Борковский филиал МОУ «Казачинская средняя школа»
Неделя физики
в общеобразовательной школе
(для 7-9 классов)
Выполнил учитель физики Ячменников А. М.,
I квалификационная категория
2016 год
Программа недели физики
Открытие недели физики . Заочная викторина по физике: «Физика и в шутку и всерьез». Лекция с демонстрацией опытов по теме : «Атмосфера и мы».
Опыты по электричеству.
Доклады учащихся по физике.
Блиц-турнир по физике.
Закрытие недели физики. Подведение итогов.
Цели и задачи недели физики в школе
Цели:
Привитие интереса учащихся к урокам физики.
Активизация познавательной деятельности учащихся через различные формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся.
Повторение и углубление материала по физике, видение его с новой стороны.
Расширение кругозора учащихся.
Задачи:
Сделать школьную жизнь более интересной, насыщенной, запоминающейся.
Содействовать развитию самостоятельности добывания новых знаний с использованием научной литературы и интернета.
Предисловие
В последние годы интерес учащихся к изучению предметов естественно-математического цикла падает. Многие учащиеся считают эти предметы скучными и неинтересными. Поэтому одной из главных задач недели физики является необходимость показать, что физика может быть очень увлекательной и интересной. Так вопросы викторины «Физика и в шутку и всерьез» мною были взяты из книги Григория Остера «Физика». Его смешные вопросы легко могут заинтересовать любого учащегося, при всем при этом ответы на эти вопросы вполне серьезные, требуют знаний по физике.
Наша школа маленькая. У нас всего 20 учащихся. Поэтому в неделе физики принимают участие практически все учащиеся школы. Это также накладывает отпечаток на содержание недели физики.
Тема лекции : «Атмосфера и мы» выбрана не случайно. 2017 год объявлен годом чистоты. Воздух для большинства людей является чем-то неощущаемым, незаметным, а раз так, зачем беречь то, что не замечаешь. Чтобы увеличить интерес и внимание к лекции, я включил в нее ряд простых, но интересных опытов.
Темы докладов были предложены учащимся за 7 дней до недели физики исходя из способностей учащихся. Чтение докладов проходило перед аудиторией всей школы.
Блиц-турнир проходил следующим образом. Учащиеся одновременно получали карточки с заданиями. Ответив на вопрос, учащийся проверяет правильность ответа и получает новую карточку. Если ответ правильный, учащийся получает 1 балл, если нет, то 0 баллов. Побеждает тот, кто в течении 15 минут набирает большее количество баллов. После окончания турнира учитель указывает на ошибки, допущенные учащимися.
Лекция с демонстрацией опытов по теме: «Атмосфера и мы»
И растения, и животные, и люди для того чтобы жить все дышат воздухом. А где же находится воздух? А замечаем ли мы его? ( Когда дует ветер). В классе ветра нет, так что ж и воздуха что ли нет?
Опыты по обнаружению воздуха.
1.Воронку и стеклянную трубочку соединяем резиновой трубкой. Стеклянную трубочку опускаем в один сосуд с водой, а воронку в другой. Вдавливаем воронку , вода вытесняет находящийся под воронкой воздух и он в виде пузырьков выходит в другом сосуде с водой.
2. Стакан – «водолазный колокол». Возьмем стакан и широкий прозрачный сосуд, в который нальем немного воды и пустим пробку. Перевернутый вверх дном стакан опустим в воду так, чтобы пробка оказалась под стаканом. Пробка покажет, что вода в стакан вошла совсем немного. Что не пускает воду в стакан?
Такой опыт применяется в деятельности людей. «Водолазный колокол» - это большой металлический колпак, который открытой стороной опускают на дно водоема для производства каких-либо работ. После опускания его в воду, содержащийся в колпаке воздух сжимается и не пускает воду внутрь этого устройства. Только в самом низу остается немного воды. В таком колоколе люди могут двигаться и выполнять порученную им работу. Воздух для дыхания находящихся там людей подается под большим давлением, чтобы в рабочее пространство не проникала вода.
Воздух окутывает всю нашу планету и образует атмосферу (от греческого атмос – пар, воздух; сфера – шар). А весит ли воздух? У вас на столах лежат учебники. Возьмите их в руки. Чувствуете вес учебника? А теперь положите его на голову. Чувствуете его? А теперь попробуйте на руке воздух. Чувствуете? Нет?
