Необходимые условия
на уроке и во внеурочное время для
развития мотивации к
учебно-познавательной деятельности.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения.
Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.
А радость обязательно вызовет интерес к учению».
Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать
их с аппетитом».
Отсутствие или низкая мотивация к учебно-познавательной деятельности- это одна из причин неуспеваемости .
Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом:
включение учеников в коллективные формы деятельности;
- привлечение к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
- сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
- поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
- занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя,
познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
- умелое применение поощрения и наказания.
Установки учителя, способствующие формированию мотива учения.
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
- Создание ситуации успеха.
- Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности.
- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.
- Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика.
- Вера учителя в возможности ученика.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без
боязни ошибиться.
- Оценка деятельности ученика не только по конечному
результату, но и по процессу его достижения.
Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации «отставших детей».
- восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуации успеха, создание условий для переживания успеха, поддержание уверенности в ученике;
- преодоление «выученной беспомощности»
как следствия длительных неудач;
- ориентация на процесс, а не на результат учебной
деятельности (составление планов работы,
связывание отдельных действий в систему, усиление
адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи ученика);
- укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговор своих действий).
Решение конкретной задачи.
инструктирование
наставничество
Хочет - не может
мотивация
Может - не хочет
Результат
Делегирование
полномочий
Может - и хочет
7
Моя учителя
Не столько учить, сколько помогать найти знания, необходимые для развития личности конкретного ученика.
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя.
Учитель должен :
Стремиться понять и принять каждого ребёнка .
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке .
Проявлять
- разумную требовательность;
- неиссякаемое терпение;
- справедливую строгость;
- веру в возможности ученика.
В итоге подчеркну , что ситуация успеха только тогда становится действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она: - организуется на всех этапах учебного процесса; - усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе; - реализуется с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что находит своё
отражение в подборе приёмов
и средств в работе с конкретным
учеником.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод ,
чтобы эффективность урока была «отличной» надо создать увлекательный урок.
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:
- самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;
- отстаивать своё мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- задавать вопросы своим товарищам;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- объяснять более слабым ученикам непонятные задания.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!