СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционный урок на тему "Семейство Розоцветные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционный урок на тему "Семейство Розоцветные"»

ТЕМА:  СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ

ТЕМА: СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ

Цели  урока: 1) Обучающие:  познакомить с многообразием растений семейства Розоцветные; изучить характерные признаки растений семейства Розоцветные; выяснить роль и значение Розоцветных в жизни человека 2) Воспитывающие:  формирование научного мировоззрения; эстетическое воспитание; экологическое воспитание 3) Развивающие:  продолжить формировать умение работать с гербарной коллекцией, таблицей, учебником; анализировать, сравнивать, обобщать информацию, делать выводы.

Цели урока:

1) Обучающие:

  • познакомить с многообразием растений семейства Розоцветные;
  • изучить характерные признаки растений семейства Розоцветные;
  • выяснить роль и значение Розоцветных в жизни человека
  • 2) Воспитывающие:
  • формирование научного мировоззрения;
  • эстетическое воспитание;
  • экологическое воспитание

3) Развивающие:

  • продолжить формировать умение работать с гербарной коллекцией, таблицей, учебником;
  • анализировать, сравнивать, обобщать информацию, делать выводы.

Оборудование: гербарий «Семейство Розоцветные» (яблоня лесная, малина обыкновенная, шиповник майский, ежевика обыкновенная, лапчатка гусиная, черёмуха обыкновенная, вишня обыкновенная, рябина обыкновенная), таблицы: «Цветки и плоды шиповника», «Цветки и плоды малины», Цветки и плоды яблони», «Плоды Розоцветных», презентация по теме «Семейство Розоцветные», учебник по биологии 6 класс В.В. Пасечник (п.48)

Оборудование: гербарий «Семейство Розоцветные» (яблоня лесная, малина обыкновенная, шиповник майский, ежевика обыкновенная, лапчатка гусиная, черёмуха обыкновенная, вишня обыкновенная, рябина обыкновенная), таблицы: «Цветки и плоды шиповника», «Цветки и плоды малины», Цветки и плоды яблони», «Плоды Розоцветных»,

презентация по теме «Семейство Розоцветные», учебник по биологии 6 класс В.В. Пасечник (п.48)

Методы обучения: 1) Словесные:  объяснение с элементами беседы; 2) Наглядные:  демонстрация гербария, таблиц, презентации. 3) Практические:  распознавание и определение объектов.    Форма обучения и тип урока : урок – лабораторная работа.    План урока : 1) Организационный момент (1 минута) 2) Повторение пройденного (7 минут) 3) Изучение нового материала (10 минут) 4) Закрепление (лабораторная работа) (20 минут) 5) Домашнее задание (2 минуты)

Методы обучения:

1) Словесные: объяснение с элементами беседы;

2) Наглядные: демонстрация гербария, таблиц, презентации.

3) Практические: распознавание и определение объектов.

 

Форма обучения и тип урока : урок – лабораторная работа.

 

План урока :

1) Организационный момент (1 минута)

2) Повторение пройденного (7 минут)

3) Изучение нового материала (10 минут)

4) Закрепление (лабораторная работа) (20 минут)

5) Домашнее задание (2 минуты)

Организационный момент. Прозвенел звонок весёлый. Мы урок начать готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать

Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы урок начать готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать

Повторение пройденного . Задание 1. Отгадайте загадки. 1. Эту сумочку пастух  не возьмёт с собою  Но она тебе поможет справиться с бедою  На полянке собери,  чаю приготовь  Раны вылечит она,  остановит кровь! 2. Щёки розовы, нос белый. В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. 4. Лето целое старалась – Одевалась, одевалась… А как осень подошла, Нам одежки отдала, Сотню одежонок Сложили мы в бочонок. 3.Корнеплод на грядке жил, Дед себе его растил. Он такой огромный стал! В сказку сразу же попал.

Повторение пройденного .

Задание 1. Отгадайте загадки.

1. Эту сумочку пастух не возьмёт с собою Но она тебе поможет справиться с бедою На полянке собери, чаю приготовь Раны вылечит она, остановит кровь!

2. Щёки розовы, нос белый.

