СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые подходы выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся в учебной деятельности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 14-15 лет подросток переходит на заключительную ступень школьного образования. Часто это смена классного коллектива или даже школы. Наиболее продуктивное взаимодействие и получение результата происходит тем быстрее, чем короче знакомство учителя с ребенком и эффективнее процесс адаптации к новым условиям. Тут важно работать в тестном тандеме психологу-учителю-родителю и, конечно же, самому ребенку. Но наиболее важной составляющей быстрейшего достижения результата отводится педагогическому коллективу, а основой (и вектором) является психологическая составляющая сопровождения.

Просмотр содержимого документа
«Некоторые подходы выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся в учебной деятельности»

Психолого-педагогическое сопровождение

одарённых учащихся в учебно-воспитательном процессе.

(из опыта работы)


Основная идея обновления общего среднего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Внутренний мир каждого человека по-своему уникален. И нет на свете абсолютно одинаковых людей (даже среди однояйцевых близнецов). Каждому присущи свои индивидуальные предпочтения, склонности и способности.

Способности, как принято считать, это такие индивидуально–психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению той или иной деятельности. Способности школьников чаще всего относятся к тем видам деятельности, которыми он занимается. Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выявления, но и для творческого развития способностей.

Прежде чем что-либо развивать и иметь возможность это фиксировать, необходимо установить исходные параметры. Например, для интеллектуального развития ребенка через учебную деятельность можно установить начальный уровень развития актуальных и потенциальных возможностей и способностей, креативности, мотивацию к достижениям в различных видах деятельности; изучить индивидуальные особенности личности, область или сферу одарённости. Общеизвестно, что физики и лирики редко встречаются в одном лице.

Опишу опыт моей работы с поступающими к нам в лицей ребятами. Зачисление в лицей проходит на конкурсной основе: все абитуриенты сдают вступительные экзамены (по направлению будущего обучения) и психологическое тестирование Эти первичные диагностические данные, как раз и являются первоначальной точкой отсчёта.

Развитие творческих способностей учащихся в учебном и воспитательном процессе происходит посредством применения педагогами современных достижений нейролингвистики, педагогики, психологии, физиологии и других наук. Так, например, для развития вербальных способностей необходимо иметь представление о развитии у ребёнка речевых навыков, активного словаря, грамотности, орфографической зоркости; для развития математических способностей необходимо знать уровень развития математического мышления, оперативность мыслительной деятельности, пространственное воображение; музыкальной одарённости – развитие музыкального слуха и т.д.

Диагностические данные вступительного тестирования заносятся в карту индивидуальных достижений (см. приложение№1).

Одним из главных критериев развития одарённой личности является показатель адаптации к новым условиям образовательно–воспитательной среды. Для анализа адаптации мы используем модифицированный цветовой тест, диагностику психологической комфортности и психологического микроклимата в группах, результаты учебной деятельности учащихся.

Проводя многолетние наблюдения и сравнение их с результатами исследований очевидно, что наибольшие трудности при адаптации учащихся первого года обучения к нашим условиям вызывают предметы точного цикла: математика, физика, химия, информатика у учащихся гуманитарного профиля;

предметы филологического профиля по степени трудности (как непрофильные, в классах с математическим или биологическим уклоном) стоят на 2-месте;

иностранные языки вызывают трудности преимущественно у учащихся математического профиля (экономические классы) и химиков-биологов.

Среднестатистические данные адаптации по лицею (на период окончания 1 четверти):

Полная адаптация (сектор 1)

Частичная адаптация (сектор 2)

Дезадаптация

(сектор 3)

Предполагаемые трудности

(сектор 4)

Неожиданные трудности (сектор 5)

89%

7.7%

3.2%

39% (12-80)

1.8%


Графически это можно представить так:


Проводимая совместная коррекционная работа учителя, психолога и родителя позволяет разрешить данную проблему в кратчайшие сроки.

В течение последующего периода обучения в лицее учащихся службой СППС проводится мониторинг развития общеучебных навыков и способностей. Первичные диагностические данные являются очень важным звеном в динамике развития учащихся, т.к. показывают динамику развития каждого конкретного учащегося и позволяют своевременно корректировать процесс развития. Так, например, в период обучения группы на филологическом профиле динамика развития математических способностей у отдельных учащихся имела такой вид:

Анализ данных позволяет предполагать, что отрицательная динамика достижений в точных науках у ученика №3 может быть вызвана коммуникативными затруднениями при взаимодействии с учителем или учебной группой. Уточнение данного затруднения возможно через индивидуальные беседы, анкетный опрос или уточняющие диагностики. В процессе диагностической, а затем, и коррекционной работы с таким учеником выяснилось, что главной причиной его затруднений было то, что преподаватель не практиковал объяснение на доске новой темы (привычная форма изучения нового материала в общей школе), что явилось крайне проблематичным для данного учащегося. Потенциальный уровень был очень высок, но самообразовательных навыков у него не было. В процессе коррекционной работы с психологом были проведены обучающие занятия по НОТ ученика. Последующие измерения показали положительную динамику.

