Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12 с. Новосельское,
Новокубанский район, Краснодарский край
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: НЕ с прилагательными.
Ширина Галина Александровна,
учитель русского языка,
Цель урока:
Знать условия выбора написания не с прилагательными.
Уметь применять правило для написания не с прилагательными.
Теоретическая разминка
1. Когда НЕ с полными и краткими прилагательными пишется слитно ?
Приведите пример!
2. Когда НЕ с полными и краткими прилагательными пишется раздельно ?
Приведите пример!
Проверка домашнего задания.
Объясните и обозначьте выбор слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными.
1.(Не)лё…кий диктант хорошо написали все ученики нашего класса. 2.Сестра купила (не)дор…гую игрушку.
3. Шестиклассники писали (не)лё…кий, а трудный диктант.
4. Река (не)глубока. 5. Ученик …делал (не)брежную запись.
6. Сестре купили (не)д…рогую, а дешёвую игрушку. 7. Река (не)глубока, а мелка. 8. Работа ученика (не)брежна. 9. От (не)порядка и сильная рать пог…бает.
Какое из прилагательных имеет синоним трудный?
Синтаксическая разминка.
Расставить и объяснить знаки препинания;
выделить грамматические основы.
Январь месяц ярких звёзд ясного неба белых троп синих льдов тёмная зорька года.
Январь коренной месяц года царь холода сердце зимы он холоден и студён.
Найдите в тексте прилагательные!
Добавьте к прилагательным слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не
Ярких,
Далеко не ярких
Вовсе не ясного
Ясного,
Белых,
Ничуть не белых
Нисколько не синих
Синих,
Тёмная,
Вовсе не тёмных
Далеко не коренной
Коренной,
Холоден,
Нисколько не холоден
студён
Ничуть не студён
Как пишутся прилагательные с такими словами?
Отработка навыков правописания НЕ с прилагательными и другими частями речи.
1.Комментированное письмо.
Объясните условие выбора слитного и раздельного написания НЕ.
(Не)хватка времени, (не)был на олимпиаде, по математике, (не)внимание к человеку, (не)доумевал по поводу случившегося, (не)друг, а просто товарищ, (не)известная величина, (не)разлучные друзья, вовсе(не)весёлое настроение, (не)замысловатый сюжет, ничуть (не)лёгкая ноша, далеко (не)первый случай, нисколько (не)сержусь.
Что нового о написании НЕ с прилагательными вы узнали?
2. Лексическая разминка.
Дайте лексическое значение слов, подберите к ним прилагательные с НЕ.
Препятствие
(не)преодолимое
(не)сметные
Богатства
Воля
(не)преклонная
Замените прилагательные синонимами с НЕ.
Рассеянный ученик
Невнимательный
Молчаливый юноша
Неразговорчивый
ненастная
Плохая погода
3.Занимательный тренинг.
Читаем шуточное стихотворение Бориса Заходера
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ
Посмотрел я вокруг с …доумением:
Что за …лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была …разбериха,
И на …взрачной клумбе у будки
Голубые цвели …забудки.
И погода стояла …настная.
И гуляла собака …счастная.
И виляя хвостом …уклюже
Пробегала …пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, …причёсанный …ряха.
А за …ряхой по травке свежей
Шли …суразный …дотёпа и вежа.
А навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна …Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ!
На чём построено шуточное стихотворение?
Какая неточность допущена в стихотворении?
4. Итоговый тест.
1.В каком из указанных случаев НЕ – приставка?
А). (Не)взрачный кустарник;
Б).(не)знакомый маршрут;
В). (не)здоровый, а больной человек;
Г). Дом вовсе (не)большой.
2. В каком из указанных случаев НЕ – часть корня?
А). (не)настная погода;
Б). (не)трудная задача;
В). (не)узкая, а широкая тропа.
Г). Нисколько (не) интересный
3. В каком случае НЕ – частица?
А). (не)добрый взгляд;
Б). (не)ряшливый вид;
В). (не)чуткое отношение;
Г). Ничуть (не)близкий
Творческая работа
Используя данные словосочетания, составьте небольшой текст – описание по картине
Н.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Неброская природа,
неглубокий снег,
необыкновенная берёза,
невиданная красота,
неожиданное чудо,
ничуть не скучная картина
Желаем успеха!
Картина
И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»