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

4. Лето целое старалась

– Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одежки отдала,

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок.

3.Корнеплод на грядке жил,

Дед себе его растил.

Он такой огромный стал!

В сказку сразу же попал.

ОТВЕТЫ:  1. ПАСТУШЬЯ СУМКА  2. РЕДИС  3. РЕПА  4. КАПУСТА

ОТВЕТЫ: 1. ПАСТУШЬЯ СУМКА 2. РЕДИС 3. РЕПА 4. КАПУСТА

Задание 2. Разгадайте кроссворд. 1. Распространенное растение семейства с желтыми цветками часто встречающееся в диком вилле. У культурного растения ценятся корнеплоды, обладающие характерным горько-сладким вкусом. 2. Другое название семейства крестоцветных, связанное с самым известным и распространенным культурным растением из этого семейства. 3.  Число тычиной в цветке у крестоцветных 4. Распространенное дикое растение семейства с мелкими цветками и овальными плодами, с небольшой выемкой на верхушке плода. 5. Плод растений семейства крестоцветных 6.  Разновидность капусты с толстым мясистым стеблем, используемым в пищу. 7. Соцветие растений семейства крестоцветных 8. Растение, корень которого обладает выраженным горьким вкусом и используется как приправа. 9. Чисто лепестков цветка у крестоцветных 10. Число пестиков в цветке у крестоцветных

Задание 2. Разгадайте кроссворд.

1. Распространенное растение семейства с желтыми цветками часто встречающееся в диком вилле. У культурного растения ценятся корнеплоды, обладающие характерным горько-сладким вкусом.

2. Другое название семейства крестоцветных, связанное с самым известным и распространенным культурным растением из этого семейства.

3.  Число тычиной в цветке у крестоцветных

4. Распространенное дикое растение семейства с мелкими цветками и овальными плодами, с небольшой выемкой на верхушке плода.

5. Плод растений семейства крестоцветных

6.  Разновидность капусты с толстым мясистым стеблем, используемым в пищу.

7. Соцветие растений семейства крестоцветных

8. Растение, корень которого обладает выраженным горьким вкусом и используется как приправа.

9. Чисто лепестков цветка у крестоцветных

10. Число пестиков в цветке у крестоцветных

Задание 3. Разгадайте ребус Наиболее ценное культурное растений из семейства Крестоцветные

Задание 3. Разгадайте ребус

Наиболее ценное культурное растений из семейства Крестоцветные

КАПУСТА

КАПУСТА

Изучение нового материала Тема урока: Семейство Розоцветные Цели урока: 1. Изучить характерные признаки семейства Розоцветные 2. Познакомиться с представителями семейства Розоцветные (на территории Смоленской области) 3. Выяснить роль и значение Розоцветных в природе и жизни человека

Изучение нового материала

Тема урока: Семейство Розоцветные

Цели урока:

1. Изучить характерные признаки семейства Розоцветные

2. Познакомиться с представителями семейства Розоцветные (на территории Смоленской области)

3. Выяснить роль и значение Розоцветных в природе и жизни человека

ПЛАН. Многообразие растений семейства Розоцветные. 2. Признаки семейства Розоцветные на примере Шиповника майского 3. Признаки семейства Розоцветные на примере Малины обыкновенной 4. Признаки семейства Розоцветные на примере Яблони лесной 5. Признаки характерные для семейства Розоцветные 6. Значение Розоцветных в природе и жизни человека

ПЛАН.

  • Многообразие растений семейства Розоцветные.

2. Признаки семейства Розоцветные на примере Шиповника майского

3. Признаки семейства Розоцветные на примере Малины обыкновенной

4. Признаки семейства Розоцветные на примере Яблони лесной

5. Признаки характерные для семейства Розоцветные

6. Значение Розоцветных в природе и жизни человека

1.Многообразие растений семейства Розоцветные

1.Многообразие растений семейства Розоцветные

Семейство розоцветные объединяет около 3000 видов. Растения, принадлежащие к этому семейству широко распространены и очень разнообразны. Среди них есть: травянистые растения, деревья и кустарники. Многие плодово-ягодные и декоративные растения относятся к этому семейству, например: яблоня, груша, вишня, слива, абрикос, черёмуха, рябина, малина, ежевика и многие другие. Из дикорастущих растений к семейству Розоцветные относятся: различные виды лапчаток (лапчатка гусиная, лапчатка серебристая, лапчатка белая и др.), гравилата (гравилат речной, гравилат городской).

