СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неделя химии и биологии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная неделя по химии и биологии для обучающихся 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Неделя химии и биологии»

План недели химии





14.04.14. – конкурс стенгазет по химии и биологии

- конкурс творческих работ

15.04.14. – игра-викторина " Кто хочет стать лучшим химиком?"

16.04.14. – заседание кружка «Пищевая лаборатория»

17.04.14. – турнир «Кругосветное путешествие»

18.04.14. – викторина «Химия в свободное время»







Конкурс стенгазет









Игра-викторина по химии "Кто хочет стать лучшим химиком?"



Цель игры: проконтролировать знания учащихся по теме "Металлы"; формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии.



Оборудование: на доске написан вертикальный ряд цифр от 100 до 1000000 руб., соответствующих стоимости вопроса; два экземпляра вопросов (один у ведущего, а другой получает игрок) ; символы игры: "Пятьдесят на пятьдесят"; "Звонок другу", "Помощь зала".



Правила игры: Игра построена в стиле телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером?" В игре 15 вопросов. У игрока в запасе – 3 подсказки: помощь друга, пятьдесят на пятьдесят и помощь зала.

Ход игры

Первый тур "Отбор команд"

Отбор участников в играющих классах проводится предварительно. Оптимальный вариант проведения игры – между тремя классами. Задаются вопросы по теме "Металлы" – всего 25 вопросов. Каждый вопрос оценивается 10 баллами. От каждого класса формируется команда из шести учеников, набравших наибольшее количество баллов.

Вопросы по теме "Металлы"

Алхимики утверждали:

"Семь металлов создал свет

По числу семи планет. . . "

Назовите эту "великолепную семёрку". (Золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, ртуть.)





Какой из металлов в глубокой древности называли "небесной медью" и почему? (Железо. Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т. е. "небесного происхождения, обрабатывали его так же, как и медь.)

В каких географических названиях встречается медь? (Медногорск (город на южном урале) , остров Медный (один из Командорских островов) , Кипр (его название от латинского названия меди "купрум") .

Если бы существовал приз "за активность", то атомам какого из металлов вы бы его присудили? (Цезию, если не считать франций, которого практически нет в природе.)

Валентность натрия в соединениях. (Одновалентен)

Металл, который плавится в руке. (Цезий)

Бытовое название хлорида натрия. (Поваренная соль)

Разрушение металла под воздействием окружающей среды. (Коррозия)

Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? (Негашеная известь)

Какое молоко не пьют? (Известковое)

Самый тяжёлый металл. (Осмий)

Самый лёгкий металл. (Литий)

Техническое название карбоната натрия. (Сода)

Сплав меди и цинка. (Латунь)

Этот кристаллогидрат необходим и в строительстве и в медицине. (Гипс)

Они – "близнецы-братья", но один обладает мягким характером, а в остальном – сплошная серость. Другой имеет незапятнанно – белую "репутацию". Кто они? (Серый и белый чугун)



Железные лопаты, которые использовали при добыче медной руды, покрывались слоем меди. Значит ли это, что железо превращалось в медь? (Нет, произошла химическая реакция:

Процесс отдачи электронов атомам. (Окисление)

Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

Свойство металлов, которое лежит в основе их деления на лёгкие и тяжёлые. (Плотность)

Металл, который в средние века алхимики изображали в виде воина. (Железо)

Наука о способах получения и переработки металлов. (Металлургия)

Минерал, образующийся из остатков раковин древних животных. (Мел)

Самый активный восстановитель. (Франций)

Жидкость, которую используют для хранения натрия и калия. (Керосин)

Второй тур "Отбор игроков"

Отбор среди игроков всех команд проводится письменно. Последующая проверка выявляет пять победителей для отборочного этапа – участников третьего тура.

Примерные вопросы

Металлические свойства элементов главных подгрупп с ростом порядкового номера:

а) в начале усиливаются; затем ослабевают;

б) не изменяются;

в) усиливаются;

г) ослабевают.

На воздухе щелочные металлы быстро окисляются, поэтому их хранят:

а) под слоем вазелинового масла;

б) под слоем растительного масла;

в) под слоем этилового спирта;

г) в атмосфере аргона.

Для щелочных металлов характерные

1) высокая плотность;

2) пластичность;

3) металический блеск;

4) электропроводность;

5) жёлто-красный цвет;

6) все они легко режутся ножом.

Какие из перечисленных свойств соответствует действительности?

а) 2, 4, 5;

б) 3, 4, 5, 6;

в) 1, 3, 4, 5;

г) 2, 3, 4, 6.

Соли натрия и калия окрашивают пламя горелки соответственно в цвет:

а) розовый и малиновый;

б) фиолетовый и голубой;

в) жёлтый и фиолетовый;

г) жёлтый и синий.

Щелочные и щёлочно-земельные металлы активно реагируют с :

1) водой;

2) галогенами;

3) оксидом кремния;

4) кислотами;

5) спиртами;

6) растворёнными в воде солями;

7) легко режутся ножом;

8) в чистом виде имеют голубую окраску.

Какие свойства указаны ошибочно?

а) 2, 4, 6, 7, 8;

б) 3, 6, 7, 8;

в) 1, 2, 4, 8;

г) 2, 5, 6.

Найдите соответствие между химическими и техническими названиями соединений кальция: 1) негашёная известь; а) гидроксид кальция;

2) гашёная известь; б) нитрат кальция;

3) кальциевая селитра; в) гидрат сульфата кальция;

4) алебастр. г) оксид кальция.

