


Дорогие ребята!
Все вы знаете, как велика роль русского языка
в современном обществе.
А хорошо ли вы знаете свой родной язык и литературу? Заботитесь ли вы о чистоте русского языка?
Приглашаем вас узнать много нового и интересного, а заодно проверить свои знания.
Неделя русского языка и литературы
пройдет в нашей школе с 21 по 25 ноября 2016 года.
План проведения
День недели | Тематика мероприятия | Место проведения | Участники |
Понедельник 21 ноября 2016г. | Открытие недели Презентация «Словари русского языка» |
Кабинет русского языка |
5-9 классы |
Вторник 22 ноября 2016г. | Конкурс «Самый грамотный» | Кабинет русского языка, кабинеты нач.классов |
2-9 классы
|
Среда 23 ноября 2016г. | Конкурс «Самый грамотный» | Кабинет русского языка, кабинеты нач.классов |
2-9 классы |
Четверг 24 ноября 2016г. | 1.Конкурс иллюстраций к любимым художественным произведениям
2. Конкурс любителей русского языка |
Кабинет русского языка, кабинеты нач.классов
Кабинет русского языка |
2-9 классы
5-9 классы |
Пятница 25 ноября 2016г. | 1.Конкурс сочинений на тему «Почему нужно изучать русский язык» 2. Лекция на тему «За чистоту русского языка» | Кабинет русского языка, кабинеты нач.классов
Кабинет русского языка |
2-9 классы
5-9 классы |
Вторник 29 ноября 2016г. | Закрытие недели. Подведение итогов. Награждение победителей и активных участников | Рекреация 2 этаж | 2-9 классы |
ГРАМОТА
Награждается
_____________________________________,
ученица класса
МКОУ ООШ № 39,
занявшая __ место в конкурсе
«Самый грамотный»

Директор школы
ноябрь 2016 г.
Конкурс любителей русского языка
Цели: обучающие: повторить правописание отдельных орфограмм по русскому языку; расширить кругозор учащихся;
развивающие: способствовать развитию их творческих способностей, смекалки;
воспитательные: прививать любовь к русскому языку; способствовать формированию навыка сотрудничества в группе.
Ход мероприятия
Приветствие.
Учитель: Я рада приветствовать вас на нашем конкурсе любителей русского языка. Мы собрались, чтобы при помощи занимательных заданий расширить ваш кругозор , способствовать развитию творческих способностей, смекалки и конечно же раскрыть для вас новые грани нашего родного языка. Сегодня будут соревноваться две команды: «Знайки» и «Знатоки»
2. Конкурсные задания.
а) Первый конкурс: «Загадки - шутки. Зачитывать задания по одной фразе. Если команда угадывает слово с первой фразы, то получает максимальное количество - 5 баллов, если со второй, то 4 балла, если с 3-ей, то 3 балла, если с 4-й – 2 балла, если с 5-ой, то 1 балл ( при условии, что в загадке пять фраз, если меньше, то и количество баллов будет меньше). Если не угадывает совсем, слово дается команде противников.
Зачитываю задания:
Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело; потом расхлебывают, распутывая это дело;
ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;
ее «просит» рваная обувь;
она в голове у путаников. (Каша)
Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом;
ее набирают в рот, когда молчат;
ею нельзя разлить неразлучных друзей;
в нее прячут концы нечестные люди;
иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить;
он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко;
его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
Его вешают, приходя в уныние;
его задирают, зазнаваясь;
его повсюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
Не цветы, а вянут;
не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека;
его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез;
на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)
б) Следующий конкурс «Грамотей». Вам надо найти и исправить ошибки в тексте. Кто будет более внимательным, тот и победит.
(Командам выдаются листы с текстом, нужно исправить ошибки)
На прашлагодние ашибки
Сматреть мне трудно без улыпки,
Вновь потиплело в дикабре.
Запахло сенам на дворе.
Пишу я луче многих в классе.
Мне падарил падарак Вася.
Я изучала весь енварь
Арфаграфический славарь.
- Всегда приятно слушать человека, если его речь богата, образна, а каждое слово употреблено к месту и ко времени. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.
в) Третий конкурс «Подбери глаголы по смыслу», т.е. вам нужно заменить фразеологизмы глаголами.
«Знайки»
Повесить нос – приуныть
Вставлять палки в колеса – мешать
Надуть губы – обидеться
Наступать на пятки – догонять
Пускать пыль в глаза – хвастаться
«Знатоки»
Втирать очки – обманывать
Зуб на зуб не попадает – замерзать
Сделать из мухи слона – преувеличивать
Найти дорогу к сердцу – понравиться
Бить баклуши – бездельничать
г) Этот конкурс потребует от наших участников четкого произношения,
ведь рассказать скороговорку
тяжелей, чем влезть в горку.
Итак, конкурс «Скороговорка».
Команды получают по 2 скороговорки. Каждую скороговорку нужно произнести по 3 раза.
«Знайки»
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Стоит поп на копне, копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
«Знатоки»
1. Иван – болван молоко болтал, да не выболтал.
2. Осип орет, Архип не отстает, кто кого переорет? Осип осип, Архип охрип.
д) Конкурс называется «Рифмоплет». Каждой из команд выдан лист, на котором записаны рифмующиеся слова. Вам нужно, используя их, сочинить четверостишие.
«Знайки»
Метели
Вода
Прилетели
Стада
(Метели! Метели!
Замерзла вода.
Снегири прилетели,
Исчезли стада.)
«Знатоки»
Леса
Лето
Голоса
Согрета
(Как прекрасны леса
В это теплое лето.
Птиц слышны голоса,
Все любовью согрето.)
е) А сейчас каждой из команд нужно изобразить пословицу, использовать какие-либо слова запрещается. Команда противников должна эту пословицу назвать.
«Знайки»
«Баба с возу, кобыле легче».
«Знатоки»
«На чужой каравай - рот не разевай».
ё) А сейчас мы узнаем, какая из команд самая смекалистая. Предлагаю вам отгадать метаграммы. По одному баллу за правильный ответ.
«Знайки». Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье,
А Ф на П заменишь коль,
То превращусь я в знак сложенья. (Флюс – плюс)
Я – из материи, и все об этом знают.
Но примененье я двойное нахожу:
Когда я с А, то мной одежду украшают,
Когда я с И – больным повязкою служу. (Бант - бинт)
«Знатоки»
Найти меня – простое дело,
Как ни хитри:
Я с Б всегда снаружи тела,
А с К – внутри. (Бровь – кровь)
Я – сборник карт; от ударенья
Зависят два моих значенья;
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас - атлАс)
3. Итог мероприятия.
- Итак, конкурс подошел к концу. Надеюсь, что наша игра убедила вас в том, что заниматься русским языком совсем не скучно, а даже увлекательно и интересно. Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей вашей жизни.
Лекция на тему: «За чистоту русского языка»
Цель: повышение речевой культуры учащихся, расширение представления о значении слов в речи, формирование отрицательного отношения к сквернословию.
Плакаты с высказываниями:
1.Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
за собой повести.
В.Шефнер
2. Речь – это показатель ума.
Сенека
3. Каков человек, такова и его речь.
Сократ
4. С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом.
В.И.Даль
Ход мероприятия
Вступительное слово.
Сенеке принадлежат такие слова: «Речь – это показатель ума». И это правильно, ведь умный человек, прежде чем говорить, всегда обдумает то, что он хочет сказать.
Страшным вирусом современности стала нецензурная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала (когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести) — безусловно, порок. Потом постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Сегодня нецензурные выражения используют школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Эти слова доносятся даже с экранов телевизоров. А ведь это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.
Это очень важная проблема, и мы сегодня с вами об этом поговорим.
Немного истории. Нецензурные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие. Они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси эти слова являлись ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. С их помощью люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. В те времена все знали, что детей нельзя бранить этими словами: дети «будут мучимы бесами». Ругаться в доме нельзя: «бесы будут жить в этом жилище». Настолько серьезные последствия имело сквернословие.
На Руси до середины 19 века бранная лексика не была распространена даже среди крестьян. Напротив, очень долго её употребление являлось уголовно наказуемым. Сквернословящего человека подвергали публичной порке.
При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличным поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле эти слова в русском народе именуются сквернословием, от слова «скверна». Скверное слово — отрицательная энергия. Оно несет уничтожение. «Страшный нож не за поясом, а на конце языка», - говорит пословица. Употребление в речи нецензурной брани показывает сегодняшнюю деградацию общества в целом и каждого человека в отдельности. Если раньше эти выражения были специфическим языком преступников, пьяниц, опустившихся людей, то теперь все меняется.
Сегодня молодые люди свободно «выражаются» в присутствии девушек, не заботясь об их нравственной чистоте. Да и в самих девичьих компаниях употребление непечатных слов становится обычным делом. Чем молодые люди сегодня мотивируют свое сквернословие? Сократ говорил: «Каков человек, такова и его речь». Другой мудрец сказал: «Что переполняет человеку душу, то изливается из его уст». Значит, в душах людей, употребляющих мат, столько скверного, грязного, что оно не умещается внутри и изливается на окружающих.
Расхожей стала философия, что мы, русские люди, без мата не можем жить; он, будто бы, у нас в крови, он даже «полезен»: позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар. Тем, кто так думает, надо знать следующее: 1) публичное употребление нецензурной лексики – это административное правонарушение и карается в соответствии с УК РФ. Глава 20 ("оскорбление") предполагает штраф в размере от 500 до 1000 рублей или до 15 суток административного ареста. В соответствии со статьёй 130 УК РФ ("хулиганство") – наказанием может послужить штраф в размере до 200 МРОТ или лишение свободы сроком до 1 года.
2) Кроме того, еще в древней Руси, употребление бранных слов, а особенно ругани с использованием «имени Божьего, кто ругается слову Божию и Святым Таинствам, или на Богородицу (со словом Мать) , весьма обличен будет: тогда ему язык раскаленным железом прожжен и отсечена глава будет». Мат считается тяжким грехом, вызовом, брошенным Богу, и это не остается без наказания.
3) Нецензурные выражения употребляются с целью выразить откровенное зло, оскорбить, осквернить кого-либо. И они выполняют свое предназначение, уничтожая ум, здоровье как самих ругающихся, так и людей, услышавших эти скверные слова. Как в видимом мире есть продукты скоропортящиеся, так и память человека от сквернословия портится. Появляются болезни: склероз, общая атрофия, сердечная недостаточность и другие.
4) Нецензурные слова – остатки культовых языческих заклинаний, и они носят ритуальный характер, т.е. имеют функцию проклятия или обозначали языческих богов, бесов. Человек, произносящий эти слова, автоматически призывает их на себя, на своих родственников, своих детей. Другими словами, ругательство – это проклятие.
Ученые доказали: слова могут разрушать живые организмы на молекулярном уровне. Известный лексикограф Владимир Даль в XIX веке писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».
Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время отборной брани «корежатся» и рвутся хромосомы.
Любое произнесенное слово – не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет нашу жизнь. Иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать рак, а иногда способно излечить.
III. Коллективная работа.
Как избавиться от сквернословия? Как cберечь чистоту речи? Давайте вместе выработаем правила, с которыми легче преодолеть эту беду.
Дети предлагают, учитель с помощью
наводящих вопросов корректирует. После
обсуждения на экране появляются
следующие правила:
1. Не употреблять нецензурных слов самому. Не нужно бояться выглядеть «белой вороной».
Комментарий учителя: «Все — пусть говорят, а я
не буду». Конечно, для этого требуется мужество.
Над тобой будут смеяться, подтрунивать, шутить,
если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах,
ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не
ругаешься? Так если ты мне друг, я заставлю тебя
выпить, я сам куплю тебе сигарет, я не позволю
тебе быть чище, чем я. Попробуй устоять в такой
позиции. Мы не властны над речью других, но
над собственной речью мы властны, это наше
зеркало, и пусть оно
не будет грязным.
2. Пресекать сквернословие внутри семьи, класса, группы друзей.
- Как народ всегда относился к сквернословию? Об этом нам говорит народная мудрость. Вот несколько поговорок.
«Не сквернословь… потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». «Защиты не будет». «Крыши не будет над тобой».
Что вы посоветуете тем, кто уже приобрел эту пагубную привычку? (Контролировать себя, стараться от нее избавиться). Правильно. Всегда помните, что настоящий контроль — это контроль изнутри. Посмотрите на себя со стороны, какими вы становитесь, когда из вас выливается тирада грязных, не свойственных человеческой природе, слов? Кем вы себя ощущаете: царем природы или разбойником из подворотни?
Сквернословие — это инфекция, которая поражает вашу психику, внедряется в ваше сознание и нарушает все, что вокруг вас происходит.
Для справки:
1. Воздействие нецензурной брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген. Грубыми бранными словами можно не только расшатать свое здоровье и здоровье окружающих, вызвать болезнь, но и убить человека.
2. Брань пагубно влияет на все мироздание, в том числе на экологию. Слово - материально. Оно несет в себе или положительный заряд, от которого все расцветает, люди радуются, улыбаются друг другу, или отрицательный. Этому в жизни и в литературе немало примеров.
3. Слово – это обоюдоострый меч. Человек, который произносит бранные слова, наносит огромный вред и своему здоровью тоже. Все, что он пожелал другому человеку, безусловно, вернется к нему. Это отмечают и врачи, и психологи, и педагоги.
4. О вреде сквернословия говорил и кандидат филологических наук С. Виноградов. Он пишет, что сквернословие – спутник кризисных времен. В качестве примера он приводит слова историка и мыслителя 17 века Ивана Тимофеева, который среди пороков, которые едва не привели к гибели Россию во время Смуты, называет не только ложь, лицемерие, клятвопреступления, сребролюбие (жадность к деньгам), безмерное употребление вина и еды, но и «зловонное произношение …матерных скверных слов»…
Вывод: Сегодня эти слова перестают быть непечатными, а сквернословие стало приравниваться просто к некультурному поведению. Но мы забываем, что с языком, с человеческими словами шутить нельзя, потому что слово – это незримая, неосязаемая связь между духом человека и его телом.
Великий мыслитель древности, христианский мудрец Иоанн Златоуст дает людям такое напутствие, которое точно изменит к лучшему жизнь каждого человека: « Ни с кем не быть во вражде, никого не злословить (т.е. ни на кого не говорить злых, бранных слов), никогда не клясться. Если так построим свою жизнь, даю вам слово и обещаю, что за это будет конец вашему бедствию, и избавление от всех зол, и, что важнее, вечные блага».
Подведение итогов. Рефлексия.
Я хочу, чтобы сейчас вы послушали стихотворение, которое написала Сергиенко Кристина. Оно как раз подходит к теме нашей беседы.
Моему сверстнику
Ты родился русским человеком,
Значит, должен знать родной язык
И беречь его от века к веку,
Так народ наш издавна привык.
Наш язык – «надежда и опора».
Но считают так у нас не все:
Страх берет, когда подумаешь,
что скоро,
Он исчезнет в море мусорных словес.
Не дадим его глупцам в обиду,
Защитим его, всем сердцем полюбив,
Пусть сверкает драгоценными камнями,
Велик, могуч, разумен и красив!
.
-А сейчас напишите, пожалуйста, какой вывод вы сделали для себя и как вы относитесь к проблеме загрязнения русской речи непечатными выражениями.
Ученики в течение 5-7 минут оформляют записи.
Затем зачитывают их вслух.