Семейство розоцветные объединяет около 3000 видов. Растения, принадлежащие к этому семейству широко распространены и очень разнообразны. Среди них есть: травянистые растения, деревья и кустарники. Многие плодово-ягодные и декоративные растения относятся к этому семейству, например: яблоня, груша, вишня, слива, абрикос, черёмуха, рябина, малина, ежевика и многие другие.

Из дикорастущих растений к семейству Розоцветные относятся: различные виды лапчаток (лапчатка гусиная, лапчатка серебристая, лапчатка белая и др.), гравилата (гравилат речной, гравилат городской).

2. Признаки семейства Розоцветные на примере Шиповника майского 1. Жизненная форма - кустарник 2. Тип побега - прямостоячий 3. Листорасположение - очерёдное 4. Листья - сложные 5. Цветки – крупные, одиночные, от бледно до тёмно-красных 6. Формула цветка - * Ч 5 Л 5 Т ∞ П∞ 7. Соцветие – одиночные цветки 8. Плод – многоорешек 9. Сильно разросшееся цветоложе

2. Признаки семейства Розоцветные на примере Шиповника майского

1. Жизненная форма - кустарник

2. Тип побега - прямостоячий

3. Листорасположение - очерёдное

4. Листья - сложные

5. Цветки – крупные, одиночные, от бледно до тёмно-красных

6. Формула цветка - * Ч 5 Л 5 Т П∞

7. Соцветие – одиночные цветки

8. Плод – многоорешек

9. Сильно разросшееся цветоложе

3. Признаки семейства Розоцветные на примере Малины обыкновенной 1. Жизненная форма - кустарник 2. Тип побега - прямостоячий 3. Листорасположение - очерёдное 4. Листья - сложные 5. Цветки – белые, правильные 6. Формула цветка - * Ч 5 Л 5 Т ∞ П∞ 7. Соцветие – кисть 8. Плод – многоорешек 9. Сильно разросшееся цветоложе

3. Признаки семейства Розоцветные на примере Малины обыкновенной

1. Жизненная форма - кустарник

2. Тип побега - прямостоячий

3. Листорасположение - очерёдное

4. Листья - сложные

5. Цветки – белые, правильные

6. Формула цветка - * Ч 5 Л 5 Т П∞

7. Соцветие – кисть

8. Плод – многоорешек

9. Сильно разросшееся цветоложе

4. Признаки семейства Розоцветные на примере Яблони лесной 1. Жизненная форма - дерево 2. Тип побега - прямостоячий 3. Листорасположение - очерёдное 4. Листья - простые 5. Цветки – розовато-белые, правильные 6. Формула цветка - * Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 7. Соцветие – щиток 8. Плод – яблоко 9. Сильно разросшееся цветоложе

4. Признаки семейства Розоцветные на примере Яблони лесной

1. Жизненная форма - дерево

2. Тип побега - прямостоячий

3. Листорасположение - очерёдное

4. Листья - простые

5. Цветки – розовато-белые, правильные

6. Формула цветка - * Ч 5 Л 5 Т П 1

7. Соцветие – щиток

8. Плод – яблоко

9. Сильно разросшееся цветоложе

5. Признаки характерные для семейства Розоцветные Несмотря на большое разнообразие, растения семейства Розоцветных имеют сходное строение цветка. Именно по сходности строения цветков все многообразие растений и было объединено в общее семейство. 1. Жизненные формы – деревья, кустарники, травянистые растения 2. Типы побегов – прямостоячие, ползучие 3. Листорасположение – очерёдное, реже супротивное 4. Листья – простые, сложные (тройчатосложные, перистосложные) 5. Цветки – правильные, чашелистиков 5, лепестков 5, тычинок бесконечно много, число пестиков может быть различным – от одного до нескольких десятков 6. Формула цветка - * Ч 5 Л 5 Т ∞ П∞ или * Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 7. Соцветия – щиток, кисть, простой зонтик либо одиночные цветки 8. Плоды – яблоко, костянка, многокостянка, орешек, многоорешек, яблочко. 9. Сильно разросшееся цветоложе

5. Признаки характерные для семейства Розоцветные

Несмотря на большое разнообразие, растения семейства Розоцветных имеют сходное строение цветка. Именно по сходности строения цветков все многообразие растений и было объединено в общее семейство.

