Нетрадиционный урок как средство формирования
познавательных УУД
Шарафутдинова Алсу Ленаровна
Россия, г. Казань
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода «ответ» учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Это прогресс учительской мысли. На этих уроках учащиеся развиваются в личностно-ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё хорошее, что заложено в него от природы. Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т. д. Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: уроки – деловые или ролевые игры, уроки – пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки – игры, уроки – праздники, уроки – суды, и т.д. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д.
Цель нетрадиционных уроков – отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:
• использование коллективных форм работы;
• привитие интереса к предмету;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
• более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
• становление новых отношений между учителем и учениками.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
1. Уроки «погружения».
2. Уроки – деловые игры.
3. Уроки – пресс-конференции.
4. Уроки – соревнования.
5. Уроки типа КВН.
6. Театрализованные уроки.
7. Компьютерные уроки.
8. Уроки с групповыми формами работы.
9. Уроки взаимообучения учащихся.
10. Уроки творчества.
11. Уроки – аукционы.
12. Уроки, которые ведут учащиеся.
13. Уроки – зачеты.
14. Уроки – сомнения.
15. Уроки – творческие отчеты.
16. Уроки – формулы.
17. Уроки – конкурсы.
18. Бинарные уроки.
19. Уроки – обобщения.
20. Уроки – фантазии.
21. Уроки – игры.
22. Уроки – «суды».
23. Уроки поиска истины.
24. Уроки – игры «Поле чудес».
25. Уроки – концерты.
26. Уроки – диалоги.
27. Уроки «Следствие ведут знатоки».
28. Уроки – ролевые игры.
29. Уроки – конференции.
30. Интегрированные уроки.
31. Уроки – семинары.
32. Уроки – «круговая тренировка».
33. Межпредметные уроки.
34. Уроки – квесты.
35. Уроки – экскурсии [11].
Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.