Применение различных техник рисования на уроках ИЗО
«Чтобы воспитать человека чувствующим и
думающим, его следует, прежде всего,
воспитать эстетически»
Фридрих Шиллер

Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным.
Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является одной из серьезных современных проблем в преподавании изобразительного искусства
Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей.
Как сделать урок изобразительного искусства для учащихся значимым, таким же, как и «основные» уроки? Как преодолеть мнение некоторых педагогов, что урок изобразительного искусства должен занимать не второстепенное, а свое, не менее почетное, место в ряду других школьных предметов?
Изобразительное искусство – наиболее эмоциональная сфера деятельности детей. Сочетание и применение различных форм техники в художественных работах, помогают развивать пространственное воображение, раскрывает художественные и творческие способности ребенка.

На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности.
Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему.
Тема одна, а вариантов ее решения множество
.
Урок – прогулка/путешествие.
Урок – панорама.
Урок – викторина.
Урока - игра.
Урок – репортаж с выставки.
Уроки-конкурсы.
Уроки-познания.
Уроки-тесты.
Уроки-знакомства с различными техниками: графика, живопись, батик, монотипия, лепка, чеканка, витраж, аппликация, аэрография, и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.

Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
На всех ступенях обучения используются различные техники изображения и различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка.
Виды нетрадиционных техник рисования
Монотипия - (от греч. mуnos - один и tэpos - отпечаток), вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на гладкую поверхность, с последующим печатанием на станке. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным и уникальным.
Варианты монотипии:
- Монотипия с простым оттиском
- Монотипия с симметричным оттиском.
- Монотипия с дорисованными элементами.
- Монотипия штампам.
Аэрография – заключается в нанесении рисунка с помощью техники набрызга.
Варианты аэрографии:
- аэрография фона
- аэрография с применением шаблона (лист дерева, вырезанный силуэт и т.
- аэрография с дорисованными элементами.
Пуантилизм - (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Отсюда и название техники нанесения рисунка - пуантилизм - писать точками.

Граттаж - буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Граттаж – это фактически вид гравюры.
Виды граттажа:
- с помощью восковых мелков.
- с помощью восковой свечи.
Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Заключается в выполнении различных упражнений с помощью рисовании клякс на поверхности, затем из полученных изображений получить фантазийный рисунок
Виды кляксографии:
- раздувание краски.
- с помощью нитки.
- клякса закрытыми глазами.
- ладошка: приложить ладонь ребенка к листу бумаги и обвести.
Смешанная техника – сочетание в рисунках нескольких материалов для рисования, что дает возможность вариативно и творчески подходить к детским работам.
Виды смешанной техники:
- акварель или гуашь в сочетании с фломастерами, черной гелиевой ручкой или черной тушью, цветными карандашами и ручками.
- цветные карандаши в сочетании с черной ручкой или фломастером.
Рисование подручными средствами – сочетание в рисунках основ живописи и декоративно прикладного искусства
Виды рисования подручными средствами:
- рисование пластилином.
- рисование на клей.
Рисование на различных поверхностях - заключается в нанесении рисунка на различные поверхности различными техниками рисования
Виды рисования на различных поверхностях:
- рисование на цветном фоне
- на сыром листе
- на жатой, зернистой, наждачной бумагах
- на фактурных обоях, материале, деревянной и пластиковой поверхностях.
Батик— ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов .
Применение различных техник на уроках ИЗО позволяет раскрыть творческие способности учащихся, сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию.
Я хочу вас познакомить со стилизацией. Этот прием я широко использую для поддержания интереса учащихся к процессу обучения. На разных этапах задачи по стилизации усложняются. Как показала практика в уроках, такие нетрадиционные техники можно применять для различного возраста, на различных этапах урока, а так же можно применять как часть в уроке, например упражнение или задание.
Стилизация.
Стилизация в искусстве – это процесс придания творческому произведению черт другого стиля. В изобразительном искусстве при помощи данного приема предметы либо фигуры обретают упрощенные формы.
Стилизация – это своего рода имитация, декорация.
Виды стилизации
Этот прием бывает двух видов: внешняя поверхностная стилизация и декоративная. Первый вид построен на подражании готовым образцам, имитации манеры какого-либо автора, жанра, течения. Как пример можно привести создание современных мотивов с хохломской росписью. Второй вид подразумевает обязательную связь элементов создаваемого произведения с пространственной средой. Здесь декоративные формы преобладают над реалистической передачей образов и действительности. Стилизация формы может быть настолько переполнена нереалистическими деталями, что превращается в абстрактную
.


В развитии нравственных представлений детей и их духовного мира, эстетического восприятия изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление. Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества.

Результативность за 2015-2017 года.
Исполльзование традиционных и нетрадиолнных техник рисования позволяют нам достигать хороших результатов на всевозможных конкурсах :городских,областных,региональных.

Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Николай Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И задача учителя изобразительного искусства помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям.
Главным делом жизни вашей
Может стать любой пустяк.
Надо только твердо верить,
Что важнее дела нет.
И тогда не помешает
Вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга,
Заниматься чепухой.
Григорий Остер