Щелочные и щёлочно-земельные металлы взаимодействуют с:

a) Cl2, Ar, CuSО4, NaOH;

б) H2SО4, CuCl2, CCl4, Br2;

в) галогенами, водой, водородом, кислотами, кислородом;

г) щелочами, солями, оксидами, металлами.

Гидриды щелочных и щёлочно-земельных металлов взаимодействуют с водой с образованием:

а) соли и воды;

б) щёлочи и водорода;

в) щёлочи и кислорода;

г) соли.

Щелочные и щёлочно-земельные металлы в свободном виде в природе не встречаются, потому что:

а) их в природе крайне мало;

б) эти металлы химически активны;

в) эти вещества особенно гигроскопичны;

г) эти металлы получают электролизом.

Первое место среди металлов по распространённости в природе принадлежит:

а) железо;

б) алюминий;

в) кремний;

г) кальций.

В промышленности алюминий получают:

а) в доменных печах;

б) методами гидрометаллургии;

в) пирометаллургическими методами;

г) электролизом расплавов бокситов.

Алюминий при определённых условиях реагирует с:

1) галогенами;

2) водородом;

3) водой;

4) серой;

5) азотом;

6) углем;

7) кислотами;

8) растворами щелочей;

9) оксидом железа;

10) песком.

Какие из перечисленных реакций невозможны?

а) все реакции возможны;

б) 2, 3, 10;

в) 2, 8, 10;

г) 10.

Первый ученик сказал, что корунд синего цвета, второй – красного цвета. Кто из них прав?

а) второй прав, первый не прав;

б) первый прав, второй не прав;

в) оба правы;

г) оба не правы.

Железо при определённых условиях реагирует с:

1) водой;

2) водородом;

3) кислородом;

4) галогенами;

5) цинком;

6) кислотами;

7) солями.

Какие из перечисленных реакций возможны?

а) 2, 3, 4, 5, 6, 7;

б) 3, 4, 5, 6, 7;

в) 2, 3, 4, 6, 7;

г) 1, 3, 4, 6, 7.

Железо нельзя получить:

а) восстановлением из оксидов;

б) восстановлением из амальгамы;

в) алюминотермией;

г) электролизом.

Ответы: 1 – в; 2 – а, 3 – г; 4 – в; 5 – 6; 6 – (1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – в); 7 – в; 8 – б; 9 – б; 10 – б; 11 – г; 12 – а; 13 – в; 14 – г; 15 – б.

Третий тур "Игра"

Победители второго тура отвечают на вопросы, достоинством от 100 до 1000000 очков. Если оди игрок даёт неверный ответ, в игру вступает другой игрок. Жюри ведут подсчёт правильных ответов.

Несгораемые суммы: 1000 и 32000. Набравшие 32000 баллов получают оценки "5" по теме "Металлы". Набравший максимальное число баллов – 1млн. – объявляется лучшим химиком первой четверти и получает оценку "5" за первую четверть.

В случае затруднений предусмотрены три подсказки:

"50 на 50" – убрать 2 неверных ответа;

"Помощь друга" – помощь игрока из своей команды;

"Помощь зала" – все учащиеся голосуют за варианты ответа поднятием рук.

Ниже приведены вопросы, соответствующие различным очкам.

100 очков.

Какой металл находится в жидком агрегатном состоянии?

а) Медь; б) свинец; в) ртуть; г) серебро.

Какой металл входит в состав гемоглобина?

а) Магний; б) железо; в) медь; г) калий.

Какой металл входит в состав хлорофилла?

а) Литий; б) медь; в) магний; г) кальций.

Какой металл обладает бактерицидными свойствами?

а) Серебро; б) свинец; в) олово; г) цинк.

Какой металл может "болеть чумой"?

а) Алюминий; б) свинец; в) серебро; г) олово.

200 очков.

В какой цвет окрашивают пламя ионы натрия?

а) Жёлтый; б) синий; в) красный; зелёный.

В какой цвет окрашивают пламя ионы калия?

а) Синий; б) жёлтый; в) фиолетовый; г) красный.

З. В какой цвет окрашивают пламя ионы лития?

а) Фиолетовый; б) малиновый; в) синий; жёлтый.

В какой цвет окрашивают пламя ионы кальция?

а) 3елёный; б) жёлтый; в) синий; г) красный.

В какой цвет окрашивают пламя ионы бария?

а) Красный; б) малиновый; в) жёлтый; зелёный.

300 очков.

Электронное строение атома натрия:

a) 1s22s23p63s23p64s2;

б) 1s22s22p63s1;

в) 1s22s22p3;

г) 1s22s22p63s23p1.

Электронное строение атома кальция:

а) 1s22s22p63s23p64s2;

б) 1s22s22p63s1;

в) 1s22s22p3;

г) 1s22s22p63s23p1.

Электронное строения атома алюминия:

а) 1s22s22p63s23p64s2;

б) 1s22s22p63s1;

в) 1s22s22p3;

г) 1s22s22p63s23p1.

Электронное строение атома калия:

а) 1s22s22p63s23p64s2;

б) 1s22s22p63s1;

в) 1s22s22p63s23p64s1.

г) 1s22s22p63s23p1.

Электронное строение атома железа:

а) 1s22s22p63s23p63d64s2;

б) 1s22s22p63s23p64s2;

в) 1s22s22p63s23p64s1.

г) 1s22s22p63s23p1.

