СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционный урок как средство формирования познавательных УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

УУД

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционный урок как средство формирования познавательных УУД»

Нетрадиционный урок как средство формирования

познавательных УУД

Шарафутдинова Алсу Ленаровна

Россия, г. Казань

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода «ответ» учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Это прогресс учительской мысли. На этих уроках учащиеся развиваются в личностно-ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё хорошее, что заложено в него от природы. Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т. д. Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: уроки – деловые или ролевые игры, уроки – пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки – игры, уроки – праздники, уроки – суды, и т.д. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д.

Цель нетрадиционных уроков – отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

• использование коллективных форм работы;

• привитие интереса к предмету;

• развитие умений и навыков самостоятельной работы;

• активизацию деятельности учащихся;

• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

• более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;

• становление новых отношений между учителем и учениками.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

1. Уроки «погружения».

2. Уроки – деловые игры.

3. Уроки – пресс-конференции.

4. Уроки – соревнования.

5. Уроки типа КВН.

6. Театрализованные уроки.

7. Компьютерные уроки.

8. Уроки с групповыми формами работы.

9. Уроки взаимообучения учащихся.

10. Уроки творчества.

11. Уроки – аукционы.

12. Уроки, которые ведут учащиеся.

13. Уроки – зачеты.

14. Уроки – сомнения.

15. Уроки – творческие отчеты.

16. Уроки – формулы.

17. Уроки – конкурсы.

18. Бинарные уроки.

19. Уроки – обобщения.

20. Уроки – фантазии.

21. Уроки – игры.

22. Уроки – «суды».

23. Уроки поиска истины.

24. Уроки – игры «Поле чудес».

25. Уроки – концерты.

26. Уроки – диалоги.

27. Уроки «Следствие ведут знатоки».

28. Уроки – ролевые игры.

29. Уроки – конференции.

30. Интегрированные уроки.

31. Уроки – семинары.

32. Уроки – «круговая тренировка».

33. Межпредметные уроки.

34. Уроки – квесты.

35. Уроки – экскурсии [11].

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.