Опыт по взвешиванию воздуха.
Из шара для взвешивания воздуха выкачиваем воздух и с помощью разновесов уравновешиваем его на весах. Затем впускаем воздух в шар, равновесие нарушается.
А как далеко от поверхности Земли простирается атмосфера? Современные исследования показали, что атмосфера простирается на несколько тысяч километров. Опыт показал, что воздух имеет вес и такая толща воздуха должна давить на поверхность Земли и на нас с вами с огромной силой. Чувствуем мы это? Нет. Быть может мы заблуждаемся?
Опыты по обнаружению атмосферного давления.
Стакан, полный воды, прикрываем плотной бумагой, придерживаем рукой и переворачиваем, после этого ладонь убираем. Бумага не отпадает. Что ее держит?
Из сосуда с краном выкачиваем воздух и закрываем кран. Затем трубку с краном переворачиваем и опускаем в сосуд с водой (воду предварительно подкрасить) и кран открываем. Вода бьет фонтаном. Что заставляет воду бить фонтаном?
Объяснение действия присоски.
Одним из первых, кто доказал существование атмосферного давления, был Отто Герике. В 1654 году в г. Магдебурге он провел следующий опыт. Он выкачал воздух из полости между двумя металлическими полушариями, сложенными вместе. Давление атмосферы так сильно прижало полушария друг к другу, что их не могли разорвать восемь пар лошадей.
А первым, кто измерил атмосферное давление, был итальянский ученый Эванджелиста Торричелли. Он взял стеклянную трубку длиной 1 м, запаянную с одного конца. Залил ее полностью ртутью, закрыл открытый конец трубки и перевернул ее в чашу с ртутью и под ртутью открыл конец трубки. Часть ртути при этом выливается в чашку, а часть ее остается в трубке. Высота столба ртути, оставшейся в трубке, равна примерно 760 мм (сделать рисунок на доске). Ученый утверждал, что атмосферное давление равно давлению столба ртути в трубке. Давайте вместе попробуем объяснить это.
Прибор для измерения атмосферного давления назвали барометр (от греч. барос – тяжесть, метрео – измеряю). Ртутный барометр очень неудобен: ртуть сильно ядовита и прибор громоздкий и хрупкий. К счастью, ученые придумали барометр без жидкости: барометр-анероид. (Демонстрация прибора).
Можно рассчитать, что на среднего человека давит атмосфера массой примерно 5 т. Почему же мы этого не замечаем. Дело в том, что внутри каждого человека есть свое внутреннее давление, которое компенсирует внешнее атмосферное давление. Внешнее атмосферное давление меняется в зависимости от погоды (циклон – область низкого , а антициклон – область высокого атмосферного давления). У здоровых физически людей внутреннее давление изменяется вместе с атмосферным, а вот у больных и старых оно не успевает за изменениями атмосферного давления, что приводит к низкому или высокому внутреннему давлению и, как следствие, сильным головным болям и болям в суставах.
Вы все, наверно, знаете при какой температуре лед плавится? Конечно при нуле градусов! Увы, это не совсем верно. Лед плавится при нуле градусов только при нормальном атмосферном давлении 760 мм рт.ст. Если давление будет больше нормального, то оно препятствует процессу плавления и лед будет таять уже не при нуле, а скажем при +2, +3 градусов по Цельсию. А при низком атмосферном давлении – при -2,-3 градусах
То же относится и к кипению. Вода кипит при температуре 100 градусов при нормальном атмосферном давлении. А если давление понизится , то вода может закипеть при более низкой температуре, скажем, 70 градусов. Не верите?
Опыт по кипению воды.
Нальем в толстостенную колбу воду с температурой 70 – 80 градусов и начнем из нее выкачивать воздух (тем самым уменьшать давление внутри колбы). Вода бурно вскипает.
Последнее время стал популярным горный туризм. Так вот туристам нужно учитывать выше изложенный факт о кипении. Зачем? Спросите вы. Дело в том, что с подъемом на высоту давление падает примерно на каждые 12м высоты на 1 мм рт.ст. И поэтому высоко в горах давление гораздо меньше нормального, и вода закипает там при более низкой, чем 100 градусов, температуре. При такой температуре пища не сварится. Как быть? Нужно с собой взять котелки с плотно прикрывающимися крышками. Тогда при нагревании пар под крышкой расширяется и создает большое давление и вода кипит при температуре 100 и более градусов.