Для того, чтобы эффективно взаимодействовать с учеником, необходимо учитывать особенности когнитивного стиля одарённого ученика.

В течение второй четверти во всех академических группах проводится изучение развития ВПП и преобладания репрезентативных систем у учащихся. Выводы по данным диагностических исследований учитываются при разработке рекомендаций НОТ для каждого отдельно взятого учащегося и для индивидуальной работы учителя с академической группой в рамках парадигмы личностно–ориентированного подхода. И учитель, и ученик, и его родитель имеют возможность познакомиться с результатами и рекомендациями специалистов СППС.

Для реализации программы развития одарённости большое значение имеет доминанта латерализации полушарий головного мозга. Не каждый учитель может развивать одарённую личность. Психологической службой проводятся обучающие семинары для педагогов, на которых подробно изучаются особенности мыследеятельности и развития творчества у левополушарных, правополушарных учащихся и учащихся - амбидекстров. Педагоги-предметники разрабатывают программы развития учащихся с учётом психофизиологических особенностей учащихся и своих собственных. Как показывает наша практика, учёт учителем в учебной деятельности психофизиологических особенностей учащихся повышает уровень межличностного доверия и способствует повышению творческой активности как на уроках, так и во внеурочной деятельности: освобождение творческой энергии, способности к импровизации, генерирование идей способствует повышению мотивации достижений и результативности в предметной деятельности. Желание продемонстрировать достижения и собственные силы на конкурсах, олимпиадах, в НЛО (научном лицейском обществе), научных конференциях и в других видах деятельности открывают широкие перспективы перед учащимися.

Для коррекции развития и согласования учебных программ учителям-предметникам предлагается заполнить карту развития одарённости ученика (приложение №2), например: по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе и иностранному языку (в филологических классах), математике, физике, информатике (в физико-математических классах) и т.д. Результаты таких карт сравниваются и выявляются резервы развития творческой активности и одарённости у каждого отдельно взятого ученика. На совместных заседаниях вырабатывается стратегическая позиция развития класса. Учителя предметники делятся с коллегами других кафедр своими педагогическими находками и приёмами развития творческих способностей у учащихся.

Большой вклад в развитие одарённости вносят проводимые предметниками нестандартные уроки: театрализованные представления по русской и белорусской литературе, фольклорные группы при изучении белорусского языка, исследовательская лаборатория при изучении химии, биологии и географии, научное заседание при изучении истории и т.д. На таких уроках всегда присутствует атмосфера особой значимости, научного поиска и праздника. Неотъемлемой составляющей любого урока стало применение ИКТ.

Учащиеся, имеющие высокие и очень высокие результаты диагностического исследования потенциальных и актуальных способностей берутся на особый учёт: с ними начинает работать учитель, дифференцируя учебные задания с учётом «скорости продвижения». Зачастую такие учащиеся обучаются по индивидуальной учебной программе, т.к. у них отмечается усиленная работоспособность и стремление к опережающему учебному материалу, стремление в самосовершенствовании, интеллектуальная «жажда» и стремление удовлетворения интеллектуальных потребностей именно в данный период времени. Помимо учителя-предметника индивидуально работают и преподаватели ВУЗа.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных осуществляется в виде тьюторства. Психолог-тьютор разрабатывает индивидуальную программу для каждого учащегося, включающую индивидуальные занятия и групповые формы работы. С учетом выявленных затруднений может быть разработана психотерапевтическая программа.


Приложение №1


№ п/п

Фамилия, имя

Потенциальные способности

актуальные способности

Математические

способности

Лингвистические

способности

Пространственное воображение

Уровень осведомлённости

Уровень обобщения

логика

мышление

Развитие креативности

Скорость протекания мыслительных процессов

Особенности внимания

1














2














3














4














И т.д.

















Приложение №2


№ п/п

Фамилия, имя

Достижения по белорусскому языку

Скорость продвижения в изучении материала

Достижения по русскому языку

Скорость продвижения в изучении материала

Достижения по иностранному языку

Скорость продвижения в изучении материала

Умения применять знания в нестандар-тной ситуации

Скорость мысли-тельных процессов

Особенности внимания

1











2











3











4











И т.д.












Примечание

1. Достижения оцениваются отметкой.

2. Скорость продвижения в достижении результата оценивается по отношению к другим ребятам в классе.