500 очков

Тип кристаллической решётки алюминия:

а) молекулярная;

б) ионная;

в) атомная;

г) металлическая.

Тип кристаллической решётки натрия:

а) молекулярная;

б) ионная;

в) атомная;

г) металлическая.

Какой из перечисленных элементов проявляет наиболее ярко выраженные металические свойства:

а) натрий;

б) литий;

в) магний;

г) алюминий.

Какой из перечисленных элементов проявляет наименее ярко выраженные металические свойства:

а) кальций;

б) литий;

в) алюминий;

г) калий.

Распределение электронов по слоям в ионе магния:

а) 2е, 8е;

б) 2е, 8е, 2е;

в) 2е, 8е, 8е, 4е;

г) 2е, 8е, 4е.

1000 очков

"Гашёная известь" – так называют гидроксид:

а) меди; б) цинка; в) кальция; г) калия.





"Негашеная известь" – так называют оксид:

а) калия; б) магния; в) бария; г) кальция.

"Известковое молоко"- так называют гидроксид:

а) калия; б) кальция; в) алюминия; г) магния.

"Жжёная магнезия"- так называют оксид:

а) бария; б) магния; в) кальция; г) алюминия.

"Известковая вода"- так называют раствор гидроксида:

а) кальция; б) калия; в) натрия; г) лития.

2000 очков

Назовите элемент-металл, который входит в состав рубина, граната, сапфира, бирюзы:

а) алюминий; б) калий; в) кальций; г) натрий.

Название этого металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает: "Известь":

а) барий; б) кальций; в) магний; г) калий.

На некоторых древних языках этот металл именуется "небесным камнем":

а) медь; б) магний; в) железо; г) серебро.

Сплав этого металла и меди (бронза) изготовлялся ещё в третьем тысячелетии до нашей эры:

а) цинк; б) свинец; в) серебро; г) олово.

Некоторые учёные полагают, что название этого металла произошло от санскритского "джальда". Он занимает по распространённости второе место после алюминия, но в самородном виде встречается редко:

а) магний; б) железо; в) серебро; г) медь.

4000 очков





Какова формула высшего оксида элемента, имеющего строение электронных слоев 2е, 8е, 3е:

a) RO2; б) RO; в) R2O5; г) R2O3.

Выберите формулу амфотерного оксида:

а) СаО; б) Аl2O3; в) МgО; г) К2O.

Какова формула высшего оксида элемента имеющего строение электронных слоев 2е, 8е, 2е:

  1. RО2; б) RO; в) R2О5; г) RО3.

Какова формула высшего оксида элемента, имеющего строение электронных слоев 2е, 8е, 1е:

  1. RО2; б) RO; в) RО3; г) R2О.

Корунд – это вещество, формула которого:

а) СаО; б) СаСO3; в) Аl2O3; г) FeS2.

8000 очков

При взаимодействии щелочных металлов с водой образуются:

а) гидриды и кислород;

б) щёлочи и водород;

в) пероксиды и водород;

г) оксиды и вода.

При пропускании углекислого газа через водный раствор гашёной извести образуется:

а) гидроксид кальция;

б) угольная кислота;

в) осадок карбоната кальция;

г) осадок оксида кальция.



Какую пару веществ можно взять для получения гидроксида алюминия при обычных условиях:

а) алюминий и вода;

б) оксид алюминия и вода;

в) хлорид алюминия и гидроксид калия;

г) оксид алюминия и гидроксид натрия.

С каким веществом железо не реагирует:

а) сера;

б) кислород;

в) нитрат ртути(II) ;

г) хлорид калия.

Между какими веществами реакция невозможна:

а) железо и нитрат цинка;

б) железо и нитрат меди (II) ;

в) железо и нитрат ртути (II) ;

г) железо и нитрат свинца (II) .

16000 очков

Катион железа (III) можно обнаружить раствором:

а) щёлочи;

б) нашатыря;

в) серной кислоты;

г) медного купороса.

Гидроксид железа (III) имеет цвет:

а) зелёный;

б) коричневый;

в) синий;

г) белый.

Катион железа (II) можно распознать раствором:

а) кислоты;

б) щёлочи;

в) медного купороса;

г) нашатыря.

Гидроксид железа (II) имеет цвет:

а) белый;

б) синий;

в) зелёный;

г) коричневый.

При взаимодействии роданида калия с хлоридом железа (III) , раствор приобретает цвет:

а) кроваво-красный;

б) тёмно-синий;

в) жёлто-зелёный.

г) кирпично-красный.

32000 очков

Определите формулу вещества X в схемах превращений:

FeO+H2 — X+HCl — FeCl2.

a) Fe2O3; б) Fe; в) FeCl2; г) Fe(OH)2.

ZnS+О2 — A+KOH — X.

a) SО2; б) SО3; b) H2SО3; г) H2SО4.

Аl2О3+НСl — А+КОН — Х

а) Аl; б) Аl2О3; в) АlСl3; г) Аl(ОН)3.



Ca+H2 — A+H2O — X.

a) Ca(OH)2; б) CaO; в) СаСО3; г) Са(НСО3)2.

FeCl2+NaOH — A+О2+H2O — X.

a) Fe(OH)2; б) Fe2О3; в) Fe (OH)3; г) FeO.

64000 очков

Купоросы этих двух металлов широко применяются в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями:

А) медь и железо;

Б) медь и кальций;

В) алюминий и натрий;

Г) магний и железо.

