Посмотрите на рассыпанные буквы. Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки по убыванию в них количества звуков.
а) к в а е т с к н к а
Она к нам весело пришла –
Зима ручьями истекла.
б) с п у е г р с у о х б
Встал в пургу он на пути –
Ни проехать, ни пройти.
Правильный ответ: сугроб, весна.
При выполнении данного упражнения у младших школьников не только формируются фонетические знания, но и совершенствуются аналитико-синтетические умения, развиваются внимание, память, устная речь.
Приём 2
Задание. Прочитайте предложения. Запишите их, ориентируясь на количество гласных, обозначающих два звука. В первом предложении один, во втором их три, в третьем – два. Подчеркните слова, в которых имеется гласный, обозначающий два звука [2].
Вскоре из круглого зеленого бутона развернулся яркий, красивый жёлтеющий цветок.
Листья выросли на нем большие, круглые.
Ранней весной Демьян посадил на грядке четыре семечка подсолнечника и только одно пошло в рост.
Правильный ответ: Ранней весной Демьян посадил на грядке четыре семечка подсолнечника и только одно пошло в рост.
Листья выросли на нем большие, круглые.
Вскоре из круглого зеленого бутона развернулся яркий, красивый жёлтеющий цветок.
Выполняя данное упражнение, наряду с определением количества гласных, обозначающих два звука в словах, школьники совершенствуют свои умения в осуществлении операций анализа и синтеза. Данные умения являются важной составляющей процесса обучения в целом, так как, овладевая этим умением в совершенстве, у учащихся улучшается процесс усвоения новых знаний не только по русскому языку, но и по другим учебным дисциплинам.
Приём 3
Прочитайте. Найдите и выпишите слова, в каждом из которых имеется по 2 глухих непарных звука.
Циркуль, шарф, щавель, хищный, курица, чистый, чаща, холм, цирк, чехол, чечётка.
Правильный ответ: хищный, чаща, чехол, чечётка.
Выполнение упражнения начинается с анализа слов, представленных в задании. Дальнейшая аналитическая работа продолжается в нахождении в каждом слове указанных данных, а именно, двух глухих непарных звуков. Результатом выполнения данного упражнения является нахождение указанных слов и совершенствование умения в проведении аналитико-синтетических операций.
Приём 4
Задание. Прочитайте предложения. Рассмотрите схему. Сформулируйте задание и выполните его. Выпишите слова, в которых все согласные имеют одинаковую характеристику по глухости-звонкости и подчеркните во всех словах буквы, обозначающие мягкость предыдущего согласного.
Днём с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки.
Пришла долгожданная весна.
Причина ------ Следствие
Правильный ответ: Пришла долгожданная весна. Днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки.
Крыш – капели.
Основная мыслительная операция при выполнении такого рода упражнений сводится к установлению причинно-следственных связей между двумя предложениями. Формирование, собственно, фонетических знаний, осуществляется в процессе выполнения операций анализа и синтеза.
В заданиях второго направления поисковая деятельность осуществляется в рамках двух разделов русского языка: фонетики и морфемики. Задания по морфемике и фонетике направлены на взаимосвязанное углубление знаний по структурному и звукобуквенному анализу слова. Эти два вида анализа в значительной мере сочетаются друг с другом и обеспечивают совершенствование как фонетических, так и знаний по морфемике.
Приём 5
Задание. Прочитайте слова. Выделите в этих словах корень и приставку. Выпишите слова, в корне которых больше звуков, чем в приставке [3].
Пролетел, отдал, напечатал, дочитал, съел, прибежал, передумал, нарисовал.
Правильный ответ: на¬печат∩ал, до¬чит∩ал, на¬рис∩овал.
Выполнение данного упражнения требует от учащегося максимальной сосредоточенности и распределения внимания. Наряду с ними активно работает оперативная память и устная речь. Интеллект, морфемика и фонетика совершенствуются во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Приём 6
Задание. Прочитайте слова. Выпишите те из них, в корне которых все согласные непарные. Объясните, в чем их отличие.
Зимний, женская, шерстяной, лень, денёк, вечереет.
Правильный ответ: женская, лень.
