Защита проекта-исследования группы "Учитель французского"
"Развитие иноязычного образования в школе Советского периода"
(в рамках образовательного модуля, проводимого в школе №9 в 2016г.)
Кирилл: Наша группа называется "Учитель французского". Тема нашей работы называется "Развитие иноязычного образования в школе Советского периода и сегодняшних дней". Советскую школу мы увидели в повести В. Распутина "Уроки французского", и нас заинтересовало то, что мы увидели много общего в том, как герой повести изучал французский язык. Как он сначала ненавидел его, потому что не понимал как произносятся непонятные звуки, чужие для него выражения, слова, и как постепенно, с каждым днем картина улучшалась. Ему помогли ежедневные дополнительные занятия после уроков и на дому у учительницы, которая давала ему слушать грампластинки на французском языке. Мы тоже слушаем и проговариваем за диктором на уроке и дома на компьютере, ДВД-плейере.
Настя: Мы решили узнать подробнее об уроках иностранного языка, какие языки изучались в Советской школе, какие цели для изучения ин. языков ставились тогда. Оказывается, школа в России берет свое начало со времен Киевской Руси. По мере развития страны, развивалась и система образования, оказывая сильное воздействие на культурное и социально-экономическое развитие России.
Саша: 1этап развития советской методики. Этот этап характеризуется прежде всего борьбой за сохранение иностранного языка как общеобразовательного предмета Единой трудовой школы. В первом документе советской власти, определившем судьбы просвещения и школы, — «Основные принципы Единой трудовой школы» — указывалось на необходимость включения иностранных языков в учебный план школы, Однако в дальнейшем целый ряд факторов привел к тому, что, по меткому выражению одного из современников этого периода, «оно начало затухать». Факторы эти как социальные и педагогические, так и организационные. Социальные причины сводились к тому, что в условиях гражданской войны и интервенции нарушились дипломатические, торговые, культурные связи Советской России с другими странами. Поэтому общество не Испытывало потребности в овладении иностранными языками. К организационным следует и отнести то, что общество испытывало серьезную нехватку педагогических кадров. Так, К- А. Ганшина в 1924 г. писала: «В большинстве случаев учителями являются случайные люди».
Цырен: II этап развития советской методики. В 1924 г. было приня.то постановление научно-педагогической секции ГУСа Наркомпроса РСФСР о внедрении иностранного языка школы в качестве полноправного учебного предмета, причем курс был взят на рецептивные цели (обучение чтению), поскольку молодая Советская Республика не имела широких международных контактов. Во второй половине 20-х годов положение иностранного языка упрочивается. Создавая свою собственную промышленность, наше государство должно было взять все то новое, ценное, что было в науке и технике зарубежных стран, а это требовало от научно-технических кадров знания иностранных языков. После обращения в 1927 г. Наркомпросов РСФСР и УССР, Академии наук СССР и ЦК ВЛКСМ к молодежи с призывом изучать иностранные языки в стране развернулась кампания «Иностранные языки в массы». В 1929 г. ЦК ВКП(б) принимает решение «Об изучении иностранных языков партактивом». Овладение иностранными языками становится социально важной задачей. Органами народного образования принимаются разнообразные меры, укрепляющие положение этого предмета в школах, вузах и на разного рода курсах.
Даша: llI период развития советской методики. Поворотным моментом в истории методики обучения иностранным языкам были Постановления ЦК ВКП(б) о школе 1931-32 гг. Они не только положили конец педагогическому прожектерству и поиску универсального метода, что уродовало обучение иностранным языкам, но и подняли значение иностранных языков, поставив задачу «чтобы средняя школа обязательно обеспечила знание одного иностранного языка каждому оканчивающему школу». После этих постановлений началась организаторская работа органов народного образования по упрочению положения иностранного языка в школе: увеличивается количество часов на изучение языка (по учебному плану 1934 г. оно достигло 1000 часов), упорядочивается и расширяется подготовка учителей. В 1940 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает специальное постановление, согласно которому резко увеличивается число вузов, готовящих учителей иностранных языков. В 1942—43 учебном году предполагалось ввести обучение иностранным языкам во всех школах страны; в качестве эксперимента намечалось ввести обучение данному предмету в III—IV классах. Однако эти мероприятия были сорваны войной, и изучение иностранного языка в III—IV классах было начато в 50 школах лишь в 1943—44 учебном году.
Кирилл: IV период развития советской методики. В 1947 г. принимается Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении изучения иностранных языков», которое наметило широкий круг мероприятий по улучшению изучения иностранных языков в послевоенное время: расширение сети вузов, готовящих учителей иностранных языков, открытие школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, увеличение выпуска учебников и учебных пособий. В этот период «холодной войны» в качестве целей обучения выдвигается преимущественное развитие умений и навыков чтения при сохранении некоторого объема репродуктивных навыков. Усиление внимания к усвоению грамматики после дискуссии по вопросам языкознания в начале 50-х годов привело к полному отказу от обучения устной речи и замене этой задачи «конструированием вопросов и ответов» (программа 1954 г.).
Во второй половине 50-х годов чисто рецептивные цели обучения иностранным языкам пришли в противоречие с потребностями общества, которое в связи с расширяющимися контактами с другими странами настоятельно требовало лиц, владевших устной речью. Все это привело к неудовлетворенности общества результатами обучения в школе и вузе, вызвало серьезную критику дела обучения иностранным языкам и многочисленные предложения по его улучшению.
Настя: V период истории советской методики. Поворотным пунктом в развитии методики обучения иностранным языкам было Постановление Совета Министров СССР «Об изучении иностранных языков в стране» от 1961 г., которое наметило целый ряд мероприятий по улучшению преподавания данного предмета и уточнило цель изучения иностранных языков, исходя из потребностей общества.
В Постановлении четко указывалось, что основной целью обучения иностранным языкам должно быть привитие практических умений и навыков устной речи и беспереводного чтения. Органам народного образования предлагалось: увеличить количество вузов, готовящих кадры учителей иностранных языков; провести деление классов, состоящих из более чем 25 учащихся, на группы во время уроков иностранного языка; открывать по желанию родителей и за их счет группы по изучению иностранных языков в детских садах и начальных классах; расширять число школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, доведя их число до 700 по стране.
Таким образом, мы видим, как иностранный язык приобрел значимость для того, чтобы его изучали, на нем говорили, с помощью него могли читать и понимать не только книги, но и научные статьи, трактаты, а также путешествовать.