1. Жизненные формы – деревья, кустарники, травянистые растения

2. Типы побегов – прямостоячие, ползучие

3. Листорасположение – очерёдное, реже супротивное

4. Листья – простые, сложные (тройчатосложные, перистосложные)

5. Цветки – правильные, чашелистиков 5, лепестков 5, тычинок бесконечно много, число пестиков может быть различным – от одного до нескольких десятков

6. Формула цветка - * Ч 5 Л 5 Т П∞ или * Ч 5 Л 5 Т П 1

7. Соцветия – щиток, кисть, простой зонтик либо одиночные цветки

8. Плоды – яблоко, костянка, многокостянка, орешек, многоорешек, яблочко.

9. Сильно разросшееся цветоложе

6. Значение Розоцветных в природе и жизни человека Розоцветные используются как: 1. Лекарственные растения: шиповник, земляника, кровохлёбка. 2. Пищевые (плодово-ягодные) растения: слива, груша, яблоня, вишня, клубника, земляника, малина 3. Декоративные растения: роза, сакура, спирея, боярышник, пузыреплодник

6. Значение Розоцветных в природе и жизни человека

Розоцветные используются как:

1. Лекарственные растения: шиповник, земляника, кровохлёбка.

2. Пищевые (плодово-ягодные) растения: слива, груша, яблоня, вишня, клубника, земляника, малина

3. Декоративные растения: роза, сакура, спирея, боярышник, пузыреплодник

Закрепление (лабораторная работа). Инструктивная карточка. Тема лабораторной работы: «Выявление признаков семейства Розоцветные по внешнему строению растений». Цель лабораторной работы: научиться определять по внешнему строению, признаки растений принадлежащих семейству Розоцветные. Оборудование: гербарий семейства Розоцветные (ежевика обыкновенная, лапчатка гусиная, рябина обыкновенная, вишня обыкновенная, черёмуха обыкновенная), учебник 6 класс В.В. Пасечник (п.48) Задание №1. Рассмотрите гербарий и опишите растения по плану: 1. Жизненная форма 2. Тип побега 3. Листорасположение 4. Листья 5. Формула цветка 6. Соцветие 7. Плод Результаты оформить в таблицу №1 Задание №2. Сделать вывод.

Закрепление

(лабораторная работа).

Инструктивная карточка.

Тема лабораторной работы: «Выявление признаков семейства Розоцветные по внешнему строению растений».

Цель лабораторной работы: научиться определять по внешнему строению, признаки растений принадлежащих семейству Розоцветные.

Оборудование: гербарий семейства Розоцветные (ежевика обыкновенная, лапчатка гусиная, рябина обыкновенная, вишня обыкновенная, черёмуха обыкновенная), учебник 6 класс В.В. Пасечник (п.48)

Задание №1. Рассмотрите гербарий и опишите растения по плану:

1. Жизненная форма

2. Тип побега

3. Листорасположение

4. Листья

5. Формула цветка

6. Соцветие

7. Плод

Результаты оформить в таблицу №1

Задание №2. Сделать вывод.