Отличие: в корне «жен» слова женская все согласные непарные. Звук [ж] — непарный по твердости — мягкости, а звук [н] — непарный по глухости-звонкости, лень – звук [л] – согласный, звонкий, непарный и звук [н] – согласный, звонкий, непарный.
Созданная в упражнении ситуация поиска указанной учителем морфемы – это своего рода загадка. В отгадке два слова, которые найдены в процессе напряженной работы мысли и речи. А отгадывать загадки – одно из любимых увлечений детей.
Приём 7
Задание. Прочитайте слова. Выпишите слово, в приставке которого первый звук имеет такую характеристику: согласный, глухой, парный, твердый, парный. Выделите морфему.
Заполнить, въехать, запить, вспомнить.
Правильный ответ: Вс¬помнить.
При выполнении этого упражнения учащиеся должны выявить всего одно слово, но при этом им необходимо проанализировать морфемный состав всех слов и установить звуко-буквенный состав всех приставок. Аналитическая деятельность усиливает языковой аспект учебных действий школьников. В результате выигрывает и интеллект, и лингвистика.
При выполнении приемов третьего направления, у учащихся параллельно совершенствуются знания и умения по трем разделам русского языка: фонетике, морфемике и морфологии. Данный подход позволяет экономно расходовать драгоценное время урока и усилить обучающее-развивающий аспект выполняемых детьми упражнений.
Приём 8
Задание. Прочитайте предложения. Найдите в них глаголы. Первым запишите предложение, в котором окончание глагола имеет три звука.
Эти животные живут небольшими стадами. За окном уже вечереет.
Правильный ответ: За окном уже вечереет. Эти животные живут небольшими стадами. В окончании глагола вечереет буква е обозначает два звука, так как стоит после гласной.
Приём 9
Задание. Прочитайте предложения. Выпишите предложение, в котором существительные в корне и суффиксе имеют одинаковое количество звуков.
Дети всегда рады помочь родителям. Дедушка и бабушка любят делать подарки своим внукам. Брат и сестра помогли друзьям достать котенка с крыши дома.
Правильный ответ: Дедушка и бабушка любят делать подарки своим внукам. В именах существительных бабушка и дедушка корень и суффикс имеют по 3 звука.
Приём 10
Задание. Прочитайте слова. Выпишите глаголы, в корне которых все согласные звонкие. Выделите эти звуки.
Берёза, писать, верил, лимон, горевать, умный, направлять, дарил, звонил, мечта.
Правильный ответ: Верил, горевать, дарил, звонил.
Приём 11
Задание. Прочитайте предложения. Найдите и выпишите 3 глагола единственного числа и 1 глагол множественного числа, в окончании которых количество букв не соответствует количеству звуков.
В весеннем лесу ветер свободно гуляет. Он подхватывает пыльцу. Пыльца летит по всему лесу. Солнце освещает яркие и пушистые цветы. Лес пахнет мёдом. Гудят пчёлы и шмели. Прилетают первые бабочки. Как всё нарядно!
Правильный ответ: Гуляет, подхватывает, освещает, прилетают.
Опыт показывает, что нетрадиционные приемы, направленные на формирование фонетических знаний младших школьников на уроках русского языка, очень разнообразны по содержанию и по способу выполнения. Их применение значительно повышает интерес детей к данной дисциплине, усиливает ее развивающую направленность, помогает улучшить знания школьников по разным разделам лингвистики. Работая с такого рода приемами, дети убеждаются, что русский язык – это особый, очень увлекательный, неповторимый мир, где всегда есть место поиску, размышлениям и бесконечному познанию.
Приём 12. Задание: Посмотрите на рассыпанные буквы. Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки по убыванию в них количества звуков.
а) к в а е т с к н к а (Она к нам весело пришла – Зима ручьями истекла.)
б) с п у е г р с у о х б (Встал в пургу он на пути – Ни проехать, ни пройти.) Правильный ответ: сугроб, весна.
При выполнении данного упражнения у младших школьников не только формируются фонетические знания, но и совершенствуются аналитико-синтетические умения, развиваются внимание, память, устная речь.