Он примечателен как всесторонне «нечётный» металл: атомный номер 19, атомная масса 39, во внешнем электронном слое один электрон.

Что это за металл?

А) натрий;

Б) калий;

В) рубидий;

Г) литий.

З. Ионы какого металла придают морской воде горький вкус:

А) ионы магния;

Б) ионы кальция;

В) ионы бария;

Г) ионы железа.

Сплав этого металла с медью (латунь) известен с древних времён. В чистом виде, впервые был получен в 12 веке.

А) олово;

Б) серебро;

В) цинк;

Г) свинец.

Каким металлом можно покрыть изделие из железа с целью защиты его от коррозии:

А) натрием, как самым активным металлом;

Б) кальцием, который хорошо реагирует с водой и кислородом;

В) серебром, как одним из самых неактивных металлов;

Г) цинком, который способен образовывать защитную плёнку на поверхности.

125000 очков

Какое свойство алюминия позволяет использовать его как покрытие стальных изделий?

А) теплопроводность;

Б) твёрдость;

В) коррозионная стойкость;

Г) ковкость.

Какие металлы, кроме алюминия, используют в металлотермии при восстановлении металлов из их соединений?

А) кальций и магний;

Б) кальций и барий;

В) кальций и натрий;

Г) кальций и железо.

Алюмотермией не получают металлический:

А) цинк;

Б) медь;

В) хром;

Г) калий.

Рафинирование меди или никеля электролизом относится к способу получения металла:

А) металлотермией;

Б) электрометаллургией;

В) алюмотермией;

Г) водородотермией.

Какой металл нельзя получить в чистом виде из его оксида восстановлением водородом:

А) вольфрам;

Б) железо;

В) кальций;

Г) медь.

250000 очков

Гуси спасли Рим, а какой металл, по мнению токсикологов, погубил Рим?

А) олово;

Б) золото;

В) свинец;

Г) серебро.

Руда, наиболее богатая железом:

А) магнетит Fe3O4;

Б) гематит Fe2O3,

В) лимонит Fe2O3*H2O;

Г) пирит FeS2.

Какую ёмкость нельзя брать для приготовления и хранения раствора медного купороса:

А) эмалированный таз;

Б) железное ведро;

В) стеклянную бутыль;

Г) бочонок из древесины.

Какой из металлов электронные формулы строения атомов которых приведены, более других подвержен коррозии:

A) ls22s22p63s1;

B) ls22s22p63s23p64s23d6;

B) ls22s22p63s23p64s23d10;

Г) ls22s22p63s23p1.

Для производства алюминия в промышленности используют восстановитель:

А) углерод;

Б) оксид углерода (II);

В) электрический ток;

Г) водород.

500000 очков

Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковыми, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда?

А) олово;

Б) серебро;

В) медь;

Г) алюминий.



Император Наполеон III на банкете велел подать для почётных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слёз: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки?

А) из алюминия;

Б) из олова;

В) из цинка;

Г) из свинца.

Д. И. Менделееву подарили весы, одна чашка которых была из алюминия. Из какого металла была другая чашка?

А) из серебра;

Б) из цинка;

В) из золота;

Г) из олова.

В 1854 году стоимость одного кг этого металла составляла 1200 рублей, т. е. в 270 раз дороже серебра, а в 1899 году – 1 рубль. Что это за металл?

А) золото;

Б) цинк;

В) медь;

Г) алюминий.

Этому русскому учёному подарили набор столовой посуды из драгоценного металла -алюминия. (В 1889 году алюминий был в 9 раз дороже золота.) Кому торжественно вручили набор?

А) А.М. Бутлерову;

Б) А.П. Бородину;

В) Д.И. Менделееву;

Г) В.В. Марковникову.

1000000 очков

Какой датский учёный впервые получил алюминий?

А) Х. Эрстед;

Б) Г. Дэви;

В) Р. Бойль;

Г) Дж. Пристли.

Какой английский учёный впервые получил магний?

А) Р. Бойль;

Б) Г. Дэви;

В) А.Л. Лавуазье;

Г) Дж. Пристли.

Какой английский учёный впервые получил кальций?

А) Дж. Дальтон;

Б) Р. Бойль;

В) Г. Дэви;

Г) А.Л. Лавуазье.

Какое английский учёный впервые получил натрий и калий?

А) А.Л. Лавуазье;

Б) Дж. Дальтон;

В) Р. Бойль;

Г) Г. Дэви.

Какой шведский учёный впервые открыл литий?

А) И. Арфведсон;

Б) Г. Дэви;

В) Й. Берцелиус;

Г) С. Аррениус.

Ответы:

100. 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – а; 5 – г.

200. 1 – а; 2 – в; 3 – б; 4 – г; 5 – г.

300. 1 – б; 2 – а; 3 – г; 4 – в; 5 – а.

500. 1 – г; 2 – г; 3 – а; 4 – в; 5 – б.

1000. 1 – в; 2 – г; 3 – б; 4 – б; 5 – а.

2000. 1 – а; 2 – 6; 3 – в; 4 – г; 5 – 6.

4000. 1 – г; 2 – б; 3 – б; 4 – г; 5 – в.

8000. 1 – 6; 2 – в; 3 – в; 4 – г; 5 – а.

16000. 1 – а; 2 – 6; 3 – 6; 4 – в; 5 – а.

32000. 1 – б; 2 – б; 3 – г; 4 – а; 5 – в.

64000. 1 – а; 2 – б; 3 – а; 4 – в; 5 – г.