Растение Жизненная форма Тип побега Листорасположение Листья Формула цветка Соцветие Плод ТАБЛИЦА №1

Растение

Жизненная форма

Тип побега

Листорасположение

Листья

Формула цветка

Соцветие

Плод

ТАБЛИЦА №1

Игра «Четвёртый лишний» Выберите 1 лишнее понятие в каждом ряду: Свёкла, черёмуха, рябина, манжетка Многоорешек, костянка, яблоко, боб Кисть, простой зонтик, щиток, головка Пастушья сумка, редис, капуста, шиповник Яблоня, манжетка, лапчатка, земляника

Игра «Четвёртый лишний»

Выберите 1 лишнее понятие в каждом ряду:

  • Свёкла, черёмуха, рябина, манжетка
  • Многоорешек, костянка, яблоко, боб
  • Кисть, простой зонтик, щиток, головка
  • Пастушья сумка, редис, капуста, шиповник
  • Яблоня, манжетка, лапчатка, земляника
Ответы: 1. Свёкла 2. Боб 3. Головка 4. Шиповник 5. Яблоня

Ответы:

1. Свёкла

2. Боб

3. Головка

4. Шиповник

5. Яблоня

Домашнее задание. 1. Выучить параграф 48, ответить на вопросы в конце параграфа 2. Составить кроссворд на тему семейство «Розоцветные» 3. Подготовьте подробный рассказ на тему «Посадка и уход за яблоневым садом»

Домашнее задание.

1. Выучить параграф 48, ответить на вопросы в конце параграфа

2. Составить кроссворд на тему семейство «Розоцветные»

3. Подготовьте подробный рассказ на тему «Посадка и уход за яблоневым садом»

Листок ученической тетради . Тема лабораторной работы: «Выявление признаков семейства Розоцветные по внешнему строению растений». Цель лабораторной работы: научиться определять по внешнему строению, признаки растений, принадлежащих семейству Розоцветные. Оборудование: гербарий семейства Розоцветные (ежевика обыкновенная, лапчатка гусиная, рябина обыкновенная, вишня обыкновенная, черёмуха обыкновенная), учебник 6 класс В.В. Пасечник (п.48)

Листок ученической тетради .

Тема лабораторной работы: «Выявление признаков семейства Розоцветные по внешнему строению растений».

Цель лабораторной работы: научиться определять по внешнему строению, признаки растений, принадлежащих семейству Розоцветные.

Оборудование: гербарий семейства Розоцветные (ежевика обыкновенная, лапчатка гусиная, рябина обыкновенная, вишня обыкновенная, черёмуха обыкновенная), учебник 6 класс В.В. Пасечник (п.48)

Задание №1. Растение Ежевика обыкновенная Жизненная форма Тип побега Кустарник Лапчатка гусиная Листорасположение Прямостоячий Рябина обыкновенная Травянистое рас Листья Вишня обыкновенная Ползучий Очерёдное Дерево Дерево Прямостоячий Черёмуха обыкновенная Очерёдное Сложные Формула цветка Дерево Очерёдное Сложные Прямостоячий * Ч 5 Л 5 Т ∞ П∞ Соцветие Очерёдное Прямостоячий Сложные * Ч 5 Л 5 Т ∞ П∞ Кисть Плод Простые Очерёдное Многокостянка * Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 Одиночные цветки Простые Многоорешек * Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 Щиток Простой зонтик Яблочко * Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 Костянка Кисть Костянка

Задание №1.

Растение

Ежевика обыкновенная

Жизненная форма

Тип побега

Кустарник

Лапчатка гусиная

Листорасположение

Прямостоячий

Рябина обыкновенная

Травянистое рас

Листья

Вишня обыкновенная

Ползучий

Очерёдное

Дерево

Дерево

Прямостоячий

Черёмуха обыкновенная

Очерёдное

Сложные

Формула цветка

Дерево

Очерёдное

Сложные

Прямостоячий

* Ч 5 Л 5 Т П∞

Соцветие

Очерёдное

Прямостоячий

Сложные

* Ч 5 Л 5 Т П∞

Кисть

Плод

Простые

Очерёдное

Многокостянка

* Ч 5 Л 5 Т П 1

Одиночные цветки

Простые

Многоорешек

* Ч 5 Л 5 Т П 1

Щиток

Простой зонтик

Яблочко

* Ч 5 Л 5 Т П 1

Костянка

Кисть

Костянка

Задание №2 Вывод: Мы научились определять по внешнему строению, признаки растений, принадлежащих семейству Розоцветные.

Задание №2

Вывод: Мы научились определять по внешнему строению, признаки растений, принадлежащих семейству Розоцветные.