Приём 13. Задание: Прочитайте предложения. Запишите их, ориентируясь на количество гласных, обозначающих два звука. В первом предложении один, во втором их три, в третьем – два. Подчеркните слова, в которых имеется гласный, обозначающий два звука. Вскоре из круглого зеленого бутона развернулся яркий, красивый жёлтеющий цветок. Листья выросли на нем большие, круглые. Ранней весной Демьян посадил на грядке четыре семечка подсолнечника и только одно пошло в рост.
Правильный ответ: Ранней весной Демьян посадил на грядке четыре семечка подсолнечника и только одно пошло в рост. Листья выросли на нем большие, круглые. Вскоре из круглого зеленого бутона развернулся яркий, красивый жёлтеющий цветок.
Выполняя данное упражнение, наряду с определением количества гласных, обозначающих два звука в словах, школьники совершенствуют свои умения в осуществлении операций анализа и синтеза. Данные умения являются важной составляющей процесса обучения в целом, так как, овладевая этим умением в совершенстве, у учащихся улучшается процесс усвоения новых знаний не только по русскому языку, но и по другим учебным дисциплинам. Приём 14. Прочитайте: Найдите и выпишите слова, в каждом из которых имеется по 2 глухих непарных звука. Циркуль, шарф, щавель, хищный, курица, чистый, чаща, холм, цирк, чехол, чечётка.
Правильный ответ: хищный, чаща, чехол, чечётка.
Выполнение упражнения начинается с анализа слов, представленных в задании. Дальнейшая аналитическая работа продолжается в нахождении в каждом слове указанных данных, а именно, двух глухих непарных звуков. Результатом выполнения данного упражнения является нахождение указанных слов и совершенствование умения в проведении аналитико-синтетических операций.
Приём 15. Задание: Прочитайте слова. Выделите в этих словах корень и приставку. Выпишите слова, в корне которых больше звуков, чем в приставке. (Пролетел, отдал, напечатал, дочитал, съел, прибежал, передумал, нарисовал.)
Правильный ответ: на¬печат∩ал, до¬чит∩ал, на¬рис∩овал.
Выполнение данного упражнения требует от учащегося максимальной сосредоточенности и распределения внимания. Наряду с ними активно работает оперативная память и устная речь. Интеллект, морфемика и фонетика совершенствуются во взаимосвязи.
Приём 16. Задание: Прочитайте слова. Выпишите те из них, в корне которых все согласные непарные. Объясните, в чем их отличие. (Зимний, женская, шерстяной, лень, денёк, вечереет.)
Правильный ответ: женская, лень. Отличие: в корне «жен» слова женская все согласные непарные. Звук [ж] — непарный по твердости — мягкости, а звук [н] — непарный по глухости-звонкости, лень – звук [л] – согласный, звонкий, непарный и звук [н] – согласный, звонкий, непарный. Созданная в упражнении ситуация поиска указанной учителем морфемы – это своего рода загадка. В отгадке два слова, которые найдены в процессе напряженной работы мысли и речи. А отгадывать загадки – одно из любимых увлечений детей.
Приём 17. Задание: Прочитайте слова. Выпишите слово, в приставке которого первый звук имеет такую характеристику: согласный, глухой, парный, твердый, парный. Выделите морфему. (Заполнить, въехать, запить, вспомнить.)
Правильный ответ: Вс¬помнить.
При выполнении этого упражнения учащиеся должны выявить всего одно слово, но при этом им необходимо проанализировать морфемный состав всех слов и установить звуко-буквенный состав всех приставок. Аналитическая деятельность усиливает языковой аспект учебных действий школьников. В результате выигрывает и интеллект, и лингвистика. При выполнении приемов третьего направления, у учащихся параллельно совершенствуются знания и умения по трем разделам русского языка: фонетике, морфемике и морфологии. Данный подход позволяет экономно расходовать драгоценное время урока и усилить обучающее-развивающий аспект выполняемых детьми упражнений.
Приём 18. Задание: Прочитайте предложения. Выпишите предложение, в котором существительные в корне и суффиксе имеют одинаковое количество звуков. (Дети всегда рады помочь родителям. Дедушка и бабушка любят делать подарки своим внукам. Брат и сестра помогли друзьям достать котенка с крыши дома.)