125000. 1 – в; 2 – а; 3 – г; 4 – б; 5 – в.

250000. 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – в.

500000. 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – г; 5 – в.

1000000. 1 – а; 2 – 6; 3 – в; 4 – г; 5 – а.

















Заседание кружка «Пищевая лаборатория»

Вредные пищевые добавки Е

Покупка любого продукта должна начинаться с изучения этикетки



Прежде чем что-то приобрести, специалисты советуют внимательно изучить состав, посмотреть, какие ингредиенты в него входят и только потом уже решать: совершать покупку или нет. Обращайте внимание на ту часть упаковки продуктов детского питания или биологических активных добавок (БАД), где указывается их состав. Там часто можно увидеть маркировку - буква Е (E) (от названия «Европа») с тремя цифрами (характеристика пищевой добавки к продукту). Так обозначаются пищевые добавки, которые применяются во всем мире в качестве консервантов, стабилизаторов, загустителей, разрыхлителей, усилителей вкуса и аромата, пеногасителей, антиоксидантов, чтобы улучшить питательные свойства продукта, увеличить срок его годности, придать ему лучший внешний вид.



Почти все пищевые добавки являются химическими веществами искусственного происхождения. Поэтому даже самые безопасные пищевые добавки могут вызвать у особо чувствительных людей индивидуальную реакцию. Но есть такие вредные пищевые добавки, которые вредны и даже опасны для любого организма. Однако не все производители предупреждают покупателей о том, что в их продукции присутствуют ингредиенты с индексом Е. На некоторых продуктах не указаны конкретные пищевые добавки, а лишь сказано, что в состав входят пищевые красители, консерванты, стабилизаторы. Экологи говорят, что от товара с подобной информацией лучше отказаться, особенно если он импортный. Нет никаких гарантий, что в изготовлении этого продукта использованы только разрешенные пищевые добавки.



Все индексы сведены в таблицы, из которых каждый потребитель может узнать интересующие его сведения.



Система пищевых ингредиентов с индексом Е включена в кодекс ВОЗ-ФАО (ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения; ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН) для пищевых продуктов (Codex Alimentarius, Ed. 2, V. 1) как международная цифровая система. Новая редакция Санитарных правил и норм (СанПиН), утвержденная в 1996 году Минздравом РФ, содержит полный перечень пищевых добавок с индексом “Е”: как разрешенных, так и запрещенных.



Код, начинающийся на 1, означает красители; на 2 - консерванты, на 3 - антиокислители (они предотвращают порчу продукта), на 4 - стабилизаторы (сохраняют его консистенцию), на 5 - эмульгаторы (поддерживают структуру), на 6 - усилители вкуса и аромата, на 9 - антифламинговые, то есть противопенные вещества. Индексы с четырехзначным номером говорят о наличии подсластителей - веществ, сохраняющих рассыпчатость сахара или соли, глазирующих агентов.

Пищевые добавки Е, не оказывающие вредного воздействия на здоровье человека, при использовании для изготовления пищевых продуктов. (СанПин. 2.3.2. 1078-01)



Пищевые добавки - красители:



Е-100, E-101, E-102, E-103, E-104, E-107, E-110, E-120, E-122, E-124, E-128, E-129, E-131, E-132, E-133, E-140, E-141, E-142, E-143, E-150а, E-150b , E-150с, E-150d, E-151, E-152, E-153, E-155, E-160а, E-160b, E-160с, E-160d, Е-160e, Е-160f, Е-161a, Е-161b, Е-161c, Е-161d, Е-161e, Е-161f, Е-161g, Е-162, Е-163, Е-170, Е-171, Е-172, Е-174, Е-175, Е-181, Е-182.

Пищевые добавки - консерванты:



Е-200, Е-201, Е-202, Е-203, Е-209, Е-210, Е-211, Е-212, Е-213, Е-214, Е-215, Е-216, Е-217, Е-218, Е-219, Е-220, Е-221, Е-222, Е-223, Е-224, Е-225, Е-226, Е-227, Е-228, Е-230, Е-231, Е-232, Е-234, Е-235, Е-236, Е-237, Е-238, Е-239, Е-241, Е-249, Е-250, Е-251, Е-252, Е-260, Е-261, Е-262, Е-263, Е-264, Е-265, Е-266, Е-270, Е-281, Е-282, Е-283, Е-290 (газ для насыщения напитков), Е-296 (яблочная кислотарегулятор кислотности), Е-297 ( фумаровая кислотарегулятор кислотности).

Пищевые добавкиантиокислители:



Е-300 (аскорбиновая кислота), Е-301, Е-302, Е-303, Е-304, Е-305, Е-306, Е-307, Е-308 (синтетический), Е-309 (синтетический), Е-310, Е-311, Е-312, Е-314, Е-315, Е-316, Е-317, Е-318, Е-319, Е-320, Е-321, Е-322, Е-323, Е-325, Е-326, Е-327, Е-328, Е-329, Е-330, Е-331(замещенный), Е-332(замещенный), Е-333, Е-334, Е-335(замещенный), Е-336(замещенный), Е-337, Е-338, Е-339(замещенный), Е-340(замещенный), Е-341(замещенный), Е-342(замещенный), Е-343(замещенный), Е-345, Е-349, Е-350(замещенный), Е-351(замещенный), Е-352, Е-353, Е-354, Е-355, Е-356, Е-357, Е-359, Е-363, Е-366, Е-367, Е-368, Е-375, Е-380, Е-381, Е-383, Е-384, Е-385, Е-386, Е-387, Е-391.

