Просмотр содержимого документа
«Необходимость проведения работы с текстом на уроках чтения в начальной школе»
Необходимость проведения работы с текстом на уроках
чтения в начальной школе
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Этому виду работы я уделяю внимание один час в неделю со второго класса. Тексты подбираю совершенно разные: научные, художественные, публицистические (учитывая возрастные особенности ребят, естественно).
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: дети учатся видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учатся интерпретировать текст.
К каждому тексту, которые я даю, прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста я включаю вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, сравнение и олицетворение составляя план, выделяя абзацы, подбирая синонимы и антонимы к словам, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ребята используют знания, полученные на уроках русского языка и литературного чтения.
Считаю, что работа с текстом систематически помогает ученикам отличать главную тему текста от мысли текста, способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию, обрабатывать её. В ходе работы у детей развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами, словосочетаниями, предложениями ученики тренируют свою зрительную память, а, значит, развивают орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности я вношу такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работая с иллюстративным материалом.
При работе с текстом также осуществляется системный подход к изучению языка и прослеживаются межпредметные связи. А разные виды текстов расширяют кругозор детей, ведь там очень много дополнительной информации, неизвестной им ранее. Также думаю, что этот вид деятельности на уроках влияет и на технику чтения моих учеников.