Правильный ответ: Дедушка и бабушка любят делать подарки своим внукам. В именах существительных бабушка и дедушка корень и суффикс имеют по 3 звука.
Приём 19. Задание: Прочитайте слова. Выпишите глаголы, в корне которых все согласные звонкие. Выделите эти звуки. (Берёза, писать, верил, лимон, горевать, умный, направлять, дарил, звонил, мечта.)
Правильный ответ: Верил, горевать, дарил, звонил.
ИГРЫ.
1. ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
1.Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Учитель: Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А
2.Игра « Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Учитель: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э].
А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А
3. Игра «Стучалочка».
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу
Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения гласных
звуков.
Ход игры: Дети и Учитель садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:
А Э У
АА ЭЭ УУ
ААА ЭЭЭ УУУ
4.Игра «Тихо - громко»
Мы катались по горам
Пели тут и пели там
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Ход игры: Пропевание заданного звука по демонстрации Учителя. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.
5. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.
6.Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку
Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.
Например: весна-автобус-слон-нос-сова…
7. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Учитель бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].
Пример:
-Как тебя зовут?
-Ира.
-А фамилия?
-Иванова.
-Откуда ты приехала?
-Из Иркутска
-Что там растёт?
-Инжир.
8. Игра с перебрасыванием мяча « Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Учитель, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
1.«РЫБАЛКА».
Цель. Развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор. Количество играющих: один и более человек.
2.«ТЕЛЕВИЗОР».
Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.
Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал слово - экран телевизора открывается.
Например: месяц - спрятанное слово
Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.
Количество играющих: один и больше человек.
3.«РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ».
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать
фонематический слух.
ХОД ИГРЫ. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями. Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
4.«ЦЕПОЧКА СЛОВ»
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.
5.«СОБЕРИ ЦВЕТОК»
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.
Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
6.«НЕЗНАЙКА С КАРМАШКОМ»
Цель: развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии .
Ход игры.1 вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)
2 вариант. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме. Количество играющих: один и более человек.
7. «НАЙДИ ОШИБКУ»
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).
8.«СОБЕРИ БУКЕТ»
Цель: развивать фонематический слух, упражнять и дифференциации звуков [Р] -[Л], упражнять детей в различии основных и оттеночных цветов.
Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [Л], а в какую со звуком [Р], голубая - [Л], розовая - [Р]. Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться. Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс поделенный на две команды).
9. «РЕЧЕВОЕ ЛОТО»
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с данным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.
Ход игры. Детям раздают карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «у кого есть это слово?». Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок. Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).
10. «РЕЧЕВОЕ ЛОТО».
Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН. Развитие скорости чтения.
Ход игры.1 вариант. Детям раздают карты, на каждой из них написано шесть слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (у кого слово?)» Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
2 вариант. Детям раздают карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов. Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группам).
11. «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ».
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры: 1 вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например: удочка - уточка мишка-мышка коза - коса
мак-рак трава – дрова кит-кот
кадушка – катушка усы-уши дом-дым
2 вариант. Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики читают хором слог (букву, слово) затем ведущий крутит стрелку дальше – дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка. Количество играющих: 1-2 человека и более.
12. « НАЙДИ СЛОВА В СЛОВЕ».
Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов.
Понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.
Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезанной азбуке и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».
Количество играющих:1-3 человека и более.
13. « МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА»
Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.
Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-«) и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица). Количество играющих - 1-2 человека и более.
14. «ДОПИШИ СЛОВЕЧКО».
Цель: Автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.
Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.
Например: Воробей взлетел повыше.
Видно все с высокой _____(крыши).
Количество играющих 1-2 человека и более
3. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФОНЕМ)
Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в неусвоении букв,в заменах фонетически близких звуков при чтении. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Особенности использования тех или иных анализаторов определяются характером нарушения дифференцировок. Использование кинестезии при дифференциации звуков довольно часто требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи. Умение различать положение губ отрабатывается первоначально на звуках [И] - [У], поскольку различие в положении губ при произнесении этих звуков значительно.
Упражнения могут быть следующими:
Произнести звук [И] перед зеркалом и сказать, в каком положении при этом находятся губы. При затруднениях в ответе логопед может задать дополнительный вопрос: "Скажи, при произнесении звука [И] губы растянуты в улыбке или вытянуты вперед?"