Пищевые добавкизагустители:



Е-400, Е-401, Е-402, Е-403, Е-404, Е-405, Е-406, Е-407, Е-407a, Е-409, Е-410, Е-411, Е-412, Е-413, Е-414, Е-415, Е-416, Е-417, Е-418, Е-419, Е-420, Е-421, Е-422, Е-430, Е-431, Е-432, Е-433, Е-434, Е-435, Е-436, Е-440, Е-442, Е-444, Е-445, Е-446, Е-450, Е-451, Е-452, Е-459, Е-462, Е-466, Е-468, Е-469.

Пищевые добавкиэмульгаторы:



Е-460, Е-461, Е-463, Е-464, Е-465, Е-467, Е-470, Е-471, Е-472a, Е-472b, Е-472c, Е-472d, Е-472e, Е-472f, Е-472g, Е-473, Е-474, Е-475, Е-476, Е-477, Е-478, Е-479, Е-480, Е-481, Е-482, Е-483, Е-491, Е-492, Е-493, Е-494, Е-495, Е-496.

Пищевые добавки – регуляторы кислотности и разрыхлители, препятствующие слеживанию и комкованию:



Е-500, Е-501, Е-503, Е-504, Е-505, Е-507, Е-508, Е-509, Е-510, Е-511, Е-513, Е-515, Е-516, Е-517, Е-518, Е-519, Е-520, Е-521, Е-522, Е-523, Е-524, Е-525, Е-526, Е-527, Е-528, Е-529, Е-530, Е-535, Е-536, Е-538, Е-539, Е-541, Е-542, Е-550, Е-551, Е-552, Е-553, Е-554, Е-555, Е-556, Е-558, Е-559, Е-560, Е-570, Е-574, Е-575, Е-576, Е-577, Е-578, Е-579, Е-580, Е-585 (лактат железа, стабилизатор окраски).

Пищевые дoбавки – усилители вкуса и аромата:



E-620, E-621(замещенный), E-622(замещенный), E-623, E-624(замещенный),Е-524, E-625, E-626, E-627(замещенный), E-628(замещенный), E-629, E-630, E-631(замещенный), E-632, E-633, E-634, E-635(замещенный), E-636, E-637, E-640, E-641, E-642.

Зачем нужны пищевые добавки?



Пищевые добавки использовались в питании с давних времен. В продукты добавляли натуральные красители, ароматизаторы, консерванты. Именно благодаря пищевым добавкам: консервантам, стабилизаторам, усилителям вкуса, эмульгаторам, продукты приобретают красивый цвет, вкус, запах.



Проблема в том, что все чаще в промышленности стали использовать не натуральные добавки, а синтетические. Это раньше, чтобы булочка пахла ванилью, стручки натуральной ванили растирали в порошок. Затем синтезировали вещество, которое и придает продуктам соответствующий запах и вкус. И теперь ванильное мороженое и ванильный крем обязаны своим происхождением именно искусственному ванилину. Многие производители не скрывают, что делают ставку исключительно на искусственные добавки: мол, натуральное сырье-дорогое и запасы его не небезграничны. К тому же натуральные добавки «плохо ведут себя» непосредственно в технологическом процессе: ароматизаторы – слабые, красители -неустойчивые.



Таким образом, применение пищевых добавок — это часть современной технологии производства продовольственных товаров. С их помощью улучшаются питательные свойства продукта и внешний вид, увеличивается его срок хранения.



В настоящий момент многие российские предприятия пищевой промышленности переходят во владение иностранных инвесторов. Те, в свою очередь, внедряют в производство западные технологии, которые характеризуются широким использованием рафинированных, синтетических и искусственных ингредиентов. Параллельно с этим идет постоянный рост импорта продовольственных товаров в нашу страну, и российский потребитель все чаще пробует «искусственные» новинки заграничной продукции. А снижение потребления нашими соотечественниками натуральных продуктов, снабжающих организм необходимыми для его жизнедеятельности веществами, приводит к замене этих продуктов на рафинированную, недоброкачественную пищу, искусственно обогащенную витаминами и микроэлементами.



При этом обнаруживается (почти в 100% случаев) прямая зависимость от цены: чем дороже препарат, тем больше вреда он наносит организму. Как считают специалисты, подобные продукты нельзя употреблять без учета физического состояния человека, климата, в котором живет больной, экологии и т.п. Полностью определить размер полученного вреда можно будет только через 10-12 лет.

Наиболее распространенные пищевые добавки



Пищевые красители:



Тартразин (E-102), Желто-оранжевые (E-110), Эритрозин (Е-127), Азорубин (Е-122), Амарант (Е-123), Красная кошениль (Е-124), Бриллиантовая чернь BN (Е-151).



В России Амарант запрещен с 70-х годов, но используется зарубежными странами. Зато на западе идет война с глютоматом натрия E-621, усилителе вкуса, который добавляется в блюда быстрого приготовления, консервы, соусы, приправы, чипсы, маринады, колбасу.

Консерванты:



Бензойная кислота (Е-210), Бензоаты (E-211-219), Сульфиты и их производные (E-220-227), Нитриты (E-249-252).

Вкусовые добавки:



Глютамат натрия (Е-621), Глютамат калия (Е-622), Глютамат кальция (Е-623), Глютамат аммония (Е-624), Глютамат магния (Е-625).

Ароматизаторы:



Глутаматы (В 550-553).

