I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой | Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют с позицией школьника | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Беседа по теме «“Невидимые нити” между человеком и природой» | Проводит беседу по вопросам: – Как вы понимаете выражение «невидимые нити»? – Как связан человек с природой? – Как может человек нарушить связи с природой? – К каким бедам это приведёт? | Отвечают на вопросы, формулируют выводы | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о невидимых нитях; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Презентация «Невидимые нити» | Демонстрирует и комментирует слайды презентации | Просматривают презентацию | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; дополняют и расширяют имеющиеся знания; анализируют объект, выделяют главное | Устные ответы |
Работа по материалам учебника (с. 64–65) | Предлагает учащимся проследить способ изображения связей с помощью моделей, изображенных в учебнике (с. 65), изготовить 1–2 модели | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Самостоятельное задание, самопроверка |
Физкультминутка (Приложение) | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения в соответствии с текстом | Фронтальная | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Выполнение уп-ражнений |
Практическая работа. Прочитаем и обсудим (с. 66–67) | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания | Выполняют задание | Работа в парах | Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска, сбора и обработки информации; логические – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Устные ответы |
Игра-соревнование по сюжету стихотворения «Про всех на свете» Б. Заходера | Организует игру, создает эмоциональный настрой | Участвуют в игре | Фронтальная | Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Выполнить задание 1 в рабочей тетради (с. 45–47) | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания | Выполняют задание в рабочей тетради | Индивидуальная, работа в парах | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения. | Проводит беседу по вопросам: – Приведите примеры связей в природе, между природой и человеком. – Как по вине человека могут быть нарушены эти связи? | Отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя | Устные ответы. Оценивание учащихся за работу на уроке |