Произнести звук [У] перед зеркалом. Ответить, в каком положении при этом находятся губы.
Произнести звуки [И][У] слитно. Определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.
После самостоятельного произнесения звука [И] определить, в каком положении находились губы (не глядя в зеркало).
Произнести звук [У], определить положение губ при его произнесении (не глядя в зеркало).
Произнести последовательно звуки [И] - [У] и ответить, при произнесении какого звука губы растянуты.
Произнести звуки [И] - [У] и определить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед.
Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда.
Определить первый и последний звук по беззвучной артикуляции рядов [И][У], [У][И].
Аналогичным образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков [И]-[А], [У]-[0], согласных [М] (губы сомкнуты) и [Л] (губы раскрыты) и др..
Дифференциация звуков Си Ш в слогах
Дифференциация этих звуков в слогах также проводится в плане слухового и произносительного сопоставления.
Упражнения для произносительной дифференциации:
1. Повторение слогов со звуками С и Ш, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными. (СУ-ШУ, ШУ-СУ, СУ-ША, ШУ-СА, СА-ШИ, ША-СЫ. САШ-ШАС, СОШ-ШОС, СУШ-ШУС, ШОС-СУШ, ШИС-СОШ и т.д.)
2. Чтение слогов, запись слогов под диктовку.
Для слуховой дифференциации рекомендуются следующие упражнения:
СА, ША, СО, ШУ, ШИ, СЫ, ШИ, ШЕ.
Придумать слоги со звуками [С] и [Ш].
Преобразовать слоги, заменяя звук [С] звуком [Ш] и наоборот. СА - ША, ШО - СО. УШ - УС и т..д..
Диктанты слогов со звуками [С] и [Ш].
Дифференциация звуков [С] и [III] в словах
Дифференциация звуков в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение последовательности, количества и места звука в слове.
Рекомендуются следующие задания:
1. Определить, какой звук - [С] или [Ш] - в слове. Учитель называет слова, в которых звуки [С] и [Ш] находи в начале, затем - в середине слова и, наконец, в конце слова. Например: слон, сумка, шар, шуба, скатерть, крыса, колбаса, лошадь, насос, пылесос, карандаш, малыш.
Определить место звуков [С] и [Ш] в словах (начала, середина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове ([С] или [Ш]), затем определяется его место в нем. Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, санки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, крыша.
Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в начале слова.
Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в середине слова.
Подобрать слова со звуком [С] или [Ш]в конце слова.
Разложить картинки со звуками [С] и [Ш] под сооветствующими буквами.
Записать слова в два столбика: в первый – слова со звуком [С], во второй - со звуком [Ш].
Работа со словами - квазиомонимами. Предлагается определить значение слов крыша, крыса, а затем сравнить звучание этих слов и сказать, в чем их различие.
Игра "Часы". Детям предлагаются "часы" (с циферблатом) двух цветов, например, зеленого и синего. Логопед называет слова. Дети определяют, какой звук в слове, выбирая часы определенного цвета (зеленые для звука [С], синие - для звука [Ш]). Далее дети определяют место данного звука в слове (первый, второй, третий т.д.) и ставят стрелку на определенную цифру.
Графический диктант. Учитель называет слово со звуком [С] или [Ш]. Дети записывают соответствующую букву (С или Ш), а также цифру, указывающую
какой по счету этот звук в слове. Например: косынка С3 -вешалка - ШЗ, карандаш - Ш8, колбаса - С6, ромашка Ш5, камыш - Ш5, посуда - СЗ и т.д.
Составить графические схемы слов. Отметить на схеме синим цветом кружок, соответствующий звуку [Ш], зеленым - кружок, соответствующий звуку [С]. Примерные слова: сыр, шар, каша, косы, стол, штора, каска, каштан, костюм, крыса, крыша, кошка, ромашка, капуста.
Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на слова со звуками [С] и [Ш]. Игра может проводиться в двух вариантах:
а) Детям раздаются карточки и буквы С и Ш. Учитель называет слово. Дети должны найти на карточке соответствующую картинку, определить, какой звук слышится в названном слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.