Продукты, содержащие сульфиты:



салаты из помидоров, моркови, перца, лука, уксус, маринады и соления, фруктовые соки, вино, пиво, наливки, ликеры, желатин, сушеные овощи, колбасный фарш, сыры, соусы к мясу, рыбе, консервированные овощи, супы, сухие суповые смеси, морепродукты, свежая рыба, смеси для выпечки.

Продукты, в состав которых часто входит тартразин (Е-102):



жареный хрустящий картофель, окрашенный в оранжевый цвет, готовые пироги, коврижки, пряники, пудинги, глазурь, замороженные хлебобулочные изделия, хлеб из теста быстрого приготовления, шоколадная стружка, готовые смеси для приготовления теста, окрашенные газированные и фруктовые напитки, цветной зефир, карамель, драже, обертка для конфет, хлопья.

Вредны ли пищевые добавки Е?



Многие люди с недоверием относятся к пищевым добавкам с кодом Е и считают их вредными для здоровья. В то время как сециалисты-пищевики считают, что буква «Е» не так уж и страшна, поскольку применение этих ингредиентов разрешено в большинстве стран и употребление продуктов, содержащих эти добавки, не дает побочных эффектов. Но у экологов и медиков часто иное мнение. Они утверждают, что многочисленные пищевые добавки имеют свойство накапливаться в организме человека и могут вызывать различные реакции: от расстройств желудка до обострения и развития серьезного заболевания.



Если верить данным Агентства Продовольственной Безопасности, опубликованным в Интернете, то консерванты Е-230, Е-231 и Е-232 используемые при обработке фруктов (поэтому апельсины и бананы хранятся в магазинах в течение длительного времени и не портятся), представляют собой не что иное, как... ФЕНОЛ! Это вещество, попадая в наш организм хотя бы в малых дозах, провоцирует рак, а в больших – является чистым ядом. Несмотря на то, что консерванты наносят на кожуру фрукта, чтобы предотвратить его порчу, человек все равно может пострадать от фенола. Ведь не все моют фрукты перед едой. К примеру, некоторые лишь очищают бананы от кожуры, а потом теми же руками берутся за его мякоть.



Между тем, согласно данным этого же агентства, существуют не только безвредные, но даже и полезные "Е". Например, добавка Е-163 (краситель) - всего лишь антоциан из виноградной кожуры. Е-338 (антиокислитель) и Е-450 (стабилизатор) - безобидные фосфаты, которые необходимы для наших костей.



Проконсультировавшись с экспертами в этой области, можно резюмировать следующее: многие из таких веществ на самом деле являются очень распространенными и вполне безобидными. Например, E-330 — это не что иное, как лимонная кислота, а E-284 — борная кислота. Вазелин значится под номером E-905b, а ксилит — E-967. Однако можно взглянуть на все это с другой стороны — те же газированные воды содержат, как правило, гораздо больше лимонной кислоты, чем той, что требуется человеку, и которую он в принципе получает из цитрусовых, но в куда меньших количествах. Вкупе с воздействием углекислого газа, заставляющего воду шипеть и пузыриться, а желудок — выделять желудочный сок, по мнению медиков, это прямая дорога к гастриту.



Теоретически считается, что использование пищевых добавок технологически оправданно и необходимо, они проверены на безопасность для человека. Но это в теории, а на практике получается так, что употребление некоторых из этих соединений в составе пищи может иметь для некоторых групп населения весьма нежелательный эффект (например, аллергические высыпания). Ведь постоянное поедание таких компонентов в нашем рационе матушкой-природой предусмотрено не было. Или было, но не в таких количествах. И свалившаяся вдруг на наши головы целая "таблица Менделеева" дополнительных веществ, столь "разнообразившая" наше меню, в дальнейшем вполне может привести и к более плачевным последствиям.









Турнир «Кругосветное путешествие»

Цель:

Актуализировать знания школьников;

Развить умение устанавливать межпредметные связи, совершенствовать быстроту мышления;

Воспитывать чувство товарищеской взаимной поддержки, интерес к предметам «биология» и «география».



Оборудование:

Физическая карта мира, карточки с заданиями, компьютер, доска.

Тип: познавательная игра

Форма: соревнование



Ход мероприятия:

1 этап. Кто быстрее?

Командам предлагается определить географические термины, понятия. /1 бал/



Сахара – самая большая пустыня на севере Африки.

Ген – единица наследственной информации.

Нил – самая длинная река.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических, который осуществляется в зеленых растениях.

Урал – горы, отделяющие Европу от Азии.

Клетка – мельчайшая структурная единица организма.

Евразия – самый большой материк на планете.

Микроскоп – прибор для увеличения наименьших предметов в сотни и тысячи раз.

Байкал – самое глубокое озеро мира.

Цветок – орган размножения покрытосеменных растений.

Каспийское море - самое большое озеро Евразии.

Митоз – один из способов деления клетки.

2 этап. «Биолого - географическая анаграмма»

Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получались или географические термины, или названия географических объектов. На выполнение задания дается 3 минуты. Выполняет вся команда .Ответы сдают жюри/1 бал/

УДАР – Р _ _ _ (РУДА полезное ископаемое).

ФОРТ – Т _ _ _ (ТОРФ полезное ископаемое).

АРБА – А _ _ _ (АРАБ национальность ).

КАРЕ – Р _ _ _ (РЕКА водоем).

РИФ + ПАС – С _ _ _ _ _ (САПФИР минерал синего, голубого цвета).