Вопрос об атмосфере очень большой, и все рассмотреть в течении одной лекции невозможно. Поэтому разрешите мне закончить нашу лекцию. Если вам она понравилась, покажите это громкими аплодисментами. Спасибо за внимание.
Используемая литература.
А.В.Перышкин. Физика 7 класс. Москва, « Дрофа» 2010.
А.В.Перышкин. Физика 8 класс. Москва , «Дрофа» 2011.
Ф.В.Рабиза. Опыты без приборов. Москва. «Детская литература» 1988.
Опыты по электричеству
Электрическая расческа.
Потрите расческу о сухие волосы и поднесите ее к маленьким клочкам бумаги. Что наблюдаете? Такие и похожие на них явления назвали электрическими. (Далее кратко об истории электричества).
Опыты с эбонитовой и стеклянной палочками.
Возьмем эбонитовую палочку и потрем ее о кусок шерсти и аккуратно подвесим ее на штатив, предоставив возможность ей вращаться. Потрем о шерсть другую эбонитовую палочку и поднесем ее к первой эбонитовой палочке. Что наблюдаем? Палочки отталкиваются друг от друга. Но ведь заряжали их одинаково, значит на них одинаковые (одноименные) заряды. Делаем вывод: одноименные заряды отталкиваются.
Потрем о шелк стеклянную палочку и поднесем ее к первой палочке. Что наблюдаем? Палочки притягиваются. Вывод: на стеклянной палочке заряд иной, нежели на эбонитовой. Разноименные заряды притягиваются.
Опыты с султанчиками.
Потрем султанчик наэлектризованной палочкой. Что наблюдаем? Султанчик весь ощетинился. Что же такое с ним случилось? Объясните наблюдаемое явление на основе предыдущего опыта. (Выслушиваются мнения учащихся).
Возьмем два султанчика, закрепив их в электроизолирующих штативах, и наэлектризуем их эбонитовой и стеклянной палочками. Что наблюдаем? Султанчики протянули друг другу руки. Объясните.
Наэлектризуем оба султанчика эбонитовой палочкой и попробуем их приблизить друг к другу. Что мы видим? Султанчики поссорились, отпихиваются друг от друга. В чем же дело?
Маленькая молния (опыт с электроформной машиной)
А знаете что такое молния? (кратко о заблуждениях и истории изучения явления). Первыми объяснили природу молнии русский ученый М.В. Ломоносов и немецкий ученый Рихтер. К сожалению, при проведении опытов Рихтер был убит разрядом молнии.
Далее демонстрирую разряд маленькой молнии с помощью электроформной машины. Даже маленькая молния обладает большой силой: если подставить между шариками лист бумаги, разряд прошивает его.
А как уберечься от молнии? (Слушаем суждения учащихся).
Темы докладов
7класс. Явление инерции.
8класс. Круговорот воды в природе.
9 класс. Эта загадочная планета Марс.
Блиц-турнир (карточки с заданиями)
Что такое электрическое явление?
Способность заряженных тел воздействовать на электрические заряды.
Взаимодействие одинаковых зарядов.
Взаимодействие противоположных зарядов.
Способность заряженных тел взаимодействовать друг с другом.
Какое из перечисленных ниже веществ лучше всего проводит электрический ток?
Химически чистая вода.
Чистое железо.
Сплавы, содержащие железо.
Серебро.
Медь.
В каких единицах измеряют количество электричества (заряд)?
В амперах (А).
В вольтах (В).
В кулонах (Кл).
В ваттах (Вт).
В джоулях (Дж).
Почему электромонтеры, отсоединяя линию электропередачи используют особые резиновые перчатки, надевают на обувь резиновые боты для электриков и т.д.?
Чтобы изолировать свое тело от земли и других тел, которые проводят электрический ток и предотвратить протекание тока через свое тело.
Чтобы уберечься от ударов током.
Чтобы изолировать свое тело от земли.
5. Из чего состоит простейшая электрическая цепь?
1. Из источника тока, потребителя и измерительных устройств.
2. Из проводов и потребителей тока.
3. Из проводов, потребителей и переключателя.
4. Из источника тока, потребителя и переключателя, которые соединены проводами.
6. В каких единицах измеряют силу тока?
1. В вольтах (В).
2. В амперах (А).
3.В ваттах (Вт).
4.В джоулях (Дж).
5. В кулонах (Кл).
7. Почему так широко используют электроэнергию?
1. Удобно производить.
2. Удобно производить и передовать.
3.Удобно производить, передовать, распределять и преобразовывать в другие виды энергии.
4. Удобно преобразовывать в другие виды энергии.
5. Малые потери при передаче.
8. От чего зависит сопротивление проводника?
1. От размеров проводника.
2. От длины проводника, площади поперечного сечения, материала и температуры.
3. От размеров и расположения проводника.
4. От размеров и формы проводника.
5. От напряжения и протекающего тока.
9. Какое соотношение между единицами правильно?
1. 13 Вт = 0,13 кВт.
2. 150 Вт = 0,00015 МВт.
3. 1,2 кВт = 120 Вт.
4. 1500 мВт = 15 Вт.
5. 12,5 кВт = 12500 мВт.
10. Что такое электрический ток?
1. Ориентированное (упорядоченное) движение электрических зарядов в электрическом поле.
2. Движение атомов в проводнике.
3. Движение электронов в телах.
4. Движение ионов.
5.Движение электронов по проводу.
11. В каких единицах измеряют мощность тока?
1. В джоулях (Дж).
2. В кулонах (Кл).
3. В амперах (А).
4. В ваттах (Вт).
5. В ньютонах (Н).
12. В каких единицах измеряют работу тока?
1. В кулонах (Кл).
2. В амперах (А).
3. В ваттах (Вт).
4. В ньютонах (Н).
5. В джоулях (Дж).
13. В каком из упомянутых устройств выделяется при работе наибольшее количество тепла?
1. Электродвигатель.
2. Маломощная лампа.
3. Электропроигрыватель.
4. Электрокамин.
5. Телевизор.
14. Какое равенство верно?
1. 100 Вт = 0,0001 кВт.
2. 1,5 А = 1500 мА.
3. 200 В = 2 кВ.
4. 70 Дж = 700 Втс.
5. 1,25 кОм = 1200 Ом.
15. Какой материал применяется для изготовления нагревательных элементов электронагревательных устройств?
1. Никелин, у него сравнительно большое удельное сопротивление.
2. Медь, она хорошо проводит электрический ток.
3. Алюминий, он хорошо проводит электрический ток и легко обрабатывается.
4. Серебро, у него маленькое удельное сопротивление.
16. Что следует делать в первую очередь, оказывая помощь потерпевшему электротравму?
1. Проверить, дышит ли пострадавший.
2. Убедиться, бьется ли сердце пострадавшего и дышит ли он.
3. Выяснить, не ранен ли пострадавший.
4. Важно установить, проявляет ли пострадавший какие-либо признаки жизни.
5. Убедиться, не протекает ли все еще ток через пострадавшего и как можно быстрее прервать его, иначе от него пострадает и сам спасающий.
17. Почему в электроустройствах используют плавкие или биметаллические предохранители?
1. Чтобы при выходе из строя электроустройства уберечь все устройство в целом и не вызвать аварию в квартирной электросети.
2. Чтобы при случайном коротком замыкании сохранить устройство от дальнейшей порчи.
3. Чтобы не мешать использовать соседнюю электросеть.
4. Потому, что это предусмотрено заводами, изготовившими электроустройства.
18. Какой из этих аппаратов потребляет наибольший ток.
1. Телевизор.
2. Электрическая духовка.
3. Электрический чайник.
4. Пылесос.
5. Электролампочка в настольной лампе.
19. Какой электроизмерительный аппарат чаще всего используется в каждой семье?
1. Вольтметр.
2. Счетчик электроэнергии.
3. Ваттметр.
4. Омметр.
5. Амперметр.
20. Какой материал используют для спиралей электролампочек?
1. Вольфрам, у него высокая температура плавления.
2. Медь, она хорошо проводит электрический ток.
3. Никель ,он обладает довольно высоким удельным сопротивлением.
4. Угольная нить, у нее также большое удельное сопротивление.