б) Детям раздаются карточки лото и бумажные полоски, разделенные каждая на три части. На двух полосках буквы С и Ш написаны соответственно в первой части полосок, на двух других - в средней, на остальных - в конце. Учитель называет слово, ученики определяют, какой звук в слове ([С] или [Ш]), его место в нем (начало, середина, конец) и закрывают картинку соответствующей полоской.
Вставить пропущенные в словах буквы С и Ш.
Диктанты слов со звуками [С] и [Ш].
Составление слов со звуками [С] и [Ш] из букв разрезной азбуки.
Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука [С] или [Ш].
В небо дыра, в землю дыра,
А посредине - огонь да вода. (Самовар)
Новая посуда, а вся в дырах. (Дуршлаг)
Стоит Антошка на четырех ножках. На Антошке - суп да ложки. (Стол)
Живу во дворе, пою на заре,
На голове гребешок, я - горластый ... (Петушок)
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кош (Мыши)
На лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Трещит, а не кузнечик; летит, а не птица, везёт, а не лошадь. (Самолет)
Сижу верхом - не знаю на ком,
Знакомца встречу - соскочу, привечу. (Шапка)
Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака)
г. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложениях.
Рекомендуются следующие упражнения:
1. По сюжетной картинке придумать предложение в котором есть слова со звуком [С] или [Ш]. Назвать в предложении слова со звуками [С] и [Ш]; определить, какой это звук и его место в слове.
2. Повторить предложения со словами, включающими звуки [С] и [Ш]. Назвать слова со звуками [С] и [Ш].
В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные груши. У лисы пушистый хвост. У Наташи длинные косы. Света надела красную шаль. В лесу растут душистые ландыши. Пастух пригнал большое стадо. Бабушка подарила Саше солдатика. Дедушка принес большого сома.
Придумать предложения по предметным картинкам на слова со звуками [С] и [Ш]. Примерные картинки: куст, катушка, совок, сад, мишка, машина. В начале предлагается определить, какой звук - [С] или [Ш] - в названии картинок.
Дополнить предложение словом. Предлагаются предложения, которые можно дополнить словами - квазиомонимами. Определить, какой звук в слове.
Мама сварила вкусную ... (кашу). Деньги платят в (кассу).
Даша катает ... (мишку). Муку насыпали в ... (миску)
В сарае протекает (крыша). В подвале завелась (крыса)
Малыш ест вкусную ... (кашку). Солдат надел на голову ... (каску).
Можно использовать картинки на слова - квазиомонимы. Картинки предлагаются парами.
Придумать предложения на слова - квазиомонимы. Определить, в каких словах есть звук [С] или [Ш], назвать место данного звука (перед каким звуком, после какого звука слышится данный звук в слове).
Вставить пропущенные буквы С и Ш.
В шкафу ви.ит ко.тюм. Под ногами .ур.ат .ухие ли.тъя. В .аду по.пели яблоки и гру.и. На поле выро.ли маки. Гало.и .тоят в углу. По.уда .тоит в шкафу. Мы купили .ыр, .ливки и ма.ло.
Выборочный диктант. Выбрать из предложений и записать слова со звуками [С] и [Ш] в два столбика.
Солнышко светит ярко. На ветру шумят сосны. Дедушка спит на кушетке. Миша срывает груши. Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Петя принес в школу шишки.
д. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в связной речи
Рекомендуются следующие задания:
1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки [С] и [Ш].
Составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов, включающих звуки [С] и [Ш].
Вставить в текст пропущенные буквы С и Ш.
В саду.
В на.ем .аду кра.иво. По.пели кра.ные ви.ни. На ветках ви.ят боль.ие гру.и. Деду.ка хоро.о ухаживает за .адом.
Диктант текстов со словами, включающими звуки [С] и [Ш].
В нашей комнате.
Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В шкафу висят пальто, костюмы и платья. В углу стоит стол. На столе игрушки. У стола кресло. В кресле сидит бабушка.
Лиса и мышка.
В норке была мышка. Мышка вышла из норки. Лиса увидела мышку. Лиса стала ловить мышку. Мышка ушла в норку.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации звонких и глухих, а также аффрикат и звуков, входящих в их состав.
ВЫВОД:
Опыт показывает, что нетрадиционные приемы, направленные на формирование фонетических знаний младших школьников на уроках русского языка, очень разнообразны по содержанию и по способу выполнения. Их применение значительно повышает интерес детей к данной дисциплине, усиливает ее развивающую направленность, помогает улучшить знания школьников по разным разделам лингвистики русского языка.
Средством закрепления, обобщения является звуко-буквенный анализ, или фонетический разбор слова. Данный вид анализа является одним из важнейших методических приёмов в методике преподавания фонетики, он способствует осознанию пройденного по этому разделу. Делится на звуковой разбор, когда звуковой состав слова полностью соответствует его буквенному составу, и фонетико-графический, когда для анализа используются любые слова и ведётся письменная запись разбора. Проводится, как правило, строго в пределах программы, в объёме тех сведений, которые даются в учебнике, и состоит в последовательном выполнении следующих операций: в определении принадлежности звуков к гласным или согласным, звонким или глухим, твёрдым или мягким; в определении места ударения в слове и количества звуков, букв и слогов, из которых состоит разбираемое слово. Возможно и проведение устного фонетического разбора, когда перед учеником отсутствует записанное слово, а впоследствии установить соответствие между написанием и произношением. Такой разбор способствует развитию слуха школьников, умению выделять звуки речи на слух, устанавливать соответствия и несоответствия между написанием и их произношением, что способствует, в свою очередь, грамотному письму.
Опыт показывает, что многие учащиеся не любят звуко-буквенный разбор, а не любят, потому что не освоили. Как же сделать эту работу более увлекательной и интересной. Не каждый ребенок, в силу своего характера, с затруднениями подходит к учителю, здесь-то и может помочь групповая работа.
Из опыта работы:
Дети разделены на группы, по 4, 5 детей в каждой. Каждой группе выдается слово, в котором столько звуков, сколько детей в группе. Совместно дети на выданном листе записывают транскрипцию слова, ставят ударение, обсуждают количество слогов, букв и звуков. Каждому ребенку из группы достается один звук для характеристики. Дети выслушивают друг друга, помогают, определяют, все ли характеризуют звук правильно, ведь оценка в группе одна на всех.
Через несколько минут дети представляют свое слово у доски. Первый выступающий называет слово, делит на слоги, называет ударный слог и характеризует свой звук. Затем следующие участники группы характеризуют свои звуки. Последний ученик после характеристики своего звука, сообщает, сколько в слове букв, сколько звуков, если количество букв и звуков разнится, то ученик сообщает причину. (Например: «Звуков меньше, так как мягкий знак звука не имеет», или «Звуков больше, так как букве Ё соответствует два звука, потому что данная буква стоит в начале слова»).
Данный вид работы я начала проводить с первого класса, дети в классе очень дружные, любят работать в группе. Мои положительные наблюдения состоят в том, что самые слабые, неразговорчивые дети вовлечены в работу, им сначала достаются в группе «легкие гласные ударные и безударные звуки», так как активные, успешные дети распределяют звуки по способностям детей, себе берут самые сложные. Но со временем, я озадачиваю капитана группы, чтобы все дети из группы умели характеризовать и гласные, и согласные звуки.
На выступление группы уходит около двух минут. Дети из других группы выступают в роли жюри, слушают и сигнальными карточками показывают правильность звуко-буквенного разбора. При данной групповой работе, за небольшое количество времени дети разбирают 5-6 слов. Работая в игровой форме, происходит устная отработка навыков письменного звуко-буквенного разбора.
Во втором классе, при знакомстве с письменным разбором, дети не встретились с трудностями. В какой-то момент сами предложили поработать с каким-нибудь сложным словом устно в группе, а потом записать разбор самостоятельно в тетради.
В третьем классе 90% ребят в классе выполняют данный разбор безошибочно.
Заключение: Правильная организация и содержание работы над элементами фонетики занимает важное место в овладении навыков письма и чтения. Фонетические знания составляют основу правильного произношения, во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными знаниями и умениями создают базу для формирования орфографических навыков.