3 этап. Конкурс капитанов «Эрудит».

В этом конкурсе участвуют капитаны с каждой команды. Капитан должен за 30 секунд дать ответ на вопрос / 2 бала/. В случае если капитан не сможет ответить помогает команда. При этом за ответ снижается 1бал.

Какую погоду приносит циклон? (Ответ: Пасмурную, дождливую).

Как называется финансовое предприятие, где накапливаются и распределяются финансы (Ответ: Банк).

Самый твердый минерал на Земле (Ответ: Алмаз).

Какая страна выпускает автомобили марки «Вольво»

(Ответ: Щвеция).

Как называют тучу, образующуюся над большими городами и содержащую пыль, газы, сажу (Ответ: Смог).

Назови научно-исследовательское учреждение, котором сохраняются типичные или уникальные за определенной территории природные комплексы (Ответ: Заповедник).



4 этап. «Именные термины»

В этом конкурсе команды отвечают по очередности. Отгадайте географические термины и названия, в которых есть имена людей:



КЛИМ _ _ - режим погоды местности

(КЛИМАТ)

_ _ _ АННА - город, река в США и тип биомассы

(САВАННА)

_ ЛЮДА - слоистый минерал

(СЛЮДА)

_ _ ИЯ – часть света

(АЗИЯ)

_ ИВАН – государство в Западной Азии

(ЛИВАН)

ИРА _ - государство в Юго-Западной Азии

(ИРАК)

5 этап. «Географо-биологический верификатор»

Прочитав, скажи в ответ слово «Да» иль слово «Нет».Выполняет вся команда / 1 бал /

Лев сильнее тигра.(Нет, наоборот).

В Европейской части России можно встретить Кобру длиной 324 метра.(Да, это река - правый приток Вятки).

У крокодила жир зеленого цвета.(Да).

Китовая акула проглатывает человека полностью. (Нет, она питается только планктоном).

Если рыбу белугу из Белого моря поселить в Черное море, то она будет давать черную икру, а если ее выпустить в Красное море, то красную.(Нет, конечно).

Слово «лемур» в переводе означает «приведение». (Да).

Мутность воды повышает клев пресноводной рыбы. (Нет, в мутной воде клев падает).

Паутина на разрыв вдвое прочнее стали. (Да).

Луна и Солнце находятся только в небе.(Нет, еще и в море: рыба-солнце, рыба- луна).

Свиньи панически боятся гремучих змей.(Нет, на них не действует яд гремучих змей).

Лещ и подлещик – это рыбы разных видов. (Нет, одного вида. Но разного возраста).

Орденские ленты можно найти в лесу.(Да, это название бабочки).

6 этап. « Мозаика»

В этом конкурсе участники команды должны собрать мозайку и определить , природную зону представителя /5балов/.

Ответ:

Северный олень – тундра; Заяц русак- степь.

Белый медведь – арктическая пустыня; Лиса – представитель лесов.

7 этап. «Шуточный»

В конкурсе участники команд должны ответить на шуточные вопросы /1 бал/.

Ковбой из русской деревни – (пастух)

Живая оболочка Земли – (биосфера)

Что есть и у ботинка, и у волны, и у горы – (подошва)

Наука, изучающая наследственность организмов – (генетика)

Что есть у петуха, у горы, у волны – (гребень)

В Японии его одевают в белую рубашку и галстук, а у нас в разные обноски –( пугало)

Носитель наследственной информации – (ДНК)

Какому природному явлению выставляют баллы, как школьникам – (ветер, землетрясение)

Что путешествует по свету, все время оставаясь в углу (почтовая марка)

Наименьшая единица вещества – (молекула)

Море песка это – (пустыня)

Осадки для лыжника – (снег)

8 этап. «Мимика»

В конкурсе представитель команды, используя руки и ноги должен показать своей команде задание с карточки /3 бала/

1 . Вулкан 2. Водопад

3. Волна 4. Кактус

9 этап «Литературная география + биология»



В этом конкурсе участвуют по 2 представителя команды. Ответы пишут на обороте доски. После открывается и сравнивается правильность ответов.

В какой стране живет Карлсон?

А) В Швеции; Б) В Финляндии;

В) В Дании; Г) В Англии.

Александр Пушкин не добился в лицее отличных успехов только по одному из пересиленных предметов:

А) Географии; Б) Русской словесности;

В)Французской; Г) Фехтование.

Как называется подмосковный дачный поселок, известный в народе как «писательский городок»:

А) Разделкино; Б) Недоделкино;

В) Переделкино; Г) Безделкино.

Что за «шестая часть земли », которую воспевал в своих стихах С.Есенин:

А) Персия; Б) Русь;

В)Индия; Г) Америка.



Какой рыбой знаменито озеро Байкал?

А) Треска; Б) Сельдь;

В) Омуль; Г) Ставрида.

Какое из животных в Индии имеет «рабочую книжку»:

А) Корова; Б) Слон;

В) Осел; Г) Собака.

У какого обитателя океана три сердца?

А) Осьминог; Б) Дельфин;

В) Кашалот; Г) Кальмар.

8. Какие из этих обитателей моря, размножаясь, образуют коралловые рифы?

А) Полипы; Б) Водоросли;

В) Раковины; Г) Моллюски.

Как называется редкая кошка- житель пустыни?

А) Пума; Б) Каракул;

В) Хаус; Г) Барс.

Заключение. Подведение итогов.



Жюри определяет победителей. Награждение команды




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя